Из реквизиторов — в дамы

Ия Саввина
не имела актерского образования — и при этом стала одной из самых востребованных актрис своего времени. В 1960 году она сыграла Анну Сергеевну в фильме Иосифа Хейфица «Дама с собачкой»
и после премьеры, как говорится, проснулась знаменитой. На Каннском фестивале, где был показан фильм Хейфица, дебютантка Саввина была удостоена специального приза. С того момента, кажется, уже невозможно представить себе героиню чеховского рассказа в ином обличье. Красивая какой-то особой, строгой красотой, Анна Сергеевна в исполнении Саввиной изводила себя стыдом и вместе с тем лучилась тихим счастьем. Даже черно-белая пленка передавала особый эффект саввинского взгляда: светлые глаза актрисы испускали сияние, преображали ее простую, неброскую внешность.
Как же попала непрофессиональная актриса в кино? История вполне сказочная. Студентка журфака МГУ Ия Саввина очень любила театр и в какой-то момент решила попробовать свои силы в университетской любительской труппе. По одной из версий, актрису в ней там поначалу не увидели и предложили занять должность заведующей реквизиторским цехом… Но постепенно Саввина стала появляться в спектаклях — например, в постановке по пьесе чешского драматурга Павла Когоута «Такая любовь». Однажды на спектакль пришел Алексей Баталов
, утвержденный на роль Гурова в фильме «Дама с собачкой», увидел тоненькую девушку с «акварельным» лицом и решил показать ее Хейфицу
. Режиссер поразился тому, как похожа оказалась Ия Саввина на Анну Сергеевну из иллюстраций Кукрыниксов к чеховскому рассказу. В общем, случилось классическое чудо: никому не известную девушку утвердили на главную роль.
Ия Саввина в фильме «Анна Каренина»
Ия Саввина в фильме «Гараж»
Ия Саввина в фильме «Продлись, продлись очарованье...»
Примечательно и то, что профессиональный театр также распахнул двери перед Саввиной. В том же году она стала актрисой Театра им. Моссовета, располагавшего тогда одной из самых звездных трупп в стране. Первое, что пришлось там сделать Саввиной, — ввестись на роль, которую несколько лет играла Любовь Орлова
в спектакле «Нора»… Любовь Петровна поддержала, ободрила преемницу, и дебютный для Саввиной спектакль на профессиональной сцене прошел хорошо. В последующие годы она сыграла в Театре им. Моссовета Соню Мармеладову в знаменитом спектакле «Петербургские сновидения», Фэрри в «Странной миссис Сэвидж» (в работе над этим спектаклем окрепла их дружба с Фаиной Раневской
), учительницу Гусарову в спектакле «Аплодисменты» и многие другие роли. В 1977 году Ия Саввина перешла во МХАТ
. Там были роли в спектаклях Олега Ефремова по пьесам Чехова (Полина Андреевна в «Чайке», Войницкая в «Дяде Ване»), Вампилова (жена Саяпина в «Утиной охоте»), Рощина (Лиззи в многострадальном спектакле-долгострое «Перламутровая Зинаида»). В Художественном театре актриса служила до конца жизни.
Киносудьба Ии Саввиной принесла ей удивительно разноплановые роли. Конечно, ярче других в нашей памяти хромоножка Ася из экспериментального фильма Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»
, Долли из «Анны Карениной»
Александра Зархи, противная Аникеева из «Гаража»
Эльдара Рязанова, жена главного героя из «Частной жизни» Юлия Райзмана. В книге «Аплодисменты» Людмила Гурченко писала: «Действительно, Ия Саввина абсолютно лишена всех внешних признаков «артистического», она — из редких актрис, умеющих, почти не меняя облика, стать изнутри другим человеком». И не только человеком — добавим мы, вспомнив Пятачка из мультсериала Федора Хитрука. Ведь образ писклявого поросенка стал таким ярким во многом благодаря озвучившей его Ии Саввиной! Она подарила этому персонажу характер и манеру речи своей подруги — знаменитой поэтессы Беллы Ахмадулиной.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна