Иван Крамской
Годы жизни: 08 июня 1837 - 05 апреля 1887
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Иван Крамской участвовал в известном студенческом бунте Академии художеств: отказался писать конкурсную работу на заданную тему. Отчислившись из Академии, он основал сначала Артель свободных художников, а позже стал одним из учредителей Товарищества передвижников. В 1870-х годах Иван Крамской стал знаменитым художественным критиком. Его полотна покупали многие коллекционеры, в том числе — Павел Третьяков.
Участник «Бунта четырнадцати»
![Иван Крамской. Книга увлекла ее. 1872. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского, Воронеж](https://cdn.culture.ru/images/66902cf3-67ae-5dfa-bd8d-e870e7203211/t_average/02-min-jpg.png)
![Иван Крамской. Автопортрет. 1867. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/b3a99ca6-1e37-5936-a290-28fc81f3ecf7/t_average/01-jpg.png)
![Иван Крамской. За чтением. Портрет Софьи Крамской. 1869. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/6690e9a4-437c-5ba9-9d08-869537bdc3fc/t_average/03-jpg.png)
Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя. Родители надеялись, что сын станет писарем, как и его отец, однако мальчик с раннего детства любил рисовать. Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов научил юного Крамского рисовать акварелью. Позже будущий художник работал ретушером — сначала у местного фотографа, а потом в Петербурге.
В столичную Академию художеств Иван Крамской поступать не решался: не было начального художественного образования. Но Михаил Тулинов, который к этому времени тоже переехал в Петербург, предложил ему изучать одну из академических дисциплин — рисование с гипса. Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову. Начинающий художник учился не только писать, но и готовил картоны к росписи храма Христа Спасителя в Москве.
В 1863 году у Ивана Крамского уже было две медали — Малая серебряная и Малая золотая. Впереди оставался творческий конкурс — те, кто проходил его с успехом, получали Большую золотую медаль и заграничную пенсионерскую поездку на шесть лет.
Для конкурсной работы совет предложил студентам сюжет из скандинавской мифологии — «Пир в Вальхалле». Однако в это время в обществе рос интерес к жанровым работам: становились популярными картины, изображающие повседневную жизнь.
Студенты Академии разделились на новаторов-жанристов и историков, верных старым традициям. 14 из 15 претендентов на Большую золотую медаль отказались писать конкурсные полотна на мифологический сюжет. Сначала они подали несколько прошений в совет: хотели самостоятельно выбирать темы, требовали, чтобы экзаменационные работы рассматривали публично и давали аргументированные оценки. Иван Крамской был «депутатом» от группы четырнадцати. Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен. Товарищи последовали его примеру.
«…В конце концов запаслись на всякий случай прошениями, гласящими, что «по домашним или там иным причинам я, такой-то, не могу продолжать курс в Академии и прошу Совет выдать мне диплом, соответствующий тем медалям, которыми я награжден».
<…>
Один по одному из конференц-залы Академии выходили ученики, и каждый вынимал из бокового кармана своего сюртука вчетверо сложенную просьбу и клал перед делопроизводителем, сидевшим за особым столом.
<…>
Когда все прошения были уже поданы, мы вышли из правления, затем из стен Академии, и я почувствовал себя наконец на этой страшной свободе, к которой мы все так жадно стремились».
Иван Крамской
Артель свободных художников
![Иван Крамской. Семья художника (фрагмент). 1866. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/51fca1e5-8cf6-5490-9149-4dee954429e5/t_average/5-jpg.png)
![Иван Крамской. Портрет Софьи Крамской. 1863. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/453e14a8-6a15-5c4c-8c83-7c65cb14c161/t_average/4-jpg.png)
![Иван Крамской. Уголок Артели художников. 1860-е. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев, Украина](https://cdn.culture.ru/images/12e9f913-7033-55f2-906f-018d6bcae3da/t_average/6-jpg.png)
После выпуска молодые художники должны были покинуть мастерские Академии, где они не только работали, но и жили — часто вместе с родственниками или друзьями. Снимать новые квартиры и мастерские было не на что. Чтобы спасти товарищей от нищеты, Крамской предложил создать совместное предприятие — Артель свободных художников.
Вместе они арендовали небольшое здание, где у каждого была своя мастерская и общее просторное помещение для собраний. Хозяйство вела жена живописца — Софья Крамская. Вскоре у художников появились заказы: они рисовали иллюстрации к книгам, писали портреты, делали копии картин. Позже в Артели появилось фотоателье.
Объединение свободных художников процветало. Иван Крамской занимался делами Артели: искал заказчиков, распределял деньги. Параллельно он писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников. Одним из его учеников был Илья Репин. Он писал о Крамском: «Вот так учитель! Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников».
В 1865 году живописец начал расписывать купола храма Христа Спасителя в Москве по картонам, которые он создал в годы учебы в Академии.
В конце 1869 года Иван Крамской впервые выехал из России, чтобы познакомиться с западным искусством. Он побывал в нескольких европейских столицах, посещал там музеи и художественные галереи. Впечатления от западных живописцев у Крамского остались противоречивые.
«Сегодня осматривал музеум королевский… Все, что я видел, производит впечатление подавляющее».
Иван Крамской, из письма жене
Когда Иван Крамской вернулся в Россию, у него случился конфликт с одним из товарищей: тот принял пенсионерскую поездку от Академии, что было против правил «четырнадцати». Крамской вышел из Артели, и вскоре объединение свободных художников распалось.
Основатель Товарищества передвижников
![Иван Крамской. Христос в пустыне (фрагмент). 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/f203fa8e-6c2a-569d-aa5f-003d321077e5/t_average/12-jpg.png)
![Иван Крамской. Неутешное горе (фрагмент). 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/2143ca0b-69d4-5a8f-9fef-db4bb781c77f/t_average/11-jpg.png)
![Иван Крамской. Неизвестная (фрагмент). 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/a7d92057-38e0-50ad-b4a4-504b9a674e4d/t_average/10-jpg.png)
Вскоре Иван Крамской стал одним из основателей нового творческого объединения — Товарищества передвижных художественных выставок. Среди его учредителей были также Григорий Мясоедов, Василий Перов, Алексей Саврасов и другие художники.
«Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».
Из Устава Товарищества передвижных художественных выставок
На первой же выставке передвижников в 1871 году Иван Крамской представил свою новую работу — «Майскую ночь». Картину с русалками, залитыми лунным светом, живописец написал в Малороссии по мотивам повести Гоголя. Полотно с мистическим сюжетом не соответствовало программе передвижников, однако работы имела успех и у художников, и у критиков, а сразу после выставки его купил Павел Третьяков.
«Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…»
Иван Крамской
В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне». «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной; я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву. За это полотно Академия художеств хотела присудить Крамскому звание профессора, однако он отказался. Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей.
![Иван Крамской. Портрет художника Василия Перова. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/132c27c1-837f-5a9c-aa9f-9f7287bf94ad/t_average/8-jpg.png)
![Иван Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина (фрагмент). 1880. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/3abf0234-59a4-5534-9ace-486d8828f431/t_average/7-jpg.png)
![Иван Крамской. Портрет художника Ильи Репина (фрагмент). 1876. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/b8e19843-e1a3-5584-adca-476173cce23a/t_average/9-jpg.png)
В 1870-х годах Крамской создал множество портретов — художника Ивана Шишкина, Павла Третьякова и его супруги, писателей Льва Толстого, Тараса Шевченко и Михаила Салтыкова-Щедрина, доктора Сергея Боткина.
Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи. Он призывал избавляться от влияния Академии художеств на искусство, выступал за создание школ рисования и мастерских, где молодые художники могли бы учиться у опытных живописцев и при этом сохранять собственный стиль. Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать общество во всех его интересах и проявлениях».
В 1880-е годы одной из нашумевших работ художника стала «Неизвестная». Героиню полотна — красивую даму, одетую по последней моде, — обсуждали и критики, и публика. Интриговала зрителей ее личность, немного высокомерный взгляд и безупречный по моде тех лет наряд. В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске». Однако ценители искусства отдавали должное мастерству Крамского, который тонко выписал и лицо неизвестной дамы, и ее изысканную одежду. После 11 выставки передвижников, где была выставлена картина, ее купил крупный промышленник Павел Харитоненко.
В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе», на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба. Художник работал над ним около четырех лет: делал карандашные наброски и эскизы, несколько раз менял композицию. Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову.
В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе», на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба. Художник работал над ним около четырех лет: делал карандашные наброски и эскизы, несколько раз менял композицию. Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову.
Ивана Крамского не стало в 1887 году. Художник умер в своей мастерской, когда писал с натуры доктора Карла Раухфуса. Врач пытался реанимировать его, но безуспешно. Живописца похоронили на Смоленском православном кладбище в Петербурге.
![Товарищество передвижных художественных выставок](https://cdn.culture.ru/images/66ebb8e7-ab45-54ab-bcc4-72111280742b/t_average/infografika-tovarish-jpg.png)
В публикациях
Смотрите также