Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Шторм

Государственный академический театр им. Моссовета | 1972 | Драма | 126 мин.
Режисcёр: Юрий Завадский
В ролях: Юрий Завадский, Леонид Марков, Олег Анофриев, Ростислав Плятт, Вячеслав Бутенко, Валентина Талызина, Алексей Зубов, Николай Парфёнов, Михаил Львов, Олимпиада Калмыкова
2462

У моссоветовцев было несколько «Штормов» — первый в 1925 году поставил Е. Любимов-Ланской. Затем в 1951-м (вместе с Е. Страдомской) за пьесу В. Билль-Белоцерковского взялся Ю. Завадский, но особого успеха не снискал. Спустя много лет осенью 1967 года он выпустил третий «Шторм». Надо сказать, если бы не упрямство Завадского, последней — самой удачной — версии могло бы не быть. «Штормом», исторически ставшим одним из символов Театра Моссовета, режиссер намеревался отметить пятидесятилетие революции, получил одобрение сверху — но вот в самом театре поначалу идею эту не приняли: что еще можно сказать в третий раз?.. Как вспоминал Б. Поюровский, затея эта встретила «вне стен театра — иронические улыбки. Внутри — почти бунт ... Дело прошлое, но я тоже принадлежал к числу маловеров:


— Ну, кому это сейчас нужно? К тому же без Абдулова, Розен-Санина, Раневской?!»


Но Завадский нашел форму, благодаря которой в застойную брежневскую пору и критика, и публика полюбили революционный «Шторм». Р. Плятт, который в обоих постановках играл старого партийца, интеллигента Раевича, отмечал, что «Обильная пресса ... объявила спектакль Завадского подлинно новаторским и при обсуждении юбилейных премьер 1967 года «Шторм» вышел на первое место».


Билль-Белоцерковский, который сперва был матросом на русских и английских торговых судах, затем 8 лет трудился разнорабочим в Штатах, а в 1917-м вернулся в Россию и участвовал в Гражданской войне — написал многонаселенную пьесу-агитку «Шторм» в год смерти вождя (к слову, в 1927-м появится и «Штиль»). Пьесу о новых героях, борющихся с внешними, с внутренними врагами, с тифом. О продразверстке, крестьянах и мещанах. О расстановке сил на новой политической карте и о людях нового общества — словом, о советской жизни, где место подвигу есть каждый день. В те годы театр активно обращался к советской литературе, и кроме В. Билль-Белоцерковского на его сцене появились спектакли по Д. Фурманову, В. Киршону, Ю. Яновскому.


Когда в 1951-м к «Шторму» обратился Завадский, драматург добавил в действие новые эпизоды и героев. Игравшая спекулянтку Ф. Раневская сама придумаласвой текст, и ее героинястала настолько ярким персонажем постановки (говорили, после ее сцены зрители рукоплескали — и потом уходили со спектакля), что комедийный заряд ее роли оттягивал на себя внимание публики и тем самым смещал режиссерские акценты. Такчто Завадский, увы, в итоге ее героиню (чей образ, как пишут, оценил Б. Брехт!) из инсценировки вывел.


Постановка Любимова-Ланскогорассказывала о современном, и сценография это ощущение актуального должна была передать. В 1951-м Завадский стремился уже больше к цельности впечатления, внешние приемы были для него не так важны, хотя без внимания не оставлены. Но полностью он реализует свою идею в постановке 1967-го (с режиссером А. Зубовым и художником А. Васильевым; музыка А. Пирумова, стихи Р. Рождественского), воспользовавшись необычным решением. Если для прославлявшего революционный порыв текста на сцене ждали привязанности к бытовым деталям, то Завадский отказался от всего лишнего — можно сказать, вообще почти от всего. «Пьеса вся замешана на быте, и вдруг — пустая сцена, прочь бороды, валенки. Ни декораций, ни костюмов, ни гримов, только детали... А Завадский видел свое и оказался самым ищущим ... среди нас! На премьере ... он обратился со сцены к зрителям (и это стало традицией каждого спектакля) и сказал о том, что именно на этом спектакле он не хочет обычного деления» на зрительный зал и сцену, — описывал Р. Плятт. Новый «Шторм», продолжал актер, был очищен «от всего, что отвлекло бы от патетической темы, от страстной революционной ноты ... с действием, то возникающем в зрительном зале, то перетекающем со сцены в зрительный зал».


Завадский хотел со сцены показать спектакль-концерт или, как писал М. Любомудров, даже спектакль-митинг. Для этого он максимально сократил дистанцию между актерами и зрителями, а сами артисты выходили теперь практически без грима, и в их костюмах уже новой эпохи были лишь детали той поры пятидесятилетней давности. Плятт поначалу опасался декорационного и костюмного лаконизма второй версии, но Завадский его роли в обоих постановках необыкновенное ценил, говоря, что от первой интерпретации ко второй тот органично перешел благодаря соединению «правды и возвышенной романтики».


О новом «Шторме» Любомудров рассказывал, как «действие возникало из стиха о бойцах, которые «сделали первый шаг», завершалось поэтической строкой — заветом революционного поколения потомкам. Эпизоды чередовались с кинематографической быстротой. Актеры действовали на авансцене в скрещенных лучах прожекторов. Лишь массовые картины занимали все пространство. Завадский стремился приблизить революционную историю к нашим дням, утвердить связь времен и преемственность идеалов». Неудивительно, что вместе с Р. Пляттом, Л. Марковым (Председатель Укома), О. Анофриевым (матрос Виленчук) на подмостки вышло и молодое поколение — в построении коммунизма была занята вся труппа.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Олег Табаков
  • 1990
  • 98 мин

Московский театр-студия под руководством О. Табакова

  • Драма
  • Юрий Иоффе
  • 1993
  • 110 мин

Московский академический театр имени В.В. Маяковского

  • Драма
  • Ольга Кознова
  • 1972
  • 25 мин
Прямая трансляция 23 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Павел Коган, Борис Петрушанский

Прямая трансляция 22 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Тайны женских портретов. Боттичелли, Рембрандт ван Рейн, Лиотар, Гойя, Давид, Ренуар

Прямая трансляция 22 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Лев Конторович

Прямая трансляция 22 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

В гостях у сказки. Играет и рассказывает Полина Осетинская

Прямая трансляция 21 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Ли Бяо

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Камерный оркестр «Московия», Эдуард Грач

Прямая трансляция 21 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

Тысяча и одна ночь Шехерезады

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Оркестр Московской филармонии, Даниэль Райскин, Дмитрий Маслеев

Прямая трансляция 21 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Гретри. «Петр Великий»

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

Дирижировать будет Александр Сладковский, а ведущим станет Михаил Козырев.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть