Татьяна Лаврова
Персона

Татьяна Лаврова

Годы жизни:
07 июля 1938 — 16 мая 2007
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Актер театра

Ее называли советской Джульеттой Мазиной за искренность и пронзительность игры, Андрей Вознесенский посвятил ей знаменитые строки «Ты меня на рассвете разбудишь», она была одной из ведущих театральных актрис 1960-х и 1970-х, а как Лёлю из фильма «Девять дней одного года» Михаила Ромма ее знал и любил почти весь мир.

Молодость на «диком взлете»

Татьяна Лаврова была прирожденной актрисой. Она родилась в семье известных кинооператоров Евгения Андриканиса и Галины Пышковой. О кино и театре она мечтала с самого детства. Собственно, и Лавровой она стала, когда, будучи еще студенткой Школы-студии МХАТ, получила свою первую роль во МХАТе — Нины Заречной в чеховской «Чайке». МХАТ был первым официальным театром страны, поэтому молодой актрисе было сказано: «Русская актриса должна иметь русскую фамилию», и урожденная Андриканис выбрала себе благозвучный псевдоним.

Этот мхатовский дебют стал для Лавровой настоящим успехом. По рассказам, на поклон юную актрису вызывали 23 раза. Лаврова сразу стала первой ученицей на курсе, о ней заговорили как о новом таланте. Педагоги отмечали ее органичность и говорили, что на сцене она не играла, а проживала жизнь своих героинь.

В том же году Лаврова снялась в своем первом кинофильме — сыграла Варю в «Песне о Кольцове». Оператором на этой картине была ее мама — Галина Пышкова. Вместе с мамой Лаврова работала и на съемочной площадке своего второго фильма — «Испытательный срок».

Третья картина стала, пожалуй, главной в кинобиографии Лавровой — драма Михаила Ромма «Девять дней одного года». Ее партнерами были Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов. Неопытная Лаврова очень волновалась, работая с такими маститыми актерами. Тем более что собственные пробы на этот фильм казались ей провальными. Она даже спросила Михаила Ромма, почему же он ее выбрал? Тот ответил: «Потому что ты, как собака, все чуешь. Не всегда понимаешь, но чувствуешь все правильно». Ромм смог вселить в Лаврову уверенность в себе, что помогло ей раскрыться и, как отмечали критики, сыграть на равных с Баталовым и Смоктуновским. После этой роли Лаврова буквально проснулась знаменитой — лента была с успехом показана не только в Советском Союзе (по опросу читателей журнала «Советский экран» картина была признана лучшим фильмом 1962 года), она завоевала большое количество фестивальных призов — от главного приза на МКФ в Карловых Варах до фестиваля в Сан-Франциско. На Лаврову сразу же посыпались многочисленные предложения от самых разных режиссеров, но после работы с Роммом они все казались ей недостаточно серьезными.

Как позднее вспоминала Лаврова: «Моя творческая жизнь начиналась очень удачно. Вся моя молодость прошла на диком взлете. Но ту высоту я могу оценить только сейчас по прошествии многих лет. А тогда просто жила в славе, обожании. Меня любили, узнавали на улицах, подражали. Для меня это было естественно. Я ведь палец о палец не ударила, чтобы получить хотя бы одну из ролей, что сыграла тогда».

В поисках синей птицы

В 1961 году Лаврова решила перейти в «Современник» — любимый театр советской интеллигенции. Как она вспоминала: «Меня поразило то, что на сцене «Современника» я увидела людей, которых я вижу в жизни, которые существуют реально. Во МХАТе были великие мастера, но там было ощущение, что это какие-то далекие-далекие люди, что вот где-то они живут и мы их не знаем и не узнаем, вот только вот на сцене. Как-то вот такая странность была. Скучно мне стало там…»

Именно в «Современнике» актриса сыграла свои лучшие театральные роли. Одной из самых запоминающихся работ стала Гитель Моска в пьесе Уильяма Гибсона «Двое на качелях», камерный спектакль всего с двумя актерами — Лавровой и Михаилом Козаковым. Это был режиссерский дебют Галины Волчек и одна из самых популярных театральных постановок того времени. Лаврова стала любимицей Волчек, как говорила сама Галина Борисовна, ее первой музой.

В «Современнике» Лаврова сыграла Катю в спектакле «С любимыми не расставайтесь», Раневскую в «Вишневом саде», Настю в пьесе «На дне». Она играла Полину Андреевну в «Чайке», судьбоносном для Лавровой произведении (в разное время актриса сыграла трех героинь этой пьесы). Критики негативно отнеслись к постановке Олега Ефремова, но все признавали блистательную игру Лавровой.

Коллеги Лавровой отмечали ее перфекционизм и исключительную требовательность. Она всегда была недовольна собой. Как говорила сама актриса: «Люблю ли я свою профессию? Я знаю только одно: это непостижимая профессия. В актерской профессии нет предела, и нет предела в постижении этой профессии. Никогда за все годы работы у меня не было такого чувства, что я подошла к этому пределу, к самой наиподлиннейшей правде. Никогда не было такого чувства, что вот она, синяя птица. Мы все время в поисках, в ожидании синей птицы».

Хотя в «Современнике» Лаврова была невероятно успешна, со временем ей показалось, что Волчек к ней охладела, что она переключила свое внимание на только что пришедшую в театр Марину Неелову, которой отдали роль Раневской в «Вишневом саде». Тогда Лаврова приняла решение снова вернуться на свою первую сцену.

«Моя история с кино не очень состоялась»

Так в 1978 году Лаврова вновь стала актрисой МХАТа, куда ее позвал Олег Ефремов. Поначалу она там много играла — Наташу в «Наедине со всеми», Аглаю в «Серебряной свадьбе», Надежду Монахову в «Варварах», Любу в «Московском хоре». Снова играла в «Чайке», но на этот раз уже Аркадину. Но постепенно ролей становилось все меньше и меньше. Когда театр возглавил Олег Табаков, он тоже поставил «Чайку», но роль Аркадиной отдал Ирине Мирошниченко. Лаврова перенесла это крайне болезненно.

С кино тоже не ладилось. Как говорила Лаврова: «Моя история с кино не очень состоялась». После «Девяти дней одного года» остальные работы были менее заметными — «Вся королевская рать» Наума Ардашникова, «Бегство мистера Мак-Кинли» Михаила Швейцера, «Факт биографии» Бориса Шадурского. Хотя была еще одна звездная роль — в картине «Вылет задерживается» Леонида Марягина. За нее Лаврова получила главную премию за лучшую женскую роль на кинофестивале в Монте-Карло. Среди последних киноработ актрисы — драма Гарика Сукачева «Кризис среднего возраста» (1997) и фильм «Кино про кино» (2002), принесший Лавровой «Нику» за лучшую женскую роль второго плана. В театре к этому времени ее практически не занимали. В последние годы она мечтала сняться у Станислава Говорухина. Но эти планы ей так и не удалось осуществить.

Спектакль:
«Так победим!»

Фильмы и спектакли

«Время, вперед!»
Комедия
1965
158 мин
Так победим!
Московский художественный академический театр имени М. Горького
Драма
1987
149 мин

Смотрите также

Евгений Леонов
Актер кино
Актер театра
СССР
02 сентября 1926 — 29 января 1994
Михаил Чехов
Актер кино
Актер театра
Режиссер
Россия
29 августа 1891 — 01 октября 1955
Фаина Раневская
Актер кино
Актер театра
Россия
27 августа 1896 — 19 июля 1984
Николай Мордвинов
Актер кино
Актер театра
Художественный руководитель
Художник-постановщик
Россия
15 февраля 1901 — 26 января 1966