Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Дачники

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ) | 1979 | СССР | Драма | 167 мин.
Режисcёр: Владимир Салюк, Мария Муат
В ролях: Леонид Губанов, Светлана Коркошко, Маргарита Юрьева, Борис Щербаков, Николай Пеньков, Любовь Стриженова, Анатолий Семенов, Елена Королёва, Александр Калягин, Александр Дик, Ия Саввина, Всеволод Абдулов
1757
Фильм-спектакль по одноименной пьесе Максима Горького, написанной им за год до революционных событий 1905 года. Эта пьеса по праву считается самой «чеховской» у Горького. В центре сюжета драмы – любительский спектакль, который должны разыграть дачники. Атмосфера, в которой идет подготовка к нему, вносит ощущение бестолковости, суеты, абсурдности всего происходящего, иллюзорности и неправедности многих претензий героев. На репетицию спектакля, который зрители так и не увидят, спешат не участвующие в общем действии актеры. Они то опаздывают, то выясняют, что репетиция еще и не начиналась. Вот что писал сам Горький о пьесе: «Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических слоев и, достигнув известной высоты положения... стоит одиноко между народом и буржуазией, без влияния на жизнь, без сил, она чувствует страх перед жизнью... она хочет жить интересно, красиво и – спокойно, тихо, она ищет только возможности оправдать себя... за измену своему родному слою – демократии».

История первой постановки «Дачников»
«В жизни нашего театра было немало славных и красивых страниц. <...> Но самой красивой легендой, самой притягательной страницей истории русского театра для меня всегда будет премьера «Дачников» в Театре В.Ф. Комиссаржевской 10 ноября 1904 года.

Перелистывая негнущиеся пожелтевшие газетные страницы, воспроизводишь в воображении этот исключительный вечер. Замечательный актерский состав: Варвара – Комиссаржевская, Юлия – Николина, Марья Львовна – Холмская, Басов – Бравич, Шалимов – Гардин, Двоеточие – Уралов, Влас – Блюменталь – Тамарин.

После первого действия царило полное недоумение. Публика еще ни в чем не успела разобраться. Физиономии знатоков и ценителей в зрительном зале «Пассажа» непроницаемы. Демократически настроенная галерка в напряженном ожидании... Кончилось второе действие. Ну, все ясно: это бытовая комедия, довольно остроумная, довольно меткая и в общем безобидная. Действие имело успех. Автора вызвали и поднесли два венка. Скандал разразился во время третьего действия, когда все намерения автора стали ясными. В антракте творилось невообразимое. Разделенный на две враждующие части зал восторгался и негодовал. Овации перемешались с шиканьем и свистом. Это была почти схватка двух непримиримых, навсегда враждебных сил. Это прообраз будущих боев, будущих сражений. На сцену вышел Горький. Он стоял посреди аплодировавших ему актеров спокойно, скрестив на груди руки, внимательно всматриваясь в бушующий негодованием и восторгом зрительный зал.

«С видом победителя, как бы бравируя, Горький выходил и после 4-го акта. В этот момент Горький был великолепен. Сколько самоуверенности, удальства, вызова было на его лице», – писала одна из газет того времени («Петербургский листок»). Да, это было больше чем провал – это был скандал, но это было больше чем успех – это был триумф. Искусство врывалось в жизнь, оно само становилось жизнью. Что может быть выше этого? <...>

Когда читаешь рецензии того времени о «Дачниках», создается впечатление, что персонажи пьесы – Шалимовы, Басовы, Калерии, обиженные грубостью автора, попавшего не в бровь, а в глаз, – продолжают свой спор. Темой спора на этот раз стала пьеса «Дачники». <...>

После премьеры в Петербурге началось триумфальное шествие «Дачников» по театрам провинции. Можно смело сказать, что весь театральный сезон 1905 года прошел в России под знаком «Дачников». <...>

Чтобы понять революционное значение «Дачников», стоит прочитать письмо в редакцию журнала «Театр и искусство», №13 за 1905 год. Двинский антрепренер рассказывает о том, чем кончились спектакли «Дачников» в Двинске. <...> «...Но до этого спектакля все другие по требованию жандармского начальника шли при наличности в фойе патруля солдат в 30–40 человек в полной боевой готовности с ружьями и патронташами. На втором спектакле «Дачников» во время действия с галерки раздался голос с «несоответствующей фразой». Публика заволновалась, солдаты ринулись со стуком и шумом на галерею. Замешательство в публике и на сцене... после спектакля жандармский начальник извещает меня, что он телеграфировал о происшедшем губернатору. На другой день получается телеграмма от губернатора: «Закрыть театр. Выдать деньги за проданные на последующие спектакли билеты».

Как видно по этому характерному эпизоду, пятьдесят лет назад ни у кого не было сомнений в том, что «Дачники» – революционная пьеса». <...>

Из статьи Бориса Бабочкина «Сценические версии «Дачников» из книги «В театре и кино» (1968 г.).

Смотрите также

  • Драма
  • Александр Титель
  • 1988
  • 157 мин

Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета

  • Драма
  • Марк Розовский
  • 2012
  • 52 мин

Театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского

  • Драма
  • Борис Ливанов
  • 1969
  • 151 мин

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

Прямая трансляция 18 октября, в 19:00. «Ленфильм-клуб»

Трансляция фильма «Амун»

Прямая трансляция 18 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Виртуозы Москвы», Андрес Мустонен

Прямая трансляция 17 октября, в 16:30. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Льва Додина

Прямая трансляция 17 октября, в 11:00. Музей военной истории РВИО

Российская революция 1917 г.: историческая память и школьное образование

Прямая трансляция 16 октября, в 12:00. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Сергея Женовача

Прямая трансляция 16 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Звезды XXI века. Золотая коллекция

Прямая трансляция 15 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

А. Линдгрен – «Пеппи Длинный чулок». Дневные симфонические концерты для детей

Прямая трансляция 15 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Михаил Почекин, Юрий Фаворин

Прямая трансляция 15 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

«Дорога к джазу» Известные джазовые мелодии

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Французский писатель примет участие в заседании секции «Литература и чтение» и представит свою новую книгу.

Подробнее

Зрителей ждут выставки, мастер-классы, концерты и спектакли.

Подробнее

Зрители услышат музыкантов-виртуозов из разных стран.

Подробнее

Зрители увидят 68 российских и зарубежных картин.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть