Евгений Миронов
Персона

Евгений Миронов

Родился:
29 ноября 1966 (56 лет)
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Художественный руководитель
,
Актер театра
Содержание

Евгений Миронов с детства мечтал стать актером и поступил на курс к земляку Олегу Табакову в Школу-студию МХАТ. Актер играл в «Табакерке», МХТ, «Современнике», работал со многими зарубежными режиссерами. Прославился картинами «Идиот», «Апостол» и «Время первых». За свои роли он неоднократно получал премии «Золотой орел», «ТЭФИ», «Хрустальная Турандот», «Золотая маска». В 2006 году Миронов стал художественным руководителем Театра наций и сделал его открытой гастрольной площадкой западного образца. Актер также учредил несколько благотворительных фондов и основал Международный фестиваль — школу современного искусства TERRITORIЯ.

Евгений Миронов родился 29 ноября 1966 года в Саратове и жил с родителями в поселке Татищево-5 (сейчас Светлый) Саратовской области. Его отец Виталий Миронов работал водителем, а мать Тамара Миронова — сборщиком елочных украшений на заводе. В семье Мироновых была еще дочка — Оксана, она стала балериной и открыла детскую танцевальную студию.

В детстве Евгений Миронов занимался в драматическом кружке и музыкальной школе, танцевал в ансамбле. Его родители увлекались кино и театром — всей семьей они участвовали в местных конкурсах художественной самодеятельности и устраивали домашние спектакли. Актер говорил: «С самого начала другой мысли о профессии у меня не было. Видимо, рассказы моих родителей, которые участвовали в самодеятельности, повлияли настолько, что я заболел актерством. Мне и в голову не приходило, что я могу стать кем-то еще».

В 1982 году Миронов закончил восемь классов школы и поступил в Саратовское театральное училище имени Ивана Слонова на курс Валентины Ермаковой. Первой его учебной работой стала роль Ивана из повести «Иван» Владимира Богомолова. В 1986 году начинающий актер с успехом закончил училище и поехал поступать в Москву. Он надеялся на помощь известного тогда уже режиссера и театрального педагога Олега Табакова, который тоже был из Саратова и нередко помогал землякам.

«Я приехал в Москву в полной уверенности, что, если я скажу кодовое слово «Саратов», все свершится. <…> И я встал возле МХАТа у служебного входа: он играл «Скамейку» с Дорониной. <…> Он появился стремительно, пролетал мимо меня, но я все же успел произнести кодовое слово «Саратов». Он остановился, посмотрел на меня и сказал: ну и что? Я пробормотал какие-то жалкие слова вроде вот, мол, самородок, возьмите, мол, и все такое. Он продиктовал свой телефон домашний и исчез»

Олег Табаков назначил Миронову двухнедельный испытательный срок, за это время актер должен был подготовить отрывок для показа. Актер в интервью Виктору Борзенко и журналу «Театрал» вспоминал: «На экзамене я сделал упражнение одно, допрыгнул до потолка, и он это заметил и сказал: видимо, ты способный мальчик. И меня взяли на курс. Но дальше саратовский пароль не сработал. Я ж был как мышь серая. Боялся Москвы страшно, а он, мне кажется, смотрел на меня с чувством естествоиспытателя: выживет или нет». Студенты в мастерской Табакова учились уже на втором курсе Школы-студии МХАТ, поэтому Миронов перескочил первый. Уже через год, в 1987 году, он сыграл Юджина Джерома в спектакле Табакова «Билокси Блюз» по пьесе американского драматурга и сценариста Нила Саймона.

В 1990 году Евгений Миронов закончил Школу-студию МХАТ и получил приглашения сразу от трех театров. Олег Ефремов звал его во МХАТ, Владимир Портнов — в Театр на Малой Бронной, но Миронов вместе с сокурсником Владимиром Машковым принял предложение Олега Табакова и поступил на службу в Московский театр-студию под его руководством. В «Табакерке» он участвовал в спектаклях «Прищучил», «Ревизор», «Обыкновенная история». В 1991 году Миронов с триумфом сыграл Давида Шварца в уже легендарном спектакле Табакова «Матросская тишина» по пьесе Александра Галича. Вторую главную роль, Абрама Шварца, в нем исполнял Владимир Машков. Затем актер играл главные роли в постановках «Страсти по Бумбарашу» и «Звездный час по местному времени» Владимира Машкова, «Анекдоты» и «Еще Ван Гог…» Валерия Фокина.

В 1994 году известный немецкий режиссер Петер Штайн пригласил Миронова на роль Ореста в спектакль «Орестея» по трагедиям Эсхила «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». Постановка длилась семь часов и в России не всем пришлась по вкусу, однако пользовалась популярностью в Европе. Кроме того, эта работа вдохновила Штайна в 1998 году поставить шекспировского «Гамлета» с Мироновым в главной роли. Режиссер перенес действие на боксерский ринг, а внутренние переживания Гамлета изобразил как бой с самим собой. Спектакль высоко оценили критики и публика, он гастролировал по городам России и за рубежом, а Миронов получил статус ведущего театрального актера нового поколения. Он настолько вживался в роль, что однажды после того, как отыграл двадцать пять «Гамлетов» подряд, поехал лечиться от депрессии в пансионат.

Затем Миронов сыграл в двух спектаклях Фокина в «Современнике». В 1995 году — Ивана Карамазова в постановке «Карамазовы и АД» по поздним произведениям Федора Достоевского. А в 1996 году актер исполнил роль бывшего председателя Уральского ЧК Федора Лукоянова в спектакле «Последняя ночь последнего царя» и получил Международную премию Станиславского за лучшую мужскую роль сезона. Кроме того, с 2000 года Миронов начал сотрудничать с МХТ им. Чехова, художественным руководителем которого стал Табаков. За роли Джорджа Пигдена в «№13» и Порфирия Головлева в «Господах Головлевых» он получил премию «Хрустальная Турандот». Также актер исполнял роль Константина Треплева в «Чайке».

В 2000 году актер сыграл Гришку Отрепьева в постановке «Борис Годунов» английского режиссера Деклана Доннеланна. Это было современное прочтение классической трагедии Александра Пушкина: действия напоминали политическую гонку XXI века с дебатами и ток-шоу. За работу в спектакле Евгения Миронова наградили театральной премией «Чайка». Постановку показали не только в Москве и в Санкт-Петербурге, но и во многих зарубежных странах. В 2003 году Миронов поработал с еще одним режиссером мирового масштаба — Эймунтасом Някрошюсом. В его постановке «Вишневый сад» актер сыграл Ермолая Лопахина, образ которого был ключевым в интерпретации литовского режиссера. Именно после премьеры этого спектакля многие критики стали называть Евгения Миронова актером номер один на отечественной сцене. А в 2004 году он получил звание народного артиста РФ.

В 2006 году актер создал «Театральную компанию Евгения Миронова» и спродюсировал спектакль «Figaro. События одного дня» в постановке Кирилла Серебренникова, а также сыграл в нем главную роль. Действие классической комедии Пьера Бомарше происходило в офисном пространстве, а Фигаро был одет в современный костюм.

В декабре 2006 года руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой назначил Евгения Миронова художественным руководителем Театра наций. Его создали в 1987 году как открытую сценическую площадку, чтобы там гастролировали коллективы со всей России. Однако в действительности деятельность театра не пользовалась популярностью, к тому же там 15 лет непрерывно шел ремонт. Швыдкой говорил: «Театр наций слишком долго находился в состоянии вялой деятельности. Да, там проводились фестивали и акции. Но, с моей точки зрения, слишком медленно шла реконструкция здания. <…> Решение о смене руководства продиктовано тем, чтобы оживить, сделать более современной деятельность этого уникального учреждения культуры».

Миронов сразу же занялся реконструкций театра. Театр наций стал открытой гастрольной площадкой западного образца: он не имел постоянной труппы, репертуара, но сотрудничал со многими известными актерами и режиссерами, в том числе и зарубежными, ставил экспериментальные постановки. В ноябре 2008 года прошла премьера спектакля «Рассказы Шукшина» всемирно известного латвийского режиссера Алвиса Херманиса. Евгений Миронов сыграл в каждом из девяти рассказов, а его партнершей стала Чулпан Хаматова. Именно эта работа положила начало их творческому союзу. Театральный критик Елена Дьякова в издании «Новая газета» писала: «Лучшего дуэта на сцене я не видела давно. Они слажены — точно играли вместе годами, они искрят вольтовой дугой, явно щеголяют друг перед другом, рассыпая филигрань жестов. И профессионализм Евгения Миронова (неизменный, но иногда холодный) обретает ту яростную силу, с которой живет на сцене Чулпан». В театральном сезоне 2009–2010 постановка гастролировала по миру, а также получила театральные премии «Хрустальная Турандот» и «Золотая маска» в трех номинациях, в том числе и за лучшую мужскую роль в исполнении Миронова.

В сезоне 2010–2011 в России и Италии состоялась премьера спектакля Театра наций «Калигула» в постановке Эймунтаса Някрошюса. Миронов вновь исполнил главную роль и получил за нее «Золотую маску». Также к 2011 году наконец отреставрировали основное здание в Петровском переулке, а также построили Малую сцену — площадку для молодых режиссеров.

Затем Театр наций представлял спектакли «Фрекен Жюли» немца Томаса Остермайера, «Гамлет | Коллаж» канадца Робера Лепажа, «Сказки Пушкина» американца Роберта Уилсона, «Иванов» русского режиссера Тимофея Кулябина, «Дядя Ваня» француза Стефана Брауншвейга. Во всех них Миронов выступал не только художественным руководителем, но и актером. Он говорил: «Как артист я подчиняюсь режиссеру. Я могу с ним спорить, да, но я тут подчиненный. А как художественный руководитель я формирую программу — кому и что поставить. И вот за это уже я целиком отвечаю. Это немалая ответственность. Мы не репертуарный театр, но у нас работает более 400 артистов — такого нет больше ни в одном театре».

В кино Евгений Миронов начал играть еще будучи студентом. В 1988 году он снялся в фильме «Жена керосинщика» Александра Кайдановского, затем — в еще нескольких картинах. А в 1991 году Миронов сыграл главную роль Саши в фильме Валерия Тодоровского «Любовь» и прославился как киноактер. В 1992 году за эту работу он получил множество кинематографических наград, в том числе Гран-при Международного кинофестиваля в Женеве. В том же году Миронов сыграл веселого лейтенанта, который влюбился в молодую жену командира части, в трагикомедии «Анкор, еще анкор!» Петра Тодоровского. По итогам года Миронов получил звание лучшего актера страны. Затем он снимался в фильмах «Лимита» и «Мама» Евгения Евстигнеева, «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, «Мусульманин» Владимира Хотиненко.

В 2003 году вышла одна из самых заметных киноработ Евгения Миронова: он исполнил роль князя Мышкина в экранизации романа Федора Достоевского «Идиот» режиссера Владимира Бортко. Его партнерами стали Владимир Машков, Лидия Вележева, Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Михаил Боярский. Картина имела большой успех, а Миронова удостоили «ТЭФИ» и «Золотого орла».

В 2008 году Миронов снялся в 12-серийном телевизионном фильме «Апостол». Он сыграл сельского учителя, который в начале войны оказался братом-близнецом погибшего немецкого диверсанта и стал частью шпионской операции чекистов. Его партнерами стали Николай Фоменко и Дарья Мороз. За роль братьев Павла и Петра Истоминых Миронова удостоили «ТЭФИ».

В 2011 году актер сыграл Федора Достоевского в одноименном телевизионном сериале. Он серьезно готовился к роли: ходил в музеи, изучал мемуары, перечитывал произведения писателя, вспоминал, как исполнял его героев — Ивана Карамазова и Князя Мышкина. Миронов говорил, что играть самого Достоевского ему было еще сложнее, так как он весь состоит из своих героев. Кроме того, чтобы изобразить человека, который страдает эпилепсией и у которого буквально каждую секунду меняется мимика, актер общался с врачами и смотрел видео с больными. Также он нашел особенный высокий и при этом глухой тембр голоса Достоевского — тенор «с трещинкой», благодаря которому писатель «брал залы». За эту роль Миронова удостоили «Золотого орла».

«Играть и каждую секунду думать, что ты исполняешь роль гения, — это невыносимо. Как только я забывал про ответственность, то сразу погружался в проблемы человека, который любит, страдает, — и мне становилось легче. <…> Достоевский потом писал, что, если бы не его пребывание в заключении в городе Омске, он бы не стал тем, кем стал. <…> Вот эти люди, которых он там увидел, с которыми четыре года провел бок о бок, сделали его другим. После той немыслимой литературной славы, которую он обрел в узких кругах после написания «Бедных людей», пребывание в заключении вдруг сбило с него всю спесь. Заставило его углубиться в себя. <…> И в фильме показаны духовные изменения»

Миронов снимался в фильмах «Утомленные солнцем — 2», «Космос как предчувствие» и получил за обе работы премию «Ника». Он также играл в фильмах «На Верхней Масловке», «Охота на пиранью», «Вычислитель», «Побег», «По этапу».

В 2013 году голливудский режиссер Вадим Перельман снял многосерийную детективную историческую сагу с элементами мелодрамы «Пепел», действие которой происходит в 1938–1948 годах. В основу картины легла реальная история известного вора Арсения Пепла, которого и сыграл Миронов. Его герой случайно поменялся документами, а следовательно, и жизнями с капитаном Красной армии Игорем Петровым. Его роль исполнил Владимир Машков. Также в сериале сыграли Елена Лядова, Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Андрей Смоляков. Он стал самым рейтинговым телепроектом года на канале «Россия-1».

В 2014 году актер в дуэте с Чулпан Хаматовой исполнил главную роль в фильме Елены Хазановой «Синдром Петрушки» по одноименному роману Дины Рубиной.

В 2017 году в прокат вышел фильм «Время первых» Дмитрия Киселева о космонавтах Алексее Леонове и Павле Беляеве, которые в впервые в истории человечества вышли в открытый космос во время полета на корабле «Восход-2» в 1965 году. Миронов сыграл Леонова, который на тот момент еще был жив. Актер много общался с космонавтом, он вспоминал: «В жизни Алексей Архипович оказался совершенно не таким, каким я его себе представлял. Он очень веселый человек, <…> всегда позитивно относится к происходящему, несмотря на сложные, а порой и катастрофические ситуации». Роль Беляева исполнил Константин Хабенский. Оба актера прошли тренировочные курсы и наблюдали, как космонавтов запускали в полет с Байконура. Миронов рассказывал: «Нас гоняли на той же центрифуге, которая сохранилась чуть ли не со времен тренировок Леонова и его коллег. Но физическая выносливость была не самой главной проблемой. Гораздо острее оказалась проблема психологическая: замкнутое пространство, в котором мы должны были еще и сыграть драматические сцены. Впервые в моей актерской жизни я ощутил некий страх. И мне вовсе не стыдно про это говорить». За эту роль он получил «Золотого орла». Кроме того, Миронов вместе с Тимуром Бекмамбетовым продюсировал картину.

Затем актер снимался в фильмах «Матильда», «Демон революции», «Карп отмороженный», «Коронация», «Вратарь Галактики», «Пробуждение» и «Сердце пармы».

В 2003 году Евгений Миронов предложил создать премию «Акция по поддержке театральных инициатив». Ее вручали до 2011 года при поддержке Администрации президента РФ. В 2004 году актер также стал членом Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Тогда же он стал председателем оргкомитета Международного фестиваля — школы современного искусства TERRITORIЯ. Миронов признавался, что создал этот проект, так как понял, что ему самому не хватает знаний в этой сфере. В мероприятиях фестиваля-школы участвуют студенты театральных вузов России, СНГ и Балтии. В арт-дирекцию также вошли Роман Должанский, Теодор Курентзис, Мария Миронова, Кирилл Серебренников, Андрей Ураев и Чулпан Хаматова.

В 2008 году актер создал благотворительный фонд поддержки деятелей искусства «Артист». Он оказывает материальную и моральную поддержку актерам театра и кино старшего поколения в 63 городах России. В 2014 году Миронов также стал соучредителем благотворительного фонда «Жизнь в движении». Он помогает детям с ограниченными возможностями, детям-сиротам и детям, которые остались без попечения родителей и имеют патологию опорно-двигательной системы.

Евгений Миронов не был в браке и свою личную жизнь тщательно скрывает. Его мама Тамара Миронова в интервью «Экспресс-газете» рассказывала: «Раньше я переживала, что сын никак не женится, приставала к нему: «Вот меня не станет, куда ты пойдешь? В холодные стены? Почему ты все никак себе половинку не найдешь?!» Он отвечал: «Мам, те, кто нашел себе половинку, давно уже развелись. У меня так мало свободного времени, что я бы не смог сделать счастливой свою семью». И все же до конца он все никак не мог меня убедить. Но однажды сын сказал то, что я поняла: «Я послан Богом на землю только для того, чтобы заниматься искусством».

В 2019 году стало известно, что у Миронова есть маленький сын. Актер скрывал его от глаз общественности, но в сентябре 2020 года взял с собой на премьеру мультфильма «Белка и Стрелка. Карибская тайна». В нем, как и в двух предыдущих частях, Миронов озвучил крысу по имени Веня. Он рассказывал: «Мне кажется, таких качественных отечественных мультфильмов у нас еще не было, этим можно гордиться. В зале сидит мой сын Петя. Когда я озвучивал своего персонажа, я его взял на одну из смен. Я не мог найти некоторые слова, которые мой герой кричит одному великану. Мы не могли придумать их. Но их придумал Петя. Это фраза простая, но она очень точно туда влезла, и звучит она так: «Монстр — малявка!» Так что дети — соавторы нашего мультфильма!».

Фильмы