История одного здания: Двенадцать коллегий
Здание Двенадцати коллегий — одно из самых старых в Санкт-Петербурге. Его спроектировали еще при Петре I, в первой четверти XVIII века. Император приказал создать новый центр северной столицы — большой административный квартал на Васильевском острове. А в длинном доме на набережной предполагалось разместить большинство ведомств. «Культура РФ» рассказывает, как строили здание для чиновников и меняли его проект.
Долгострой на Васильевском острове
Санкт-Петербург возник на Березовом острове — в наши дни он называется Петроградской стороной. Именно отсюда началась застройка города, и здесь располагалось первое завершенное здание — домик Петра I.
К 1710-м годам император решил устроить новый центр, в котором сосредоточились бы административные здания. Для строительства выбрали стрелку Васильевского острова — крупнейшего среди петербургских островов в XVIII веке. Работами руководил итальянец Доменико Трезини, он как раз в это время приехал в Петербург вместе с другими иностранными специалистами и стал одним из главных зодчих нового города. Первые планы застройки Васильевского он составил в 1716 году. В них еще не было здания Двенадцати коллегий.
К 1718 году Трезини пересмотрел план. К этому моменту возник замысел вырыть канал на западной стороне острова и вдоль его набережной возвести протяженное здание для коллегий — аналогов современных министерств. Их как раз в это время создавал Петр I: он реформировал приказы, которые раньше ведали разными сферами государственного управления. Изначально в одном месте должны были располагаться девять ведомств, но к 1721 году император создал еще несколько новых органов власти, включая Сенат и Синод.
Строительные работы начались в 1722 году. Государь принимал активное участие в разработке проекта: ему не понравились идеи Трезини, он внес свои коррективы и объявил конкурс на план здания. Тем временем под корпуса строили фундаменты, но крайне медленно: для некоторых только забивали сваи. Конкурс выиграл немецкий архитектор Леонард Теодор Швертфегер. Однако Трезини повелели переработать его проект. В итоге первый этаж здания Двенадцати коллегий возводили по чертежам Доменико Трезини, а второй и третий — по измененному варианту Швертфегера.
Однако и после доработок проекта строительство далеко не продвинулось. Оно ускорилось лишь в период с 1725 по 1727 год — в это время полностью возвели все корпуса, кроме Синода. Коллегии начали заседать в новом месте в 1732 году. При этом чиновники въехали в незаконченное строение: еще 10 лет завершали внутреннее убранство. В 1734 году умер Доменико Трезини. После него здание достраивали и оформляли два новых архитектора — ученик Трезини Михаил Земцов и его племянник и зять Джузеппе Трезини. Двенадцать коллегий завершили в 1742 году.
Архитектурные особенности здания
Здание Двенадцати коллегий — крупнейший памятник петровского барокко. Так называли стиль, в котором пышный барочный декор сочетался с со строгой симметрией классицизма. Двенадцать одинаковых зданий, которые образуют целостный дом, тянутся почти на 400 метров. Объект предназначался для разных ведомств, но они должны были взаимодействовать и работать сообща. Из-за этого Доменико Трезини выбрал модель, в которой строения располагаются вплотную, а соседние корпуса имеют общую торцовую стену. Однако у каждого сегмента была собственная высокая крыша — это символизировало самостоятельность коллегий.
Каждый корпус представлял собой трехэтажный дом с отдельным входом. Визуально их разделяли ризалиты — выступающие части на фасаде. Специалисты предполагали, что Трезини при работе опирался на устройство копенгагенской Биржи XVII века: в этом городе архитектор жил до того, как приехал в Российскую империю.
Когда Петр I задумывал перенести центральные кварталы на Васильевский остров, он предполагал, что на стрелке расположится главная площадь. Поэтому основной, восточный, фасад Двенадцати коллегий выходит на мыс у реки. До конца XIX века перед ним находилась большая площадь, а позже ее застроили. Западный фасад Двенадцати коллегий украшает длинная открытая галерея.
Здание не раз перестраивали. Когда умер Доменико Трезини, заменивший его архитектор Михаил Земцов изменил конструкцию крыш. На тех, которые устроил Трезини, застаивалась вода. В 1830-х годах корпуса перестраивал архитектор Аполлон Щедрин. В здании появились новые лестницы, в том числе большая парадная в центральном сегменте. Галерею вдоль западного фасада застеклили — так возник знаменитый крытый коридор во всю длину здания.
От убранства XVIII века остался всего один зал, Петровский. Над ним в 1735–1736 годах работал архитектор Михаил Земцов и два итальянских декоратора, Джованни и Иньяцио Лодовико Росси. В узорах появился мотив рокайль — завиток, который напоминал ракушку. В наши дни можно увидеть угловые печи и декоративные панели над дверями — их украсили вензелями с буквами «P» и «А», с которых на латыни начинались имена правителей Петра III и Анны Иоанновны. Живописный плафон оформили художники Андрей Матвеев и Григорий Мусикийский. Позже его закрасили, а в 1966 году отмыли и отреставрировали. Сегодня в Петровском зале проводят собрания, торжества и конференции Санкт-Петербургского университета.
Читайте также:
Из дома чиновников — в дом науки
Органы управления работали в здании до начала XIX века. Кроме них здесь располагались Государственный архив, синодальная типография и книжная лавка. Также на первом этаже были торговые ряды. Однако центр города за это время сместился на противоположную сторону Невы. Обустроить административные кварталы на Васильевском мешали частые наводнения и паводки, которые отрезали остров от других районов города. Чиновники постепенно переезжали ближе к Невскому проспекту.
В 1804 году Двенадцать коллегий отдали Главному педагогическому институту. В 1819-м четыре корпуса заняли учебные аудитории и квартиры для преподавателей Императорского университета — его открыли на основе педагогического института. В 1850-е годы комплекс полностью передали университету. Здесь работали многие прославленные российские ученые, например, Дмитрий Менделеев с 1857 года вел курс общей химии и жил в служебной квартире. И здесь же 18 марта 1860 года в одном из корпусов Двенадцати коллегий ученый впервые рассказал коллегам о своем периодическом законе химических элементов. В 1911 году в бывшей квартире Менделеева открыли мемориальный музей.
Во время Великой Отечественной Двенадцать коллегий пострадали: в 1942 году неподалеку упала и не разорвалась фугасная бомба, воздушная волна от нее выбила 102 окна, в том числе в библиотеке. Книги обледенели, само помещение отсырело и промерзло, и до конца блокады библиотека не работала. Многие сотрудники университета умирали от голода и истощения, однако все, кто мог, старались спасать книги и журналы. Приводить здание в порядок начали еще до конца войны, когда из эвакуации в 1944 году вернулись студенты.
Учебное заведение — сегодня оно носит название Санкт-Петербургского государственного университета — занимает здание Двенадцати коллегий и сейчас. Здесь располагаются его главный корпус, административные отделы, библиотека и биологический факультет.
Автор: Тата Боева