«Несравнимый изобразитель русского быта»: к 145-летию Бориса Кустодиева
«Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной», — писал Федор Шаляпин о Борисе Кустодиеве. «Культура.РФ» рассказывает о трагической судьбе художника, который создал самые яркие и красочные образы «Руси уходящей» в истории отечественной живописи.
Большие надежды
![Борис Кустодиев. Автопортрет у окна (фрагмент). 1899. Пермская государственная художественная галерея, Пермь](https://cdn.culture.ru/images/1ffd26dd-c243-5a7a-ba2e-f9c053b43b4e/t_average/1-min-jpg.png)
![Борис Кустодиев. Постановка натуры в мастерской Ильи Репина (фрагмент). 1899. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/9650037f-692c-5477-9caf-d25de826f37d/t_average/2-min-jpg.png)
![Борис Кустодиев. Вид из окна Академии художеств (фрагмент). 1890-е. Государственная художественная галерея Фонда поколений, Ханты-Мансийск](https://cdn.culture.ru/images/cbb407dd-c6f7-56b1-bb13-b9784a3c1d95/t_average/3-min-jpg.png)
Борис Кустодиев родился в Астрахани 7 марта 1878 года. Когда мальчику был год, умер его отец — преподаватель логики в духовной семинарии. Мать, оставшись вдовой в 25 лет с четырьмя детьми, занималась вышивкой на заказ и играла на рояле в домах богатых купцов.
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, затем в гимназии. В Астрахани не было собственного музея, но в 1887 году в город приехала выставка передвижников. Мальчику настолько понравилась живопись, что он твердо решил стать художником. Спустя несколько лет матери удалось найти деньги, чтобы сын смог брать уроки у художника Павла Власова. Борис писал сестре Екатерине: «Вот уже целый месяц я хожу к нему и сегодня уже начал рисовать голову. Сначала рисовал орнаменты, части тела, а теперь уже начал и головы. На днях нарисовал с натуры акварелью две айвы и две моркови. Когда я нарисовал их, то удивлялся — я ли нарисовал или другой?»
Кустодиев занимался у Власова с 1894 по 1896 год, затем, окончив семинарию, поехал поступать в Москву. Но в художественную школу его не приняли, поскольку Борису к тому моменту уже исполнилось 18 лет. Тогда Кустодиев решил ехать в Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. «Добродетель наказана, порок торжествует! Я принят! Да! Сегодня нас, после десятидневных мытарств, наконец отпустили. В три часа отворились двери и все хлынули в залу, в которой стояли наши работы. Я нашел свою, на ней было написано мелом «принят», — писал он матери и сестре.
В училище Кустодиев много работал с натуры. Илья Репин, его преподаватель, писал: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…» Игорь Грабарь вспоминал: «Репин, умалчивая по обыкновению о собственных работах, с увлечением говорил о чужих, рассказывал… о замечательных талантах среди его учеников, особенно при этом выделяя Кустодиева, которого называл «богатырем живописи».
Из Мадрида в «Терем»
![Борис Кустодиев. В усадьбе Высоково (Костромская губерния) (фрагмент). 1901. Частное собрание](https://cdn.culture.ru/images/fe7336b5-2c0a-595e-aa4a-69ae051f4831/t_average/4-min-jpg.png)
![Борис Кустодиев. Бабы (фрагмент). Этюд к картине «Базар в деревне». 1902. Национальный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева, Бишкек, Киргизия](https://cdn.culture.ru/images/8de481ed-0bd8-52c1-8b97-7a509565459c/t_average/5-min-jpg.png)
![Борис Кустодиев. Портрет Юлии Кустодиевой (фрагмент). 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/940af692-c54c-5bc2-8db1-dbe2c1d23802/t_average/6-min-jpg.png)
Летом 1900 года Кустодиев поехал в Костромскую губернию на этюды. Здесь, в усадьбе Высоково, он познакомился с Юлией Прошинской. Девушка училась в Александровском училище при Смольном институте, а на лето приезжала в имение. Вскоре Юлия поступила на службу машинисткой в Петербург, в столице она посещала курсы при Обществе поощрения художников.
В 1903 году они обвенчались. «Как мне скучать, когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим дорогим разговариваю. Напротив, я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни — пишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят…» — писал художник. В октябре того же года Кустодиев окончил Академию художеств. За картину «На базаре» он получил звание художника, золотую медаль и право на годовую пенсионерскую поездку за границу. Кустодиев побывал во Франции, Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров.
…Если бы ты знала, Люлюшка, как интересно копировать Веласкеза! Это такой художник, что, кажется, для него ничего не было невозможного. Самая тонкая выписка рядом с широкими мазками — красное лицо пьяницы с бледным бескровным лицом инфанты. И как это все свежо! Как он удивительно рисовал!
Из письма жене, 8 апреля 1904 года, Мадрид
Вернувшись в Россию, Кустодиев работал над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники» в Костромской губернии. В 1905 году он приобрел землю под Кинешмой, где построил дом с мастерской по проекту Дмитрия Стеллецкого в древнерусском стиле. Свою дачу художник называл «Теремом». Дочь Кустодиева, Ирина, вспоминала: «Весной… мы уезжали в наш любимый «Терем»… Поездом, пароходом — розовым «Самолетом» и лошадьми 56 верст по большой дороге, обсаженной высокими березами… Эту дорогу папа изобразил в альбоме «Шестнадцать автолитографий». Именно в этот период художник начал поиск своего живописного стиля. Ему хотелось уйти от реализма передвижников и писать, исходя из собственных представлений о красоте. Кустодиева восхищала эстетика русских праздничных гуляний, лубочные картинки, народные промыслы. «Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Чертовски трудно!» — писал он в одном из писем. Цветовые пятна, контуры, стилизацию и обобщение форм, характерные для стиля модерн, Кустодиев использовал для создания собственной неповторимой манеры. Используя реалистическую основу, он писал красочные, идеализированные «сказки» о русской провинции.
В 1905 году художник увлекся в том числе и графикой, рисовал карикатуры для журналов «Жупел», «Адская почта», «Искры», создал иллюстрации для «Шинели» Николая Гоголя. В этот же период Кустодиев начал вместе с Александром Головиным работать над декорациями в Мариинском театре. В 1909 году художнику было присвоено звание Академика живописи, кандидатуру Кустодиева представили Илья Репин, Архип Куинджи и Василий Матэ.
Читайте также:
«Оставьте руки»
![Борис Кустодиев. Кабинет Фурначева (фрагмент). Второе действие. Эскиз декорации к пьесе Михаила Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина». Московский художественный театр им. А.П. Чехова, Москва, 1917 год. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза](https://cdn.culture.ru/images/4bdfc18d-76d3-5356-a7b8-36d8f8940509/t_average/7-min-jpg.png)
![Борис Кустодиев. Общественный сад на высоком берегу Волги (фрагмент). Первое действие. Эскиз декорации к неосуществленной постановке драмы Александра Островского «Гроза». 1919. Частное собрание, Москва](https://cdn.culture.ru/images/8d7fedc1-84d7-57fc-a476-b55d0800f390/t_average/8-min-jpg.png)
![Борис Кустодиев. Варвара (фрагмент). 1920. Эскиз костюма к неосуществленной постановке драмы Александра Островского «Гроза». Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/25f50736-e667-5663-8a4b-ff340ae07792/t_average/9-min-jpg.png)
В 1911 году у Кустодиева обострились проблемы со здоровьем: художника долгое время беспокоили боли в руке. Когда приступы стало невозможно терпеть, он отправился в Швейцарию, где год провел в клинике доктора Ролье, а затем сделал операцию у немецкого профессора Германа Оппенгейма.
В России художник скоро вернулся к работе — чаще всего писал портреты и жанровые зарисовки. Его художественные эксперименты — работы в новом, непривычном для публики и критики стиле — долгое время не принимали ни профессионалы, ни широкая аудитория.
В одной из петербургских газет появилась статья: «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев… Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты вроде госпожи Нотгафт или Базилевской… а то вдруг выставляет какую-то дебелую «красавицу», сидящую на расписном с букетами сундуке… Нарочитое и выдуманное безвкусие».
Одновременно Кустодиев оставался востребованным театральным мастером. К 1914 году он работал уже не только над декорациями, но и создавал эскизы костюмов, например для спектакля «Смерть Пазухина» в МХТ. В том же году он оформил постановки пьес Островского «Свои люди — сочтемся», «Волки и овцы», «Гроза», а еще написал несколько портретов артистов МХТ, например Ивана Москвина и Николая Александрова.
Простите мое долгое молчание, но последние дни… так был занят, что, приходя домой, прямо ложился спать — уставал… Теперь это все прошло, уже сдал всю работу — спектакли начались, и я вздохнул свободнее. Кажется, успех — и успех значительный… Надо правду сказать, на сцене удалось все сделать еще сильнее, острее, чем в эскизах.
О «Смерти Пазухина», из письма искусствоведу Федору Нотгафту
В 1916 году у Кустодиева возобновились боли в руке, однако снова попасть к профессору Оппенгейму было невозможно, поскольку шла Первая мировая война. Врачи пришли к выводу, что у художника развивается опухоль в спинномозговом канале. Тяжелейшую операцию пришлось делать в Петербурге. Было невозможно сохранить подвижность и рук, и ног. Решение необходимо было принять Юлии Прошинской, пока Кустодиев был без сознания. По воспоминаниям современников, Юлия сказала: «Оставьте руки. Художник — без рук жить не сможет…»
Жена оставалась рядом с живописцем до конца его жизни, во всем поддерживая. У Кустодиева и Прошинской было трое детей, младший из которых умер в младенчестве. Дочь Ирина стала актрисой, сын Кирилл — художником. Пока юноша учился на факультете живописи в Ленинградском художественно-техническом институте, отец в письмах делился с ним опытом.
Никогда не стесняйся работать на людях — это первое и самое главное правило; приучив себя к этому, приобретаешь легкость и быстроту в набросках и, главное, будешь изучать искусство прямо в самой жизни, среди людей — только таким образом можно выработать свой взгляд на предметы и свой подходик к изображению — иначе все будет отдавать чем-то виденным, не своим.
Из письма сыну Кириллу, 1924 год
Последнее десятилетие
![Борис Кустодиев. Карусель (фрагмент). Из серии «Русь. Русские типы». 1920. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/4e79f1cd-82a8-5341-ab9d-97348a0a05b2/t_average/10-min-jpg.png)
![Борис Кустодиев. Занавес (фрагмент). Эскиз декорации для постановки пьесы Евгения Замятина «Блоха». 1925. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва](https://cdn.culture.ru/images/8b7c256e-ba3b-5b41-b626-ab5eae07f657/t_average/11-min-jpg.png)
![Борис Кустодиев. Портрет Федора Шаляпина (фрагмент). 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/04169b60-5b46-5179-b2ca-f6d6634cca96/t_average/12-min-jpg.png)
Вот уже 13-й день, как я лежу без движения, и кажется мне, что не 13 дней, а 13 годов прошло с тех пор, как я лег. Теперь немного отдышался, а мучился и страдал очень. Казалось даже, что все силы иссякли и нет никакой надежды. Знаю, что далеко еще не все кончено и пройдут не недели, а долгие месяцы, пока стану себя чувствовать хоть немного человеком, а не так, чем-то полуживым.
Из письма Василию Лужскому, 18 марта 1916 года
Врачи запретили Кустодиеву в ближайшее время приступать к работе, однако художник стал писать практически сразу после операции. Работать приходилось, сидя в инвалидной коляске или лежа. Жена вместе с друзьями художника придумала специальную конструкцию мольберта. Холст на нем можно было передвигать, а к креслу Кустодиева крепился специальный столик для кистей и красок.
Очень много работаю, и самых разнообразных вещей, все, конечно, разрабатываю свои любимые темы русской провинции, отошедшей теперь куда-то уж в глубокую историю.
Из письма Василию Лужскому, 21 октября 1918 года
Художник действительно работал очень много: писал портреты, в том числе знаменитый портрет Шаляпина 1922 года, создал серию акварелей «Русские типы», которая была опубликована с предисловием Евгения Замятина, яркие картины праздничных народных гуляний, обложку журнала «Коммунистический интернационал». Кустодиев оформлял книги — от «Сказок Пушкина» до сборника «Ленин и юные ленинцы», делал эскизы для оформления революционных праздников и манифестаций. А еще выполнил литографские иллюстрации к сборнику «Шесть стихотворений Некрасова», создал рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» и «Леди Макбет Мценского уезда».
Не расставался художник и с театром. С 1918 года Кустодиев работал над декорациями для Большого и Мариинского театров, МХАТа, Большого оперного театра Народного дома. «Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем «Блоха». Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повел за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон», — вспоминал режиссер Алексей Дикий о работе с художником над пьесой «Блоха» Замятина.
С 1925 года Кустодиев работал над одной из своих самых известных картин — «Русская Венера». Художник мог писать только несколько часов в день, поэтому на масштабное полотно ушел почти год. Первоначальный вариант картины находится в Нижегородском художественном музее. У Кустодиева не было возможности купить холст нужного размера, поэтому работу он написал на обороте семейного портрета «На террасе» 1906 года.
В последние месяцы он снова был поглощен большим замыслом — картиной-триптихом, заказанной ему комиссией А.В. Луначарского по покупкам и заказам художественных произведений в ознаменование десятилетия Октябрьской революции. Кустодиев предложил свою тему — «Труд и отдых», и уже успел прислать акварельный эскиз картины», — вспоминал Грабарь.
В марте 1927 года художник обратился в Наркомпрос с просьбой выехать на лечение в Германию. Разрешение выдали и даже выделили деньги, но поездка не состоялась. 26 мая 1927 года Борис Кустодиев умер от скоротечного воспаления легких.
В русской и мировой живописи Борис Михайлович оставит глубокий и яркий след как несравнимый изобразитель русского быта, вернее праздничного быта России. Для меня он был невероятным явлением, перед которым мы, здоровые люди, совершенно терялись.
Кузьма Петров-Водкин. «Памяти Кустодиева»
Автор: Полина Пендина
Смотрите также