Нина Ургант и ее героини

Экранные и театральные образы Нины Ургант. От королевских особ в театре до медсестры на экране, чья песня под гитару вот уже более 40 лет вызывает слезы на глазах. За свою творческую жизнь народная артистка России сыграла более 80 ролей, и большинство из них — женщины нелегкой судьбы.

Нинка-артистка

Родилась Нина Ургант на границе с Эстонией — в городке Луга Ленинградской области. У отца будущей актрисы были эстонские корни, отсюда и фамилия. Семья военнослужащего переезжала много. Война застала Ургантов в латвийском Даугавпилсе. Выжить в оккупированном городе удалось, скрываясь от облав.

Талант будущей актрисы раскрылся уже в школе. Она читала стихи, играла на гитаре и пела песни военных лет. Получив прозвище «Нинка-артистка», решила закрепить его дипломом театрального вуза, но перестраховалась. Поехала в Ленинград и подала документы одновременно в Педагогический, Политехнический институты и даже в слесарную школу, но учиться все же пошла в Ленинградский театральный институт — нынешнюю Академию театрального искусства.

Театры Нины Ургант

По распределению молодая актриса попала в Ярославский академический театр имени Волкова
, заняв нишу ведущей лирической героини. Проработала в старейшем театре страны всего год и по приглашению художественного руководителя Георгия Товстоногова
поступила в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола
.
Пришлась ко двору новая актриса не сразу, а после роли Оленьки в картине «Укротительница тигров». Это в театре, а вот в кино после легкомысленной героини новой значительной роли пришлось ждать семь лет.
Главные роли и премьера за премьерой. На счету Нины Ургант в ленинградском «Ленкоме» более десятка ролей: Галя Дадыдова в спектакле «В добрый час», Наташа в «Униженных и оскорбленных», Лушка в «Поднятой целине», Клава в постановке «Один год»… Сменила актриса театр в разгар столь успешной карьеры в 1962 году ради роли Инкен Петерс в драме Герхарда Гауптмана «Перед заходом солнца».
Играла эту роль Нина Ургант на протяжении десяти лет — в театре тогда еще имени Пушкина
, нынешнем Александринском
. Да так и осталась на этой сцене, пополнив коллекцию сценических образов двадцатью постановками. Это работы по классическим пьесам — от Шекспира
до Достоевского
и современных авторов — от Константина Симонова
до Эдварда Радзинского. Все роли имели неизменный успех у зрителя. Среди любимых — образы по произведениям Антона Павловича Чехова
: Раневская в пьесе «Вишневый сад»
, Маша в «Чайке»
.
Кадр из фильма «Дни хирурга Мишкина» (1976)
Кадр из фильма «Вступление» (1962)
Кадр из фильма «Открытая книга» (1977)

Кинобиография

«Вступление» — первый фильм большой кинороли для актрисы. Героиня Нины Ургант ищет большую любовь, оставляя семью на втором плане. Писательница Вера Панова создавала образ как отрицательный, но Нина Николаевна разглядела в нем и воплотила на экране трогательные черты. Сама актриса считает эту роль одной из лучших в своей фильмографии. Но главное экранное амплуа актрисы — роли военные.

«Я так волновалась, что к съемке похудела на 15 килограммов. Режиссер все объяснил, я приготовилась. А когда начали снимать и взяла похоронку — не закричала, не заплакала. Просто вдруг повернулась и пошла, ничего не видя, карабкалась по поленнице дров, пока не провалилась куда-то и не замерла…» — вспоминала актриса работу над фильмом «Я родом из детства».

Люся из картины «Я родом из детства», овдовевшая в День Победы, Анна Михайловна в фильме «Сыновья уходят в бой», потерявшая во время оккупации сыновей, и особо любимая зрителями роль медсестры Раи из ленты «Белорусский вокзал»
. Снова потеря — любимого комбата и песня на стихи Булата Окуджавы
«Нам нужна одна Победа»…
Началась история фильма с телевизионной передачи «Рассказы неизвестных героев», которую вел отец режиссера ленты, бывший фронтовик Сергей Смирнов. Тысячи неизвестных героев, вернувшихся из забвения, вдохновили на создание картины. «Однополчанами» стали Евгений Леонов
, Алексей Глазырин, Анатолий Папанов
, Всеволод Сафонов
и Нина Ургант.
Кадр из фильма «Белорусский вокзал» (1970)
Кадр из фильма «Я родом из детства» (1966)
Кадр из фильма «Люди, как реки...» (1968)
Изначально режиссер намеревался снимать Ию Саввину
, а Госкино настоятельно предлагало Инну Макарову
, уже после того, как была отснята большая часть картины. И лишь когда режиссер написал отказ от работы над фильмом, утвердили Нину Ургант. В итоге под песню «Батальон» роняли слезы не только участники съемочной группы, но и зрители. Ведь каждый образ актриса переживала всем сердцем.

Творческая династия

Актерскую профессию выбрал сын Нины Ургант и Льва Милиндера — Андрей Ургант, успешным шоуменом стал внук Иван.
«Наш дом всегда заполнялся творческими людьми. Здесь бывали Владимир Высоцкий
, Андрей Миронов
, Алла Покровская и другие известные актеры. Естественно, сын и внук жили в этой атмосфере и выбрали себе эту профессию»
. Подрастают у актрисы и правнучки — Валерия и Нина Ургант… Атмосфера в семье по-прежнему творческая, а значит, есть и надежда на продолжение актерской династии.
«Нина удивительный, уникальный актерский инструмент. Страдивари. Все давалось ей без мучений, без напряга… Пелось и пелось. Это самое замечательное, что может быть в работе с актером. Работать с Ниной Ургант каждый раз было сплошным удовольствием. В ее облике — удивительное сочетание легкости, смешливости, женского озорства и глубоко запрятанной трагичности. И это не от ролей, а от человеческого существа, от строя ее души».
Режиссер Игорь Таланкин
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна