16+

Дачники

Драма
1979
167 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя
2 серии

Фильм-спектакль по одноименной пьесе Максима Горького, написанной им за год до революционных событий 1905 года. Эта пьеса по праву считается самой «чеховской» у Горького. В центре сюжета драмы — любительский спектакль, который должны разыграть дачники. Атмосфера, в которой идет подготовка к нему, вносит ощущение бестолковости, суеты, абсурдности всего происходящего, иллюзорности и неправедности многих претензий героев. На репетицию спектакля, который зрители так и не увидят, спешат не участвующие в общем действии актеры. Они то опаздывают, то выясняют, что репетиция еще и не начиналась. Вот что писал сам Горький о пьесе: «Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических слоев и, достигнув известной высоты положения… стоит одиноко между народом и буржуазией, без влияния на жизнь, без сил, она чувствует страх перед жизнью… она хочет жить интересно, красиво и — спокойно, тихо, она ищет только возможности оправдать себя… за измену своему родному слою — демократии».

История первой постановки «Дачников»

«В жизни нашего театра было немало славных и красивых страниц. <…> Но самой красивой легендой, самой притягательной страницей истории русского театра для меня всегда будет премьера «Дачников» в Театре В.Ф. Комиссаржевской 10 ноября 1904 года.

Перелистывая негнущиеся пожелтевшие газетные страницы, воспроизводишь в воображении этот исключительный вечер. Замечательный актерский состав: Варвара — Комиссаржевская, Юлия — Николина, Марья Львовна — Холмская, Басов — Бравич, Шалимов — Гардин, Двоеточие — Уралов, Влас — Блюменталь — Тамарин.

После первого действия царило полное недоумение. Публика еще ни в чем не успела разобраться. Физиономии знатоков и ценителей в зрительном зале «Пассажа» непроницаемы. Демократически настроенная галерка в напряженном ожидании… Кончилось второе действие. Ну, все ясно: это бытовая комедия, довольно остроумная, довольно меткая и в общем безобидная. Действие имело успех. Автора вызвали и поднесли два венка. Скандал разразился во время третьего действия, когда все намерения автора стали ясными. В антракте творилось невообразимое. Разделенный на две враждующие части зал восторгался и негодовал. Овации перемешались с шиканьем и свистом. Это была почти схватка двух непримиримых, навсегда враждебных сил. Это прообраз будущих боев, будущих сражений. На сцену вышел Горький. Он стоял посреди аплодировавших ему актеров спокойно, скрестив на груди руки, внимательно всматриваясь в бушующий негодованием и восторгом зрительный зал.

«С видом победителя, как бы бравируя, Горький выходил и после 4-го акта. В этот момент Горький был великолепен. Сколько самоуверенности, удальства, вызова было на его лице», — писала одна из газет того времени («Петербургский листок»). Да, это было больше чем провал — это был скандал, но это было больше чем успех — это был триумф. Искусство врывалось в жизнь, оно само становилось жизнью. Что может быть выше этого? <…>

Когда читаешь рецензии того времени о «Дачниках», создается впечатление, что персонажи пьесы — Шалимовы, Басовы, Калерии, обиженные грубостью автора, попавшего не в бровь, а в глаз, — продолжают свой спор. Темой спора на этот раз стала пьеса «Дачники». <…>

После премьеры в Петербурге началось триумфальное шествие «Дачников» по театрам провинции. Можно смело сказать, что весь театральный сезон 1905 года прошел в России под знаком «Дачников». <…>

Чтобы понять революционное значение «Дачников», стоит прочитать письмо в редакцию журнала «Театр и искусство», №13 за 1905 год. Двинский антрепренер рассказывает о том, чем кончились спектакли «Дачников» в Двинске. <…> «…Но до этого спектакля все другие по требованию жандармского начальника шли при наличности в фойе патруля солдат в 30–40 человек в полной боевой готовности с ружьями и патронташами. На втором спектакле «Дачников» во время действия с галерки раздался голос с «несоответствующей фразой». Публика заволновалась, солдаты ринулись со стуком и шумом на галерею. Замешательство в публике и на сцене… после спектакля жандармский начальник извещает меня, что он телеграфировал о происшедшем губернатору. На другой день получается телеграмма от губернатора: «Закрыть театр. Выдать деньги за проданные на последующие спектакли билеты».

Как видно по этому характерному эпизоду, пятьдесят лет назад ни у кого не было сомнений в том, что «Дачники» — революционная пьеса». <…>

Из статьи Бориса Бабочкина «Сценические версии «Дачников» из книги «В театре и кино» (1968 г.)

Режиссеры: Владимир Салюк, Мария Муат
В ролях: Леонид Губанов, Светлана Коркошко, Маргарита Юрьева, Борис Щербаков, Николай Пеньков, Любовь Стриженова, Анатолий Семенов, Елена Королёва, Александр Калягин, Александр Дик, Ия Саввина, Всеволод Абдулов

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна