Игорь Владимиров
Персона

Игорь Владимиров

Годы жизни:
01 января 1919 — 20 марта 1999
Страна рождения:
Украина
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Актер театра
,
Театральный режиссер
Содержание

Прежде чем стать актером и режиссером, Игорь Владимиров успел закончить кораблестроительный институт и поработать в конструкторском бюро. Свои первые спектакли он создавал под руководством режиссера Георгия Товстоногова, но позже сам возглавил Театр им. Ленсовета. Снимался Владимиров и в кино: он сыграл в более чем 30 картинах, среди которых «Укрощение огня», «Обратная связь», «Петля» и другие ленты.

Игорь Владимиров. Фотография: theatremuseum.ru

Игорь Владимиров родился 1 января 1919 года в украинском городе Екатеринославе (сейчас — Днепр). Его отец Владимир Бабицкий был белогвардейцем, вскоре после рождения сына он эмигрировал. Через несколько лет мать будущего режиссера Ольга Наранович вышла замуж за горного инженера Петра Владимирова. Он усыновил и воспитал Игоря Владимирова.

В 1920-х Владимировы часто переезжали. Сначала они жили в Харькове, а затем поселились в Ленинграде. Там Игорь Владимиров поступил в школу №25. В детстве он много рисовал, занимался художественной самодеятельностью. Но после окончания школы, в 1936 году, поступил в Ленинградский кораблестроительный институт (сегодня — Санкт-Петербургский государственный морской технический университет).

Когда Игорь Владимиров учился на пятом курсе, началась Великая Отечественная война. Он записался добровольцем в Ленинградскую армию Народного ополчения. В составе 2-й Гвардейской стрелковой дивизии Владимиров воевал на Ленинградском фронте, получил медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В 1943 году Владимиров демобилизовался и вернулся к учебе. Он защитил диплом и стал работать по специальности: сначала был инженером-судостроителем в Центральном конструкторском бюро в Горьком (сейчас — Нижний Новгород), а затем в «Рыбсудпроекте» в Ленинграде.

Через несколько лет Владимиров решил сменить профессию. В 1945 году он поступил в Ленинградский театральный институт (сейчас — Российский государственный институт сценических искусств) на актерский факультет. Там его педагогами были супруги Ирина Мейерхольд и Василий Меркурьев.

Василий Васильевич Меркурьев был прежде всего актером — актером на сцене, в студенческой аудитории и даже на рыбалке… Его показы на репетициях и уроках были удивительны и даже величественно прекрасны. Иногда он вспоминал эпизоды своей собственной сценической биографии, например как Мейерхольд… во время постановки «Маскарада» Лермонтова требовал от Меркурьева, репетировавшего Казарина, чтобы он не выходил на сцену, а возникал на ней, именно возникал, и Василий Васильевич своим показом доказывал нам, своим ученикам, что это возможно. <...> Меркурьев завещал всем нам великие уроки театральности.
Игорь Владимиров о своем педагоге Василии Меркурьеве (по книге Петра Меркурьева-Мейерхольда «Сначала я был маленьким»)

В 1948 году Владимиров с отличием закончил театральный институт. Вскоре его пригласили в Ленинградский областной театр оперетты — правда, там актер проработал всего несколько месяцев. В 1949 году Владимиров перешел в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола (сейчас — театр «Балтийский дом»), где познакомился с режиссером Георгием Товстоноговым. Актер сыграл в его спектаклях «Гроза», «Новые люди» и «Семья».

Под руководством Товстоногова Владимиров занялся режиссурой. В 1952 году он, как ассистент режиссера, работал над постановкой пьесы Александра Корнейчука «Гибель эскадры». Самостоятельно спектакль он поставил только в 1956 году: за основу взял пьесу сербского драматурга Драгутина Добричанина «Три соловья, дом 17».

В том же году Владимиров перешел в ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького. Следующие несколько лет он был здесь стажером и ставил спектакли совместно с режиссерами Георгием Товстоноговым и Розой Сиротой. В то же время Владимиров сотрудничал и с другими театрами. В Театре музыкальной комедии он поставил оперетту «Крылатый почтальон», а в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской — спектакли «Случайные встречи» и «Время любить». Позже в сборнике «Портреты режиссеров» о нем писали: «Игорь Владимиров… мастер публицистического спектакля о современности, спектакля-диспута, спектакля-поединка. И понимает толк в музыкально организованной комедийной игре».

К началу 1960-х постановки Владимирова с успехом шли в Театре им. Ленинского комсомола, Большом драматическом театре, Театре музыкальной комедии. В 1960 году его пригласили в Ленинградский театр им. Ленсовета (сейчас — Санкт-Петербургский академический театр им. Ленсовета), который на тот момент переживал кризис — в его репертуаре почти не появлялись новые спектакли.

Вскоре Владимирова назначили художественным руководителем и главным режиссером Театра им. Ленсовета. В журнале «Театральная жизнь» писали: «Надо сказать, что шаг, на который решился Владимиров — стать главным режиссером Театра имени Ленсовета — был настолько же смелый, насколько и рискованный. Дело в том, что театр этот после ухода из него Н. Акимова за короткий срок превратился в некое учреждение развлекательного толка». За несколько лет Игорь Владимиров модернизировал репертуар театра. Он ставил пьесы современных драматургов: Юзефа Принцева, Алексея Арбузова и Леонида Зорина, а также музыкальные комедии и зарубежную классику, в том числе произведения Бертольта Брехта.

Владимиров много экспериментировал, в его постановках сочеталось сразу несколько жанров и стилей, он популяризировал мюзиклы. Почти во все свои спектакли режиссер добавлял песни, в том числе в постановки «Укрощение строптивой», «Люди и страсти» и «Левша». За работу в театре в 1966 году Владимирова удостоили звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

Режиссер Игорь Владимиров — автор спектаклей, в которых вне зависимости от сюжета — забавного или драматического, пустячного или серьезного, — творится ежевечерний обновляющий праздник театра. Он увлечен чудом актерского преображения: сегодняшнему герою завтра может вручить колпак с бубенцами, буффона — выпустить на сцену в трагической роли.
«Актеры советского кино», том 13, 1977 год

С 1970 года Владимиров преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (сейчас — Российский государственный институт сценических искусств). Его ученик актер и режиссер Олег Леваков в интервью «Российской газете» говорил: «На всю жизнь он [Владимиров] дал нам отмашку на нашу актерскую, режиссерскую жизнь, на любовь к театру, коллегам. <...> Мы попали в пик расцвета театра Владимирова, когда выходили его шедевры, были в них заняты, бегали в массовке — и были так счастливы!» Владимиров пригласил в Театр им. Ленсовета многих своих учеников и начинающих актеров. При нем здесь стали работать Анатолий Равикович, Дмитрий Барков, Людмила Дьячкова и другие.

В 1976 году, после 20-летнего перерыва, Владимиров вновь появился на сцене. В своем спектакле «Интервью в Буэнос-Айресе» он сыграл одну из главных ролей — журналиста Карлоса Бланко, а в постановке «Собачье сердце» Михаила Булгакова — профессора Преображенского.

Впервые в кино Владимиров сыграл в 1952 году. Он снялся в эпизоде биографического фильма Григория Рошаля и Геннадия Казанского «Римский-Корсаков». Фамилию начинающего актера не указали в титрах.

Через четыре года Владимиров получил одну из главных ролей в экранизации научно-фантастического романа Григория Адамова «Тайна двух океанов». Актер сыграл в нем майора госбезопасности Андрея Скворешню. Фильм стал одним из самых популярных в 1956 году. Киновед Александр Федоров писал о картине: «Авторы экранизации добились своей главной цели — ощутимого зрительского успеха, вызванного не только удачным синтезом детективного и фантастического жанров, но и высоким для того времени техническим уровнем спецэффектов и декораций».

В следующие несколько лет Владимиров почти не снимался в кино — он сосредоточился на работе в театре. Новую главную роль актер получил в 1967 году, тогда он сыграл ученого Василия Губанова в картине «Твой современник» режиссера Юлия Райзмана и сценариста Евгения Габриловича. Позднее в книге «Новейшая история отечественного кино: 1992–1996» киноведы Леонид Попов и Любовь Аркус писали: «В конце 1960-х — начале 1970-х годов Габрилович решил найти новых положительно прекрасных людей среди своих современников: …Бескомпромиссного борца за экологическую чистоту Губанова там спасал своим актерским обаянием Игорь Владимиров».

Другим популярным фильмом для Владимирова-актера стала лента 1972 года «Укрощение огня», которую режиссер Даниил Храбровицкий снял по мотивам биографии конструктора Сергея Королева. В картине он исполнил роль маршала артиллерии Анатолия Головина. Прототипом его героя был советский военачальник Митрофан Неделин, один из основоположников советской космонавтики. Фильм «Укрощение огня» получил приз на Международном фестивале в Карловых Варах и специальный диплом от Международного союза технических кинематографических ассоциаций.

В 1970-х и 1980-х Владимиров часто появлялся в кино. Он играл в основном положительных персонажей — советских инженеров, чиновников и военных. Среди картин тех лет — фильмы «Обратная связь», «Инспектор Лосев», «Петля». Актер Театра им. Ленсовета Анатолий Равикович вспоминал: «…[Владимиров] сам с довольной усмешкой рассказывал, что теперь, после фильмов, когда он входит в кабинет высокого начальника, тот невольно встает и почти бежит навстречу поздороваться. А как же! Пришел маршал!»

Игорь Владимиров был женат трижды. Его первой супругой стала актриса Зинаида Шарко. Они поженились в 1953 году и следующие несколько лет вместе работали в Большом драматическом театре. Шарко несколько раз играла в спектаклях Владимирова: исполнила роли в постановках «Когда горит сердце», «Дали непроглядные» и «По ту сторону». В 1956 году у супругов родился сын Иван, а через четыре года они расстались. Иван Шарко вспоминал: «Сохранилось фото, где мама с папой держат меня на руках: молодая семья, счастливые лица. Но вместе я их не помню, будто этого и не было никогда. Рядом они существуют для меня только на фотографии».

Второй раз Владимиров женился на актрисе Алисе Фрейндлих. Они познакомились в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской, где вместе работали над спектаклями «Случайные встречи» и «Время женить». В начале 1960-х Владимиров и Фрейндлих поженились. В 1962 году актриса перешла в Театр им. Ленсовета. Там она часто играла в спектаклях Владимирова, среди которых — «Трехгрошовая опера», «Укрощение строптивой», «Преступление и наказание». Вместе Владимиров и Фрейндлих исполнили главные роли в мелодраме «Старомодная комедия» Эры Савельевой и Татьяны Березанцевой.

Игорь Петрович Владимиров — мой настоящий учитель в искусстве, заботливый и строгий педагог, мой верный друг. Всеми своими достижениями в театре я обязана только ему. Я не представляю себе актрису Фрейндлих без режиссера Владимирова. Мне даже страшно об этом подумать. Смогу ли я теперь работать в другом театре? Не знаю.
Алиса Фрейндлих об Игоре Владимирове (журнал «Юность», 1979 год)

В 1968 году у них родилась дочь Варвара, которая, как и родители, окончила театральный институт. Она стала актрисой, а на сцене впервые появилась уже в пятнадцать лет — в постановке отца «Лишний билет». Позднее в интервью «Российской газете» Варвара Владимирова вспоминала: «Он был веселый папа. Ходил со мной в цирк. Любил посмеяться. Он умел со мной играть, чем-то увлекать, все мне разрешал. Мне было разрешено в театре ходить повсюду, заглядывать во все двери, смотреть макеты, реквизит». Владимиров и Фрейндлих прожили вместе около двадцати лет.

Последней женой Игоря Владимирова, с которой он прожил до смерти, стала актриса Инесса Перелыгина. Они познакомились в начале 1990-х, когда Перелыгина пришла на пробы в труппу Театра им. Ленсовета.

В 1990-х Владимиров продолжил работу в Театре им. Ленсовета. Всего он поставил там больше 80 спектаклей. Снимался режиссер и в кино: в 1990 году сыграл писателя Василия Каретникова в трагикомедии Константина Воинова «Шапка».

До 1998 года Игорь Владимиров продолжал преподавать в театральном институте, вести занятия в своей мастерской. В интервью «Российской газете» актриса Елена Руфанова, одна из последних учениц режиссера, говорила: «Жаль, что мы «прыгнули в уходящий поезд», так мало находились с этим великим человеком. В театре все были его «детьми», все «одной группы крови». Было легко, это большое счастье в моей жизни».

В последние годы жизни режиссер много болел, несколько раз его госпитализировали. Умер Игорь Владимиров 20 марта 1999 года. Его похоронили на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с матерью.

Спектакли

Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.