ТОП-10 выпускников Российской академии художеств

17 ноября 1757 года известный государственный деятель Иван Шувалов вошел в Сенат с представлением об учреждении «Академии трех знатнейших художеств».
«Науки и художества, без сомнения, почитаются не токмо пользой, но и славой государства. Его императорское величество государь Петр Великий между важнейшими своими предприятиями два дела почитать изволил, чему свидетельствует его собственное к ученым и художникам снисхождение, выписанные великими иждивениями славные сего века люди и многие дорогие инструменты… <…> Мы здесь художеств почти не имеем, ибо нет почти ни одного национального искусного художника. Причина та, что молодые обучающиеся люди приступают к сему учению, не имев никакого начала как в иностранных языках, так и в основании некоторых наук, необходимых к художествам…<…> Если Правительствующий сенат на сие представление заблагорассудит пожаловать на то в год шесть тысяч рублей, то можно здесь, в Петербурге, Академию художеств завести, которая, можно себя льстить, успехи окажет и будет тем ответствовать Правительствующего сената попечению и благоволению».
В тот же день Сенат принял решение — «означенную Академию художеств здесь, в С.-Петербурге, учредить…». Так по инициативе фаворита императрицы Елизаветы Петровны Ивана Шувалова и появилась в России Академия художеств
, названная позднее Императорской, а в ХХ веке — Российской
.

ТОП-10 ВЫПУСКНИКОВ АКАДЕМИИ

Федор Рокотов (ок. 1735 — 1808)

Один из первых выпускников Императорской академии. Лучший портретист «века Просвещения» родился в семье крепостных в усадьбе Воронцово князей Репниных, но числился «вольнорожденным», поскольку, по-видимому, был незаконнорожденным сыном хозяина. Шувалов заметил способного юношу, и Рокотова приняли в Академию. Этот живописец обладал редким умением передавать в портрете внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Сегодня рокотовские портреты — это история просвещенной России в лицах.

Семен Щедрин (1745–1804)

Сын простого солдата лейб-гвардии Преображенского полка, окончил Академию с золотой медалью и был награжден пенсионерской поездкой в Париж и Рим. Семен Федорович стал родоначальником русской пейзажной школы и первым профессором нового класса ландшафтной живописи в Академии художеств. Он выучил несколько поколений художников, многие из которых своим мастерством превзошли наставника.

Василий Тропинин (1776–1857)

Одаренный крепостной графа Ираклия Моркова, окончил Академию с золотой медалью, хотя и посещал ее как «посторонний», то есть вольноприходящий ученик. Своей романтической живописью «русский Грёз» снискал уважение не только в кругу художников, но даже был замечен императрицей. Положение этого талантливого крепостного возмущало просвещенное дворянство. И очень устраивало его хозяина — графа Моркова у которого Тропинин был и лакеем, и кондитером, и художником, и даже архитектором. За него просили графиня Гудович и генерал Тучков, академик Свиньин и литератор Майков, однако вольную он получил лишь в 1823 году, когда ему уже было 47 лет. Зато сына художника, Арсения, Морков оставил при себе. Семья полностью воссоединилась спустя пять лет, после смерти старого графа, наследники которого не решились продолжать издевательства над знаменитым на всю Россию живописцем.

Орест Кипренский (1782–1836)

Внебрачный сын помещика Дьяконова, получил вольную и был зачислен отцом в воспитательное училище при Академии художеств под фамилией Кипренский. В 1805 году кончил класс исторической живописи в Академии с большой золотой медалью. Однако еще в 1804-м он написал дебютный портрет — своего отчима Адама Швальбе, который в Италии приняли за работу Рембрандта. Кипренский создал прекрасную галерею образов своих современников, среди которых — герои Отечественной войны 1812 года, декабристы и многие другие выдающиеся личности. А его портрет Александра Пушкина давно стал хрестоматийным: «Себя как в зеркале я вижу, / Но это зеркало мне льстит» — написал поэт в благодарственном послании живописцу.

Иван Крамской (1837–1887)

Зачинщик «бунта четырнадцати» происходил из бедной мещанской среды. К искусству тяготел с детства, а поступив в Академию художеств, объединил вокруг себя единомышленников, которые не желали писать экзаменационную работу на исторический сюжет и подали прошение, чтобы разрешили писать на свободную тему. Им отказали. Они покинули Академию. Но не Крамского. Под его чутким руководством и наставничеством и появилось Товарищество передвижных художественных выставок. Прекрасный портретист, преподаватель и критик, Иван Крамской стал идеологом целого поколения художников-реалистов.

Илья Репин (1844–1930)

Гений русской реалистической живописи родился в семье простого солдата. В детстве помогал матери расписывать пасхальные яйца. В юности попал на обучение в рисовальную школу Ивана Крамского, потом поступил в Академию. Творчество автора «Бурлаков на Волге» искусствовед Владимир Стасов назвал «энциклопедией пореформенной России». Репин успевал много. Писал сюжеты для императора и коллекционера Третьякова и портреты русских композиторов и писателей, иллюстрировал произведения Толстого, Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Достоевского, преподавал. Репин — это «наше все» в живописи. А по мнению художника и критика Александра Бенуа, «достойный представитель русского начала на мировом Парнасе».

Василий Суриков (1848–1916)

Художник происходил из рода донских казаков, которые пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Мастер исторических сюжетов, еще в Академии он был прозван «композитором» из-за блестящих достижений в композиции. Сибиряк Суриков всегда стремился к материальной независимости, чтобы иметь творческую свободу. Он, к примеру, отказался от поездки за границу, которую ему «в виде исключения» предложили в Академии, в пользу заказа на роспись московского храма Христа Спасителя. Оказавшись в Москве, Суриков раз и навсегда полюбил этот город, напоминавший зимой его родной Красноярск. Вдохновляла Москва и на сюжеты. Однажды после прогулки по Красной площади
Суриков решил написать «Утро стрелецкой казни». Эта огромная картина стала первой работой, выставленной живописцем на суд зрителей на передвижной выставке в 1881 году: «…никто не начинал так. Он не раскачивался, не примеривался и как гром грянул этим произведением», — писала в воспоминаниях Александра Боткина, дочь Павла Третьякова.

Михаил Врубель (1856–1910)

Сын военного юриста, будущий художник с детства был приучен к музыке, живописи и путешествиям: семья по долгу службы отца много переезжала. Мальчику дали прекрасное образование. Врубель окончил с золотой медалью классическую гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Казалось бы, живи не тужи. А он по окончании юрфака в 1880 году поступает в Академию художеств, где вместе с Валентином Серовым учится художественному видению и оттачивает мастерство рисунка у великого педагога Павла Петровича Чистякова. Позже вместе с Серовым Врубель станет одним из любимых художников Мамонтова. Он придумывал интерьеры особняков для купцов Морозовых, декорации к операм Мамонтова и цветные майолики для абрамцевской фабрики, иллюстрировал «Демона» Лермонтова.

Валентин Серов (1865–1911)

Родился в музыкальной семье: мать — пианистка, отец — известный композитор Александр Серов. Страсть мальчика к рисованию, по-видимому передалась от отца, который в юности даже мечтал стать живописцем. После смерти главы семьи мать, желая отвлечь сына от горестных мыслей, отдает его в ученики к Репину, который отметил даровитость Серова и рекомендовал поступать в Академию. Серов поступил, но вскоре бросил занятия, поскольку учиться здесь ему уже было нечему. А к наградам и дипломам он был равнодушен. Его учитель Павел Чистяков отмечал, что он «еще не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой Серову. И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени».

Игорь Грабарь (1871–1960)

Русский и советский живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор. Игорь Грабарь родился в Будапеште в семье галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента Эммануила Грабаря. В 1876 году родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, поселились в России. Мальчик с детства мечтал о живописи. Обучаясь в московском лицее, он постоянно изучал коллекцию Третьякова
и другие собрания Москвы. В 18 лет без гроша в кармане приехал в Санкт-Петербург и поступил сразу на два факультета — юридический и историко-филологический. Обучаясь там, он тщательно готовился к поступлению в Академию художеств. Игорь Грабарь был учеником Репина, много путешествовал по Европе. С 1913 по 1925 год Грабарь возглавлял Третьяковскую галерею и реформировал принципы музейной работы. В 1918-м он стал инициатором такой институции, как Центральные реставрационные мастерские, которые также возглавлял до 1930 года. Сегодня эти мастерские — Всероссийский реставрационный центр имени И.П. Грабаря.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна