Ия Саввина
Персона

Ия Саввина

Годы жизни:
02 марта 1936 — 27 августа 2011
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Актер театра

Ия Саввина не была профессиональной актрисой: она закончила факультет журналистики и всегда мечтала работать по специальности. Но уже после первого спектакля ее начали приглашать играть и в театры, и в кино. Саввина исполнила несколько десятков ролей в кино и театре, о ней писали Фаина Раневская и Любовь Орлова. Актриса не только играла в кино, но и озвучивала персонажей мультфильмов, например Пятачка в советском «Винни-Пухе».

Студентка журфака и актриса театра МГУ

Ия Саввина в гримерке театра. Фотография: 24smi.org

Ия Саввина родилась 2 марта 1936 года в Воронеже. Ее родители вскоре развелись, будущую актрису воспитывала мать — Вера Кутепова. В 1946 году они перебрались в деревню под Воронежем: Кутепову направили туда работать сельским врачом. Ия Саввина посещала местную школу. Ей нравилась литература, и Саввина мечтала стать преподавателем.

Школу Саввина закончила с золотой медалью, и у нее был шанс поступить в Московский государственный университет. Однако, когда она добралась до столицы, прием документов на филфак уже закрыли. Можно было подать документы на факультет журналистики, который в те годы только отделился от филологического.

Конкурс был сложным, на одно место — 13 медалистов. Многие не могли ответить на дополнительные вопросы, но Саввиной повезло. Экзаменаторы обратили внимание на ее необычное имя — в переводе с грузинского оно означало «фиалка», а после задали формальный вопрос — о любимом поэте. Саввина прочитала Маяковского, а на следующий день увидела себя в списках зачисленных.

Театром Ия Саввина увлекалась еще со школы, и в университете совмещала учебу с занятиями в драматическом кружке. В 1955 году сыграла в любительском спектакле «Машенька». После чего решила пойти в Студенческий театр МГУ, который уже в те годы ставил спектакли наравне с профессиональными коллективами. Первое время она служила там костюмером, а после стала пробоваться на маленькие роли. На репетициях Саввина познакомился со студентом-гидрогеологом Всеволодом Шестаковым. Они поженились, и в 1957 году в семье родился сын Сергей. Однако брак вскоре распался.

В 1958 году, когда подбирали актеров для нового спектакля Ролана Быкова «Такая Любовь», руководитель коллектива Константин Липский порекомендовал Саввину на главную роль — Лиды Матисовой.

Спектакль «Такая любовь» родился на бурном сломе времени, на подъеме общественной жизни; тогда в Политехническом стали устраивать вечера поэтов, Ефремову удалось создать «Современник», появились новые имена в режиссуре. В МГУ был приглашен молодой актер Московского ТЮЗа Ролан Быков, который в нашем коллективе нашел единомышленников. «Такую любовь» пересмотрела вся Москва.
Ия Саввина

В 1958 году Ия Саввина закончила факультет журналистики, защитила диплом по теме «Телевизионные передачи по вопросам литературы и искусства» и какое-то время работала по специальности — в издательстве и на телевидении. Актриса вспоминала: «После окончания университета я должна была работать в Детгизе, и была рада этой возможности, потому что обожаю детскую литературу, «проглатываю» все новинки».

«Дама с собачкой»

Ия Саввина в роли Анны Сергеевны и Алексей Баталов в роли Дмитрия Гурова в художественном фильме Иосифа Хейфица «Дама с собачкой» (1960)

После спектакля «Такая любовь» выпускницу журфака стали приглашать играть в театре и кино, но она не соглашалась: хотела работать по специальности. Но от главной роли в «Даме с собачкой» по рассказу Антона Чехова отказаться не смогла. На съемки Саввину позвал Алексей Баталов — он заметил актрису на постановке «Такой любви» и предложил прийти на пробы. Режиссер Иосиф Хейфиц решил, что Саввина отлично подойдет на роль Анны Сергеевны фон Дидериц, «дамы с собачкой». Этому назначению удивлялись. Людмила Гурченко вспоминала: «Лично меня искренне огорчило, что такую неприметную девушку берут на «даму». Саввина позже писала, что работа над «Дамой с собачкой» отняла у нее много сил. Театрального образования не было и актерскому мастерству приходилось учиться прямо на съемочной площадке. Она говорила: «Я — лучшая актриса среди журналистов».

Многие сцены из фильма снимали на набережной Ялты. Декораторы установили здесь деревянную копию старинной чугунной изгороди. Съемки проходили утром, на рассвете: в это время здесь почти не было отдыхающих.

Премьера картины прошла в январе 1960 года. Фильм показали и на Международном кинофестивале в Каннах — жюри присудило ленте приз «За гуманизм и исключительные художественные качества», а Саввина получила специальную награду за лучшую женскую роль. Картину отметили и на других конкурсах: «Юсси» в Финляндии, Международном смотре фестивальных фильмов в Лондоне. Алексей Баталов и Ия Саввина стали известны в стране и за рубежом.

«Нора желает Норе успеха»: роли в Театре имени Моссовета

Ия Саввина в роли Фэрри и Фаина Раневская в роли Этель Сэвидж в спектакле Леонида Варпаховского «Странная миссис Сэвидж». 1965. Театр имени Моссовета, Москва. Фотография: f-ranevskaya.ru

В 1960 году Юрий Завадский пригласил Ию Саввину в Театр им. Моссовета, где она дебютировала в спектакле «Нора» по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена. Позднее актриса вспоминала, что очень волновалась перед премьерой: «Заботами театра первый спектакль был обставлен как событие. Тут были и специальные афиши с крупно набранной шапкой: «Дебют артистки Ии Саввиной» (увидев, я чуть не умерла от страха)». После спектакля Саввина получила отзыв от знаменитой актрисы Любови Орловой, которая исполняла эту роль раньше: «Нора желает Норе успеха, бодрости духа, спокойствия. Тогда все будет хорошо. Обнимаю. Любовь Орлова». Спектакль много лет не выходил из репертуара театра.

Саввиной наравне с ведущими артистами театра стали давать главные роли в постановках. В 1965 году она сыграла в спектакле «Странная миссис Сэвидж», где ее партнершей по сцене была Фаина Раневская.

Это была первая встреча, в которой я полностью убедилась в том, что моя партнерша умна, талантлива. Для меня партнер самое главное. Она [Ия Саввина] была настолько правдива, настолько убедительна, что мне было трудно представить себе ее иной. Но тут же вспомнила пленительную «даму с собачкой» в кинофильме, вспомнила ряд других ее работ в кино и театре иного плана, и мне стало ясно, что я встретилась с большой актрисой большого дарования, и очень этому обрадовалась…
Фаина Раневская, «Судьба-шлюха»

В 1969 году в Театре им. Моссовета прошла премьера спектакля «Петербургские сновидения» по произведениям Федора Достоевского, в котором актриса исполнила роль Сони Мармеладовой. Поэт Павел Антокольский, который побывал на постановке, посвятил актрисе стихотворение «Сонечка Мармеладова. Ии Саввиной»:

Под пьяный гомон, гам и гик,
Под вопли низменных клевет,—
Для зрителей, для всех других
Сама в себе — ярчайший свет.
Она, как в храм, пришла на сцену,
К высокой роли не готовясь,
Чтобы свою назначить цену
На Достоевского, на совесть.

В то же время Саввина продолжала работать в кино: в 1967 году она сыграла Долли Облонскую в «Анне Карениной» и снялась в фильме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Саввина называла эти роли главными в своей карьере. Актриса писала: «Я всегда мечтала сыграть женщину, противостоящую обстоятельствам. <...> Такова моя крестьянка Ася, такова и княгиня Долли — идеал толстовской женщины. Они дороги мне как прообразы, и я в долгу перед ними как актриса».

«Винни-Пух и все, все, все»: озвучивание мультфильма

Ия Саввина. Фотография: nastroenie.tv

В 1969 году Ие Саввиной сделали необычное предложение. Режиссер Федор Хитрук пригласил работать над новым мультфильмом по книге Бориса Заходера «Винни-Пух и все, все, все». Заходер был любимым писателем ее сына, актриса хорошо знала его творчество, а «Винни-Пуха» и вовсе читала наизусть.

Всех дублеров в то время уже набрали, а с озвучиванием Пятачка возникли проблемы: никто из претендентов не устраивал Хитрука. Когда режиссер услышал голос Ии Саввиной, он сразу предложил ей этого персонажа.

Реплики Винни-Пуха зачитывал Евгений Леонов. Актриса часто вспоминала комичные случаи, когда сосредоточенный и трагичный, как Гамлет, Леонов, перед микрофоном произносил: «А не пора ли… подкрепиться?» или «Куда идем мы с Пятачком — большой-большой секрет».

Пятачка Ия Саввина решила озвучивать героя в стиле речи Беллы Ахмадулиной. Актриса любила слушать ее выступления поэтессы, пересматривала фильм «Живет такой парень» с ее участием. Персонаж мультфильма заговорил таким же хрустальным голосом и так же распевал слова. При монтаже запись ускорили, а тон повысили. Федор Хитрук позже вспоминал: «Это было стопроцентное попадание!»

После выхода мультфильма на экраны Белла Ахмадулина позвонила Саввиной: «Спасибо, что подложили мне не свинью, а прелестного поросенка».

Роли Саввиной во МХАТе

Ия Саввина и актер и режиссер Олег Ефремов. Музей Московского художественного академического театра, Москва

В 1977 году художественный руководитель МХАТа Олег Ефремов пригласил Саввину присоединиться к его труппе. «Я пришла работать не в Художественный театр, а к Олегу Николаевичу Ефремову», — писала позже артистка. В этом театре Саввина дебютировала в спектакле «Дачники» режиссера Владимира Салюка. По словам Ефремова, вскоре она стала одной из основных актрис МХАТа и добавила его постановкам «чистого, интеллигентного звучания».

...Пройдя практическую школу, она на самом деле берет не столько мастерством и изыском, сколько своей богатой интуицией и талантом, отпущенным от Бога. <...> Ия Саввина — актриса, которая притягивает к себе людей. Что очень важно, просто необходимо в театре. С ней можно обо всем говорить всерьез. Спорить всерьез. И также всерьез посидеть за столом. Но превыше всего для нее — Театр.
Олег Ефремов (по книге «Буклет к юбилею»)

На сцене МХАТа ставили спектакли с участием актрисы: «Так победим!», «Заседание парткома». Часто Саввина играла в постановках по рассказам и пьесам Чехова — «Дяде Ване», «Вишневому саду» и другим, а в 1981 году совместно с другими актерами МХАТа она записала радиоспектакль «Чайка».

В 1990-х Ия Саввина приняла участие в проекте «Чехов и К°», который был посвящен столетнему юбилею МХАТа, играла в постановках «Новый американец» по произведениям Сергея Довлатова, «Кошки-мышки» и других. За главную женскую роль в спектакле «Рождественские грезы» режиссера Петра Штейна в 1999 году артистке присудили Высшую театральную премию Москвы — «Хрустальная Турандот».

Последние роли в кино и публицистика

Ия Саввина в роли Лидии Аникеевой и Лия Ахеджакова в роли Елены Малаевой в художественном фильме Эльдара Рязанова «Гараж» (1979)

В 1979 году Ия Саввина снялась в фильме Эльдара Рязанова «Гараж», где впервые сыграла отрицательного персонажа — доктора наук Лидию Аникееву. Режиссер картины рассказывал в интервью, что работать с актрисой было легко: она ответственно подходила к съемкам, тщательно учила тексты и прекрасно вживалась в роль. «У меня была с ней только одна встреча в кино, но она запомнилась мне на всю жизнь», — вспоминал Рязанов.

В этом же году Саввина познакомилась со своим вторым мужем — актером и режиссером Театра на Таганке Анатолием Васильевым. Вместе они прожили больше 30 лет.

В 1980-х Саввину на съемки звали реже. В эти годы на экраны вышли два фильма с ее участием — «Слезы капали» и «Продлись, продлись, очарованье…».

В начале 1990-х годов Ия Саввина выпустила сборник «Статьи разных лет», в который вошли ее лучшие журналистские работы — интервью, киноведческие очерки, театральные рецензии.

В 1994 году Андрей Кончаловский решил снять картину «Курочка Ряба» — продолжение фильма 1967 года «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Он пригласил Ию Саввину на главную роль, но актриса отказалась.

Я стал свидетелем, когда, прочитав сценарий-продолжение, Саввина отказалась от съемок. <...> В новом фильме жизнь перечеркивала святость этой женщины, оставляя нас наедине с человеком раздавленным, озлобленным и жестким. Саввина согласиться с этим не могла. У нее ничего не бывает просто так. Живет она удивительно осмысленно, сохраняя во всех перипетиях достоинство.
Актер Дмитрий Брусникин, из публикации «Ия Саввина: жизнь по гамбургскому счету» в «Литературной газете», 2011

В 2000-х актриса снималась мало. Она сыграла в картинах «Постельные сцены» Кирилла Серебренникова, «Слушая тишину» Александра Касаткина и «Ты меня слышишь?» Петра Штейна.

27 августа 2011 года актрисы не стало. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище в Москве.

Фильмы

Служили два товарища
Комедия
1968
99 мин
Романс о влюбленных
Драма
1974
135 мин
Гараж
Комедия
1979
101 мин
Анна Каренина
Драма
1967
145 мин
Дама с собачкой
Драма
1960
84 мин
Звонят, откройте дверь
Семейный
1965
75 мин
Марка страны Гонделупы
Семейный
1977
64 мин
История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж
Драма
1967
99 мин

Спектакли

Смотрите также

Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.