«Солнце не светит, ветер не веет, петухи не поют»: загробный мир в поверьях
В древности мир мертвых представляли по-разному: как подземелье, высокогорье или далекую страну, которую отделяла от царства живых бурная река. В одних поверьях он был обителью тишины и покоя, а в других — во многом повторял земное бытие. После широкого распространения христианства древние представления смешались с религиозными: появились понятия ада и рая, но при этом сохранялись многие языческие обряды, связанные со смертью и похоронами. Рассказываем, каким был загробный мир в представлениях наших предков.
Царство мертвых и покоя
В самых далеких легендах тот свет считали страной, где обитают все мертвые, — без разделения на рай для праведников и ад для грешников. Описывали загробное царство по-разному. Но в целом оно во всем отличалось от мира людей. Считалось, например, что там нет времени, света и звуков — лишь абсолютная темнота и тишина. По поверьям, загробный мир находился на земле, но очень далеко от мира живых — на западе, где заходит солнце, или же на холодном и мрачном севере.
Древние представления об ином мире позже отразились в текстах заговоров. Его упоминали как место, где нет жизни и ничего не происходит: «солнце не светит, ветер не веет, люди не ходят, петухи не поют», «девки косы не плетут». Знахари взывали к болезням, чтобы те покинули тела людей, «отправились» в загробное царство и там сгинули.
В фольклоре сохранился еще один образ того света — как далекой теплой страны. Ее называли иреем, выреем. От мира живых ее отделяла водная преграда — широкая река, море или океан. Чтобы туда попасть, требовались большие усилия. Считалось, что в ирей улетали птицы на зимовку. По мнению исследователей, они в этом поверье символизировали души умерших.
Вы́рей — какой-то сказочный, загадочный край, земной рай, теплые страны; волшебное царство, перелетная птица летит в вырей; даже змеи, около воздвиженья, уходят в вырей: туда спасается, временем, зверь, целыми косяками, от злого лешего, проигравшего например всех зайцев своих в карты другому лешему…
Владимир Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»
Мир, похожий на земной
Даже после принятия христианства в русском фольклоре сохранялся еще один древний образ загробной страны — как мира, во многом подобного людскому. Предполагалось, что после смерти человек продолжает существовать примерно так же, как жил на земле. А возможно, даже лучше: на земле он якобы был в гостях, а после — отправляется домой. Поэтому в могилу клали вещи покойного: посуду, оружие и украшения — все, что могло пригодиться ему в загробной стране. Гроб, «жилище», старались обустроить и украсить. В него обязательно клали икону и вышитые полотенца, иногда делали оконце в крышке.
Праздники в честь умерших, приношения и возлияния на их могилы, вера в явление мертвецов и множество других преданий ярко свидетельствуют, что наряду с другими языческими племенами и славяне были убеждены, что там — за гробом — начинается новая жизнь, и имели о ней свои довольно подробные, хотя и не строго определившиеся представления.
Александр Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу»
Такие верования дошли до наших дней в сказках. Филолог Владимир Пропп писал: «Сказка очень наивно, но совершенно точно выражает суть дела, говоря: «И там свет такой же, как у нас» … Человек переносит в иное царство не только свое социальное устройство, но и формы жизни и географические особенности своей родины». Тексты зачастую описывали тот свет как подземный, глубоководный или высокогорный мир. Вход под землю — через лаз или яму — иногда прикрывал камень, своеобразная граница между мирами. Сказки описывали загробный мир обыденно: с привычной обстановкой и повседневными бытовыми заботами.
Долго шли они подземным ходом, вдруг забрезжился свет — все светлей да светлее, и вышли они на широкое поле под ясное небо; на том поле великолепный дворец выстроен, а во дворце живет отец красной девицы, царь той подземельной стороны.
Александр Афанасьев. «Золотое кольцо» (из книги «Народные русские сказки»)
Читайте также:
Разделение на рай и ад
Представления о том, что душа человека после его смерти попадает в рай или ад, сложились со временем — когда христианство распространялось и вытесняло языческие верования. При этом древние образы соединялись с библейскими историями и сюжетами апокрифов — произведений по мотивам священного писания, которые по разным причинам не получили одобрения церкви.
И в религиозном, и в народном верованиях душа считалась бессмертной. Как только человек умирал, она покидала тело, но оставалась поблизости до 40 дней. Это был переходный период, во время которого душа готовилась отправиться в иной мир. Пока тело человека оставалось в доме, душа не улетала слишком далеко. Она обращалась в птицу или насекомое, при этом продолжала жить и испытывать те же потребности, что и человек. Родные оставляли для нее пищу, воду и одежду и учитывали, что дух покойного видит и слышит все вокруг.
Время от кончины и до 40-го дня представляли по-разному. Например, в некоторых регионах считали, что душа в этот срок перемещалась только между кладбищем и родным домом. Где-то верили, что дух облетал все места, которые человек посетил при жизни. Третьи думали, что душа в это время подвергалась мытарствам — бесы истязали ее и напоминали о совершенных грехах. А после этого душу ожидали суд и распределение в рай или ад.
Образы рая и ада уже отличались от древних описаний загробного мира. Считалось, что рай расположен на небе или высокой горе. Он огорожен забором, а попасть внутрь можно через ворота, которые охраняет святой Николай. В определенных регионах существовало поверье, что добраться до ворот можно лишь по гладкой хрустальной горе, а чтобы вскарабкаться, умершему нужны острые длинные ногти. Для этого люди собирали остриженные ногти всю жизнь, а затем родные клали их покойному в гроб.
Сам рай, по древним преданиям, выглядел как вечнозеленый цветущий сад с плодовыми деревьями. Верили, что для душ праведников там стоят длинные столы с изысканными блюдами и напитками, которые никогда не заканчиваются. В раю не бывало зимы, холодов и непогоды. А рядом с людьми мирно жили разные животные.
В представлениях об аде соединились библейские мотивы и народные поверья. В обиталище бесов, полной огня бездонной пропасти, души грешников вечно страдали от голода и жажды. А черти мучали их кипящей водой, смолой и раскаленными прутьями.
Представляли, что мир живых от загробного царства отделяла река, через которую архангел Михаил или святой Николай переправляли души. За переправу нужно заплатить, и для этого покойному клали с собой монеты в гроб. По некоторым легендам, река была огненной, а перейти ее можно только по тонкому волоску. Это могла сделать легкая праведная душа, грешник же срывался вниз под тяжестью своих поступков.
Связь с родными
В русских селениях верили, что на «жизнь» души на том свете можно повлиять. Считалось, что между живыми и умершими остается связь, что родные могут отмолить грешника и облегчить его участь после смерти, уменьшить наказание и даже помочь ему попасть в рай.
Покойных собирательно называли родителями, независимо от того, кем они приходились родственникам. Их боялись и почитали — если к умершим относиться неуважительно, казалось, что они будут вредить. Например, когда внезапно пропадала вещь, могли решить, что ее забрал дух «родителя». Якобы он обиделся на дурные слова или поступки либо на то, что человек работал в религиозный праздник.
Считалось, что на тот свет можно передать предметы. В гроб покойному клали вещи — отдать на том свете знакомым, которые умерли раньше. В фольклоре сохранилась история, как жене стал сниться недавно похороненный муж. При жизни он любил курить и во снах просил, чтобы ему передали трубку. Женщина смогла это «осуществить», когда умер еще один их односельчанин.
Еще с покойными поддерживали «связь»: в определенные дни их приглашали в дом, оставляли им угощение, а затем провожали особыми ритуалами. Верили, что души, которым не подносят гостинцы, на том свете постоянно голодны. А если соблюдать все положенные обряды, предки с того света поддержат семью и помогут в делах — с урожаем, в хозяйстве, добрых отношениях с соседями. Когда о «родителях» забывали, они якобы насылали несчастья — родственники заболевали, хлеб погибал от дождя или засухи, а в деревне мог начаться падеж скота.
Автор: Маргарита Ковынева