Алексей Баталов

Годы жизни: 20 ноября 1928 - 15 июня 2017
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Режиссер, Актер театра
Содержание
Алексея Баталова называли главным интеллигентом СССР. С самого детства его окружали знаменитые писатели и артисты, а с 16 лет он уже снимался в кино. Баталов сыграл десятки ролей, которые вошли в классику отечественного кинематографа. Но больше 40 лет он посвятил ВГИКу
, где преподавал актерское мастерство.

Довоенное детство и эвакуация

Алексей Баталов. 1958 год. Фотография: Музей «Невская застава», Санкт-Петербург
Алексей Баталов во время прогулки на Кремлевской набережной. Москва, 1964 год. Фотография: Валентин Мастюков / ТАСС
Алексей Баталов. Москва, 1956 год. Фотография: В. Качан / Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда
Алексей Баталов родился в творческой семье: отец Владимир и мать Нина Ольшевская служили во МХАТе
, там же работали дядя и тетя. Много времени мальчик проводил в театре среди декораций и актеров.
«В первом детстве двор MXAT: куда ни посмотри — всюду декорации, станки, расписанные кулисы или проветривающиеся костюмы; и всегда множество людей, и все они — будь то актеры, художники или рабочие — причастны к сцене. Весь клан Баталовых еще в сборе, и они все тут: папа (тогда Аталов), мама (Ольшевская), тетя Леля (Андровская), дядя Коля (Баталов), тетя Муся (Щербинина), тетя Зина (Баталова), дядя Витя (Станицын). И они все на этом дворе не потому, что семья, а потому, что, как и множество других, актеры этого театра»
Из книги Алексея Баталова «Судьба и ремесло»
В начале 1930-х родители развелись. Мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова, между отчимом и пасынком сложились хорошие отношения. Семья жила в доме на Большой Ордынке, куда часто приходили в гости Анна Ахматова
, Фаина Раневская
, Борис Пастернак
, Михаил Булгаков
, Осип Мандельштам
, Михаил Зощенко
.
Как говорил сам Алексей Баталов, его первое детство закончилось в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война
. Их с матерью и двумя братьями эвакуировали в «одноэтажный керосиновый городок» Бугульма. Там Нина Ольшевская самостоятельно организовала небольшой театр для местных жителей. 14-летний Алексей проводил там много времени: управлял занавесом, подавал реквизит, топил печи в зале, расставлял лавки, а после и сам начал играть в труппе из эвакуированных артистов.
«И вот именно война, эвакуация, судьба, забросившая нас в Бугульму и подарившая мне театр, которым руководила мама, эти изнуренные постоянным напряжением, случайно собравшиеся по обе стороны рампы люди, эти мучительно рождавшиеся спектакли открыли передо мной ту тайную дверь, за которой, точно синяя птица, скрывается вечная сила всякого театра»
Из книги Алексея Баталова «Судьба и ремесло»
После войны театр, организованный матерью Баталова, продолжил работать. Его труппа путешествовала по всему Советскому Союзу. С 2008 года Бугульминскому государственному русскому драматическому театру
присвоено имя Алексея Баталова.

Первые роли и Школа-студия МХАТ

Алексей Баталов в роли Бориса Бороздина и Татьяна Самойлова в роли Вероники в художественном фильме Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957)
Алексей Баталов в роли Дмитрия Гусева в художественном фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» (1961)
Алексей Баталов в роли Алексея Журбина в художественном фильме Иосифа Хейфица «Большая семья» (1954)
В Москву семья вернулась после окончания Великой Отечественной войны. Алексей возобновил занятия в школе. Однажды к ним в класс пришли люди из киностудии, чтобы отобрать ребят для съемок в фильме «Зоя» режиссера Лео Арнштама о партизанке Зое Космодемьянской. Важным условием были хорошие отметки. Баталов сразу подтянулся в учебе и «добыл» себе эту первую роль.
После окончания учебы Алексей Баталов подал заявление в Школу-студию МХАТ
на курс театрального режиссера Виктора Станицына. Поступил со второго раза, хотя мать могла похлопотать за сына. Юноша хотел полагаться только на собственные силы.
После окончания Школы-студии в 1950 году его в числе лучших молодых актеров командировали в Центральный театр Советской армии (сегодня — Центральный академический театр Российской армии
). Через три года он вернулся во МХАТ. Больших ролей в спектаклях не было, в основном массовки и выходы. Например, в постановке «Анна Каренина» Баталов выходил только в сцене бала в роли арапа. Артисту хотелось играть значимые роли, поэтому он тайком репетировал с молодыми артистами пьесу «Ложь на длинных ногах» итальянского драматурга Эдуардо Де Филиппо. Спектакль так и не дошел до зрителя.
Успех ждал Алексея Баталова не в театре, а в кино. В 1954 году он сыграл в фильме «Большая семья» Иосифа Хейфица
. «Снявшись у Хейфица в роли младшего сына Журбиных, я был как в тумане. Я толком не мог вспомнить, как все это произошло: много лет не годился и вдруг попал в кино, да еще в цветное, рядом с такими китами, как Андреев
, Лукьянов, Кадочников!»
 — вспоминал артист. Позднее Баталов еще не раз снимался у Хейфица — в кинолентах «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой»
, «День счастья». В 1955 году также были съемки в фильме «Мать» Марка Донского
, где он играл Павла Власова. Алексей Баталов гордился этой ролью и возможностью поработать с Хейфицем и великой актрисой Верой Марецкой
.
«Когда Иосиф Ефимович Хейфиц дерзнул попробовать меня на роль Гурова для чеховской «Дамы с собачкой»
, в кулуарах студии тотчас взметнулся ураган недоумений, несогласий и разочарований. До меня долетали обрывки разговоров и всяких высказываний почтенных режиссеров, из коих, кроме того, что я вообще не гожусь для этой работы по своему человеческому складу, который, скорее, подходит рабочему парню из «Большой семьи» или шоферу Румянцеву, но уж никак не чеховскому герою, я понял, что большинство людей представляют себе Гурова почти таким, каким представляют себе самого Антона Павловича
, то есть типичным русским интеллигентом конца прошлого века и уж обязательно человеком, что называется, в возрасте, значительно старше, чем я был в 1959 году»
Из книги Алексея Баталова «Судьба и ремесло»
Настоящей знаменитостью актер стал в 1957 году. Вместе с Татьяной Самойловой
он снялся в военной мелодраме Михаила Калатозова
«Летят журавли»
. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля
, став единственной советской полнометражной картиной, удостоенной этой премии.
Спустя четыре года Баталов сыграл физика-ядерщика Дмитрия Гусева в картине Михаила Ромма
«Девять дней одного года»
. По опросу журнала «Советский экран» фильм признали лучшим в 1962 году, а исполнителя главной роли Алексея Баталова — лучшим актером года. В 1964 году ему присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.

Личная жизнь. «Пышной свадьбы не устраивали…»

Алексей Баталов. 1979 год. Фотография: Игорь Гневашев / Государственный центральный музей кино, Москва
Алексей Баталов. Москва, 1967 год. Фотография: Валентин Мастюков / ТАСС
Вторая жена Алексея Баталова — цирковая артистка Гитана Леонтенко. 1950-е годы. Фотография: Семен Мишин-Моргенштерн / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Еще в детстве Баталов подружился с Ириной Ротовой — дочерью художника Константина Ротова, который работал с отчимом. Они поженились в 1948 году, через семь лет у них родилась дочка. Баталов строил карьеру, и времени на семью не хватало. В 1958 году пара распалась.
Больше 50 лет прожил Алексей Баталов со своей второй женой Гитаной Леонтенко. Они познакомились в 1953 году в цирке
, куда Баталов с напарником отправились после съемок в фильме «Дело Румянцева». Там он впервые увидел Гитану, которая танцевала и выполняла сложный акробатический трюк на лошади. 10 лет они встречались и в 1963 году расписались. Пышной свадьбы не устраивали, поздравить молодоженов пришли только друзья-актеры Баталова из «Современника»
. В этом браке родилась дочь Мария.
«Я не хотела выходить замуж. Для меня главным в жизни оставалась работа. Ну как я уйду из цирка, что буду делать? Обед готовить? Мир за барьером манежа казался мне чужим. Но Алеша мне очень нравился, он был потрясающим! Голубые глаза, голос необыкновенный, как он стихи читал… По сравнению с теми мужчинами, которых я видела ежедневно, Алексей был совершенно другой»
Из интервью Гитаны Леонтенко, 2014 год

Актер, режиссер, преподаватель

Алексей Баталов на съемках своего художественного фильма «Игрок». 1972 год. Фотография: Игорь Гневашев / Государственный центральный музей кино, Москва
Алексей Баталов на съемках своего художественного фильма «Три толстяка». Петродворец, Ленинградская область, 1966 год. Фотография: Игорь Гневашев / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Алексей Баталов с учениками во ВГИКе. Москва, 1982 год. Фотография: Игорь Гневашев / Государственный центральный музей кино, Москва
С начала 1960-х актер занялся режиссурой. Первый опыт Баталова-режиссера — фильм «Шинель» на Ленфильме
, где он проработал с 1957 по 1975 год. В киносказке «Три толстяка»
1966 года Алексей Баталов был и постановщиком, и актером: в роли канатоходца-революционера Тибула без дублера и страховки выполнял опасные трюки. Критики отмечали в его экранизациях строгую постановочную культуру и бережное отношение к оригинальным текстам. Последняя режиссерская работа артиста вышла в свет в 1972 году — фильм по роману
Федора Достоевского
«Игрок» с Николаем Бурляевым
и Любовью Добржанской
в главных ролях.
Много времени Баталов уделял радиопостановкам. «Прошло несколько лет, забитых чисто кинематографической работой, прежде чем мне довелось по-настоящему заняться серьезным «радийным» делом», — признавался актер. Благодаря ему появились радиоспектакли «Герой нашего времени»
Михаила Лермонтова
, «Казаки»
Льва Толстого
, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира
. С 1974 года артист озвучивал известные советские мультфильмы: «Ёжик в тумане»
, «Лягушка-путешественница», «Ключи от времени», «Приключения пингвиненка Лоло».
С 1975 года Баталов начал преподавать во ВГИКе
. Через пять лет получил профессорскую степень, а в 1989 году возглавил кафедру актерского мастерства. Алексей Баталов выпустил семь актерских мастерских для кино Грузии, Белоруссии, Азербайджана и Узбекистана. Также он вел специальный курс в Канаде и США. В 1976 году Баталову присвоили звание народного артиста СССР.

Никто, кроме Баталова

Алексей Баталов в роли Гоши в художественном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)
Кадр из художественного фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)
Алексей Баталов в роли Гоши в художественном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)
В 1979 году Баталов снялся в самой известной картине в своей актерской карьере — мелодраме Владимира Меньшова
«Москва слезам не верит»
. На роль слесаря Гоши пробовались и Виталий Соломин
, и Леонид Дьячков, но убедительнее всех оказался именно Алексей Баталов.
«Когда я утверждал его на роль в фильме «Москва слезам не верит», на меня также смотрели удивленно. Баталов — играть рабочего, что за странность, вы помните, с чего он начинал — «Дело Румянцева», — ну да, он совсем перешел в другое качество. У него вот это вот наполнение, когда он играет интеллигента — там есть какие-то корни земные, чувствуется, когда он играет работягу простого, там чувствуется культура»
Из интервью режиссера Владимира Меньшова телеканалу «Культура»
«Москва слезам не верит» занимает второе место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского проката — его посмотрели 84,5 миллиона зрителей, а в 1981 году лента получила премию Американской киноакадемии «Оскар»
как лучший фильм на иностранном языке. На этой киноработе Баталов практически завершил актерскую карьеру.
В 1990-е актер снялся еще в нескольких фильмах: «Досье человека в мерседесе», «Похороны Сталина», «Полтергейст-90». Всё остальное время он посвящал преподаванию, даже в преклонном возрасте. В 2002 году Баталов получил главную российскую кинонаграду — «Нику» в номинации «Честь и достоинство», а через шесть лет на кинофестивале ВГИКа ему первому в истории института вручили приз «Признание поколения». Также он занимался благотворительностью и был президентом многих кинематографических советов и фестивалей.
2017 год стал последним для Алексея Баталова: 15 июня актера не стало. Артисту было 88 лет. Похоронили Баталова на Преображенском кладбище.

Интересные факты об Алексее Баталове

Алексей Баталов. Москва, 1990-е годы. Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва
Алексей Баталов с учениками во ВГИКе. Москва, 1982 год. Фотография: Игорь Гневашев / Государственный центральный музей кино, Москва
Алексей Баталов в доме писателя Константина Паустовского за чашкой чая. Таруса, Калужская область, 1992 год. Фотография: Музей К.Г. Паустовского, Москва
1. У Алексея Баталова дворянские корни: прабабушка по материнской линии была польской аристократкой, графиней Понятовской. Прадед Баталова происходил из небогатой дворянской фамилии Ольшевских. Родители не хотели отдавать Понятовскую замуж за обедневшего юношу, поэтому молодые люди решили сбежать из Польши в Россию. Они поселились во Владимире, где и обвенчались.
2. В 1916 году дядю Баталова, Николая, пригласил во МХАТ
сам Константин Станиславский
. Так в театр попал и отец Алексея Баталова, который позднее стал помощником Станиславского.
3. Алексея Баталова с детства окружали представители культуры XX века. В своих мемуарах он писал: «Когда вместе с мамой я переехал в дом, где поселились писатели, вокруг нас появилось столько людей, связанных с событиями литературной жизни, с поэзией и непосредственно с Анной Андреевной [Ахматовой], что в моем ребячьем сознании она сразу заняла особое, даже несколько таинственное, вроде инопланетянское место. Конечно, тогда эти люди были для меня просто дяди и тети; и только много лет спустя я начал осознавать их настоящие места и вспоминать лица, совмещая хмурого дядьку, жившего на последнем этаже по нашей лестнице, с Мандельштамом, а доброго и тоже в очках — с Ильфом
, веселого сказочника — со Светловым, папу Сережи — с Булгаковым, а хозяина замечательных игрушек — с Мате Залкой. И хотя я знал о Залке только то, что он живет на четвертом этаже и обладает заводным танком, все-таки и он, и они все уже были и какая-то особенная неповторимая атмосфера их жизни наполняла дом»
.
4. На дипломном спектакле во МХАТе Баталов играл две роли в спектакле «Разлом»: матроса-анархиста и полковника Ярцева. Когда он исполнял драматическую роль, его увидела Ольга Книппер-Чехова
. После этого она сказала отцу Баталова: «Твой сын — настоящий мхатовский актер».
5. В 1997 году при поддержке Баталова и академика Дмитрия Лихачева
был основан некоммерческий благотворительный фонд «Мир искусства». Он помогает музыкально одаренным детям с проблемами в развитии, сиротам, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям из многодетных, неполных и малообеспеченных семей.
6. Алексей Баталов писал стихи, сценарии, детские сказки и увлекался живописью. В 1975 году вышла его книга «Диалоги в антракте», а через девять лет — мемуары «Судьба и ремесло». Вместе с братьями Михаилом и Борисом Ардовыми Баталов написал главы об Анне Ахматовой в сборнике воспоминаний «Легендарная Ордынка» 1995 года.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна