«Несравнимый изобразитель русского быта»: к 145-летию Бориса Кустодиева

«Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной», — писал Федор Шаляпин
о Борисе Кустодиеве
. «Культура.РФ» рассказывает о трагической судьбе художника, который создал самые яркие и красочные образы «Руси уходящей» в истории отечественной живописи.

Большие надежды

Борис Кустодиев. Автопортрет у окна (фрагмент). 1899. Пермская государственная художественная галерея, Пермь
Борис Кустодиев. Постановка натуры в мастерской Ильи Репина (фрагмент). 1899. Частное собрание
Борис Кустодиев. Вид из окна Академии художеств (фрагмент). 1890-е. Государственная художественная галерея Фонда поколений, Ханты-Мансийск
Борис Кустодиев
родился в Астрахани
7 марта 1878 года. Когда мальчику был год, умер его отец — преподаватель логики в духовной семинарии. Мать, оставшись вдовой в 25 лет с четырьмя детьми, занималась вышивкой на заказ и играла на рояле в домах богатых купцов.
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, затем в гимназии. В Астрахани не было собственного музея, но в 1887 году в город приехала выставка передвижников. Мальчику настолько понравилась живопись, что он твердо решил стать художником. Спустя несколько лет матери удалось найти деньги, чтобы сын смог брать уроки у художника Павла Власова. Борис писал сестре Екатерине: «Вот уже целый месяц я хожу к нему и сегодня уже начал рисовать голову. Сначала рисовал орнаменты, части тела, а теперь уже начал и головы. На днях нарисовал с натуры акварелью две айвы и две моркови. Когда я нарисовал их, то удивлялся — я ли нарисовал или другой?»
Кустодиев занимался у Власова с 1894 по 1896 год, затем, окончив семинарию, поехал поступать в Москву. Но в художественную школу его не приняли, поскольку Борису к тому моменту уже исполнилось 18 лет. Тогда Кустодиев решил ехать в Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств
. «Добродетель наказана, порок торжествует! Я принят! Да! Сегодня нас, после десятидневных мытарств, наконец отпустили. В три часа отворились двери и все хлынули в залу, в которой стояли наши работы. Я нашел свою, на ней было написано мелом «принят», — писал он матери и сестре.
В училище Кустодиев много работал с натуры. Илья Репин
, его преподаватель, писал: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…» Игорь Грабарь
вспоминал: «Репин, умалчивая по обыкновению о собственных работах, с увлечением говорил о чужих, рассказывал… о замечательных талантах среди его учеников, особенно при этом выделяя Кустодиева, которого называл «богатырем живописи».

Из Мадрида в «Терем»

Борис Кустодиев. В усадьбе Высоково (Костромская губерния) (фрагмент). 1901. Частное собрание
Борис Кустодиев. Бабы (фрагмент). Этюд к картине «Базар в деревне». 1902. Национальный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева, Бишкек, Киргизия
Борис Кустодиев. Портрет Юлии Кустодиевой (фрагмент). 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Летом 1900 года Кустодиев поехал в Костромскую губернию на этюды. Здесь, в усадьбе Высоково, он познакомился с Юлией Прошинской
. Девушка училась в Александровском училище при Смольном институте
, а на лето приезжала в имение. Вскоре Юлия поступила на службу машинисткой в Петербург, в столице она посещала курсы при Обществе поощрения художников.
В 1903 году они обвенчались. «Как мне скучать, когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим дорогим разговариваю. Напротив, я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни — пишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят…» — писал художник. В октябре того же года Кустодиев окончил Академию художеств. За картину «На базаре» он получил звание художника, золотую медаль и право на годовую пенсионерскую поездку за границу
. Кустодиев побывал во Франции, Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров.
…Если бы ты знала, Люлюшка, как интересно копировать Веласкеза
! Это такой художник, что, кажется, для него ничего не было невозможного. Самая тонкая выписка рядом с широкими мазками — красное лицо пьяницы с бледным бескровным лицом инфанты. И как это все свежо! Как он удивительно рисовал!
Из письма жене, 8 апреля 1904 года, Мадрид
Вернувшись в Россию, Кустодиев работал над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники» в Костромской губернии. В 1905 году он приобрел землю под Кинешмой, где построил дом с мастерской по проекту Дмитрия Стеллецкого в древнерусском стиле. Свою дачу художник называл «Теремом». Дочь Кустодиева, Ирина, вспоминала: «Весной… мы уезжали в наш любимый «Терем»… Поездом
, пароходом — розовым «Самолетом» и лошадьми 56 верст по большой дороге, обсаженной высокими березами… Эту дорогу папа изобразил в альбоме «Шестнадцать автолитографий»
. Именно в этот период художник начал поиск своего живописного стиля. Ему хотелось уйти от реализма передвижников и писать, исходя из собственных представлений о красоте. Кустодиева восхищала эстетика русских праздничных гуляний, лубочные картинки
, народные промыслы. «Ярмарка
была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Чертовски трудно!»
 — писал он в одном из писем. Цветовые пятна, контуры, стилизацию и обобщение форм, характерные для стиля модерн, Кустодиев использовал для создания собственной неповторимой манеры. Используя реалистическую основу, он писал красочные, идеализированные «сказки» о русской провинции.
В 1905 году художник увлекся в том числе и графикой, рисовал карикатуры для журналов
«Жупел», «Адская почта», «Искры», создал иллюстрации для «Шинели»
Николая Гоголя
. В этот же период Кустодиев начал вместе с Александром Головиным
работать над декорациями в Мариинском театре
. В 1909 году художнику было присвоено звание Академика живописи, кандидатуру Кустодиева представили Илья Репин, Архип Куинджи
и Василий Матэ.

«Оставьте руки»

Борис Кустодиев. Кабинет Фурначева (фрагмент). Второе действие. Эскиз декорации к пьесе Михаила Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина». Московский художественный театр им. А.П. Чехова, Москва, 1917 год. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Борис Кустодиев. Общественный сад на высоком берегу Волги (фрагмент). Первое действие. Эскиз декорации к неосуществленной постановке драмы Александра Островского «Гроза». 1919. Частное собрание, Москва
Борис Кустодиев. Варвара (фрагмент). 1920. Эскиз костюма к неосуществленной постановке драмы Александра Островского «Гроза». Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1911 году у Кустодиева обострились проблемы со здоровьем: художника долгое время беспокоили боли в руке. Когда приступы стало невозможно терпеть, он отправился в Швейцарию, где год провел в клинике доктора Ролье, а затем сделал операцию у немецкого профессора Германа Оппенгейма.
В России художник скоро вернулся к работе — чаще всего писал портреты и жанровые зарисовки. Его художественные эксперименты — работы в новом, непривычном для публики и критики стиле — долгое время не принимали ни профессионалы, ни широкая аудитория.
В одной из петербургских газет появилась статья: «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев… Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты вроде госпожи Нотгафт или Базилевской… а то вдруг выставляет какую-то дебелую «красавицу», сидящую на расписном с букетами сундуке… Нарочитое и выдуманное безвкусие».
Одновременно Кустодиев оставался востребованным театральным мастером. К 1914 году он работал уже не только над декорациями, но и создавал эскизы костюмов, например для спектакля «Смерть Пазухина» в МХТ
. В том же году он оформил постановки пьес Островского
«Свои люди — сочтемся», «Волки и овцы», «Гроза»
, а еще написал несколько портретов артистов МХТ, например Ивана Москвина и Николая Александрова.
Простите мое долгое молчание, но последние дни… так был занят, что, приходя домой, прямо ложился спать — уставал… Теперь это все прошло, уже сдал всю работу — спектакли начались, и я вздохнул свободнее. Кажется, успех — и успех значительный… Надо правду сказать, на сцене удалось все сделать еще сильнее, острее, чем в эскизах.
О «Смерти Пазухина», из письма искусствоведу Федору Нотгафту
В 1916 году у Кустодиева возобновились боли в руке, однако снова попасть к профессору Оппенгейму было невозможно, поскольку шла Первая мировая война
. Врачи пришли к выводу, что у художника развивается опухоль в спинномозговом канале. Тяжелейшую операцию пришлось делать в Петербурге. Было невозможно сохранить подвижность и рук, и ног. Решение необходимо было принять Юлии Прошинской, пока Кустодиев был без сознания. По воспоминаниям современников, Юлия сказала: «Оставьте руки. Художник — без рук жить не сможет…»
Жена оставалась рядом с живописцем до конца его жизни, во всем поддерживая. У Кустодиева и Прошинской было трое детей, младший из которых умер в младенчестве. Дочь Ирина стала актрисой, сын Кирилл — художником. Пока юноша учился на факультете живописи в Ленинградском художественно-техническом институте, отец в письмах делился с ним опытом.
Никогда не стесняйся работать на людях — это первое и самое главное правило; приучив себя к этому, приобретаешь легкость и быстроту в набросках и, главное, будешь изучать искусство прямо в самой жизни, среди людей — только таким образом можно выработать свой взгляд на предметы и свой подходик к изображению — иначе все будет отдавать чем-то виденным, не своим.
Из письма сыну Кириллу, 1924 год

Последнее десятилетие

Борис Кустодиев. Карусель (фрагмент). Из серии «Русь. Русские типы». 1920. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург
Борис Кустодиев. Занавес (фрагмент). Эскиз декорации для постановки пьесы Евгения Замятина «Блоха». 1925. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Борис Кустодиев. Портрет Федора Шаляпина (фрагмент). 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вот уже 13-й день, как я лежу без движения, и кажется мне, что не 13 дней, а 13 годов прошло с тех пор, как я лег. Теперь немного отдышался, а мучился и страдал очень. Казалось даже, что все силы иссякли и нет никакой надежды. Знаю, что далеко еще не все кончено и пройдут не недели, а долгие месяцы, пока стану себя чувствовать хоть немного человеком, а не так, чем-то полуживым.
Из письма Василию Лужскому, 18 марта 1916 года
Врачи запретили Кустодиеву в ближайшее время приступать к работе, однако художник стал писать практически сразу после операции. Работать приходилось, сидя в инвалидной коляске или лежа. Жена вместе с друзьями художника придумала специальную конструкцию мольберта. Холст на нем можно было передвигать, а к креслу Кустодиева крепился специальный столик для кистей и красок
.
Очень много работаю, и самых разнообразных вещей, все, конечно, разрабатываю свои любимые темы русской провинции, отошедшей теперь куда-то уж в глубокую историю.
Из письма Василию Лужскому, 21 октября 1918 года
Художник действительно работал очень много: писал портреты, в том числе знаменитый портрет Шаляпина
1922 года, создал серию акварелей «Русские типы», которая была опубликована с предисловием Евгения Замятина
, яркие картины праздничных народных гуляний, обложку журнала «Коммунистический интернационал». Кустодиев оформлял книги — от «Сказок Пушкина»
до сборника «Ленин и юные ленинцы», делал эскизы для оформления революционных праздников и манифестаций. А еще выполнил литографские иллюстрации к сборнику «Шесть стихотворений Некрасова
», создал рисунки к повестям Николая Лескова
«Штопальщик» и «Леди Макбет Мценского уезда»
.
Не расставался художник и с театром. С 1918 года Кустодиев работал над декорациями для Большого
и Мариинского театров, МХАТа, Большого оперного театра Народного дома. «Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем «Блоха». Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные
, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повел за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон»
, — вспоминал режиссер Алексей Дикий о работе с художником над пьесой «Блоха» Замятина.
С 1925 года Кустодиев работал над одной из своих самых известных картин — «Русская Венера». Художник мог писать только несколько часов в день, поэтому на масштабное полотно ушел почти год. Первоначальный вариант картины находится в Нижегородском художественном музее. У Кустодиева не было возможности купить холст нужного размера, поэтому работу он написал на обороте семейного портрета «На террасе» 1906 года.
В последние месяцы он снова был поглощен большим замыслом — картиной-триптихом, заказанной ему комиссией А.В. Луначарского по покупкам и заказам художественных произведений в ознаменование десятилетия Октябрьской революции
. Кустодиев предложил свою тему — «Труд и отдых», и уже успел прислать акварельный эскиз картины»
, — вспоминал Грабарь.
В марте 1927 года художник обратился в Наркомпрос с просьбой выехать на лечение в Германию. Разрешение выдали и даже выделили деньги, но поездка не состоялась. 26 мая 1927 года Борис Кустодиев умер от скоротечного воспаления легких.
В русской и мировой живописи Борис Михайлович оставит глубокий и яркий след как несравнимый изобразитель русского быта, вернее праздничного быта России. Для меня он был невероятным явлением, перед которым мы, здоровые люди, совершенно терялись.
Кузьма Петров-Водкин
. «Памяти Кустодиева»

Автор: Полина Пендина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна