АКАДЕМИ ЗМ

АКАДЕМИ ЗМ
Академизм — направление в искусстве, основанное на строгом соблюдении
канонов классицистической живописи. Приверженцы академизма уделяли
большое внимание правильности рисунка, общей выверенности композиции и идеализированному изображению человеческого тела.
Этот термин образован от греческого слова «академия» — так в IV веке до нашей эры называлась философская школа Платона. А уже в эпоху Возрождения этим же словом обозначали учреждения, в которых учили рисовать. Например, в Риме существовала Академия Святого Луки — покровителя всех живописцев, а во французской Болонье — «Академия вступивших на правильный путь». В академиях объясняли, как рисовать «по правилам» — с учетом перспективы, анатомии. Позже особый стиль, который сформировался в таких учреждениях, стали называть академизмом. Известными художниками-академистами были Поль Деларош, Шарль Барг, Луиджи Муссини. Они писали в основном на исторические сюжеты.
Главными темами произведений были подвиги героев прошлого, которые жертвовали собой во имя государства и служили образцом верноподданических чувств.
В России последователями академизма были преподаватели и выпускники Императорской Академии художеств, самым известным из которых стал Федор Бруни. Более десяти лет, с 1859 по 1871 год, он проработал ректором этого учреждения. Основными сюжетами его картин были религиозные и исторические сцены. А еще Бруни расписал Исаакиевский собор и служил хранителем картинной галереи Эрмитажа.
Вплоть до начала XX века академизм имел статус официального искусства Академии художеств: живописцы, работавшие в этом направлении, получали золотые медали, отправлялись в пенсионерские поездки и занимали высокие должности. Однако уже в 1830-х академическая живопись воспринималась представителями прогрессивных течений как кризисное явление, существующее в отрыве от актуальных художественных процессов. Желая уйти от стереотипности и консерватизма академической живописи, некоторые художники совмещали в своих работах черты академизма и новых направлений в искусстве.
Так, Карл Брюллов сочетал в своем творчестве элементы академизма и романтизма. А во второй половине XIX века в работах выпускников Академии художеств появились реалистические черты.

Академизм не исчез и в XX веке. Его элементы можно заметить в картинах Ильи Глазунова, Сергея Смирнова, Александра Шилова и других советских мастеров — и даже в работах современных художников.
В статье использованы отрывки из книги Марии Швец «Главное в истории русского искусства».
Материалы по теме