«Солнце не светит, ветер не веет, петухи не поют»: загробный мир в поверьях
В древности мир мертвых представляли по-разному. Например, как подземелье, высокогорье или далекую страну, которую отделяла от царства живых бурная река. В одних поверьях загробный мир был обителью тишины и покоя, а в других — во многом повторял земное бытие. После широкого распространения христианства древние представления смешались с религиозными: появились понятия ада и рая, но при этом сохранялись многие языческие обряды, связанные со смертью и похоронами. Рассказываем, каким был загробный мир в представлениях наших предков.
Царство мертвых и покоя
В самых древних представлениях «тот свет» считали страной, где обитают все мертвые, — без разделения на рай для праведников и ад для грешников. Описывали загробное царство по-разному. Но в целом оно во всем отличалось от мира людей. Например, считалось, что там нет времени, света и звуков — лишь абсолютная темнота и тишина. По поверьям, загробный мир находился на земле, но очень далеко от мира живых — на западе, где заходит солнце, или же на холодном мрачном севере.
Древние представления об ином мире позже отразились в текстах заговоров. Его упоминали как место, где нет жизни и ничего не происходит: «солнце не светит, ветер не веет, люди не ходят, петухи не поют», «девки косы не плетут». Знахари взывали к болезням, чтобы те покинули тела людей, «отправились» в загробное царство и там сгинули.
В фольклоре сохранился еще один образ того света — как далекой теплой страны, ее называли ирей или вырей. От мира живых загробное царство отделяла водная преграда — широкая река, море или океан. Чтобы туда попасть, требовались большие усилия. Считалось, что в ирей улетали птицы на зимовку. По мнению исследователей, птицы в этом поверье символизировали души умерших.
Вы́рей — какой-то сказочный, загадочный край, земной рай, теплые страны; волшебное царство, перелетная птица летит в вырей; даже змеи, около воздвиженья, уходят в вырей: туда спасается, временем, зверь, целыми косяками, от злого лешего, проигравшего например всех зайцев своих в карты другому лешему…
Владимир Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»
Мир, похожий на земной
Даже после принятия христианства в русском фольклоре сохранялся еще один древний образ загробной страны — как мира, во многом подобного человеческому. Считалось, что после смерти человек продолжает существовать примерно так же, как жил на земле. А возможно и лучше: на земле он якобы был в гостях, а после — отправляется домой. Поэтому в могилу клали вещи покойного: посуду, оружие и украшения — все, что могло пригодиться ему в загробной стране. А гроб, «жилище», старались обустроить и украсить. В него обязательно клали икону и вышитые полотенца, иногда — делали оконце в крышке.
Праздники в честь умерших, приношения и возлияния на их могилы, вера в явление мертвецов и множество других преданий ярко свидетельствуют, что наряду с другими языческими племенами и славяне были убеждены, что там — за гробом — начинается новая жизнь, и имели о ней свои довольно подробные, хотя и не строго определившиеся представления.
Александр Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу»
Такие представления и верования дошли до наших дней в сказках. Филолог Владимир Пропп писал: «Сказка очень наивно, но совершенно точно выражает суть дела, говоря: «И там свет такой же, как у нас» … Человек переносит в иное царство не только свое социальное устройство, но и формы жизни и географические особенности своей родины». Сказочные тексты зачастую описывали тот свет как подземный, глубоководный или высокогорный мир. Вход под землю — через лаз или яму — иногда прикрывал камень, своеобразная граница между мирами. Сказки описывали загробный мир обыденно: с привычной обстановкой и повседневными бытовыми заботами.
«Долго шли они подземным ходом, вдруг забрезжился свет — все светлей да светлее, и вышли они на широкое поле под ясное небо; на том поле великолепный дворец выстроен, а во дворце живет отец красной девицы, царь той подземельной стороны».
Александр Афанасьев. «Золотое кольцо», из книги «Народные русские сказки»
Читайте также:
Разделение на рай и ад
Представления о том, что душа человека после его смерти попадает в рай или ад, сложились со временем — когда христианство распространялось и вытесняло языческие верования. При этом древние образы соединялись с библейскими историями и сюжетами апокрифов — произведений по мотивам священного писания, которые по разным причинам не получили одобрения церкви.
И в религиозном, и в народном представлении душа считалась бессмертной. Как только человек умирал, она покидала тело, но оставалась поблизости до 40 дней. Это был переходный период, во время которого душа готовилась отправиться в иной мир. Верили, что пока тело человека оставалось в доме, душа не улетала слишком далеко. Она обращалась в птицу или насекомое, например, пчелу или муху — при этом продолжала жить и испытывать те же потребности, что и человек. Родные оставляли для нее пищу, воду и одежду и учитывали, что дух покойного видит и слышит все вокруг.
Время от кончины и до 40 дня представляли по-разному. Например, в некоторых регионах считали, что душа в этот срок перемещалась только между кладбищем и родным домом. В других верили, что дух облетал все места, которые человек посетил при жизни. По третьим представлениям, душа в это время подвергалась мытарствам — бесы истязали ее и напоминали о совершенных грехах. А после этого ее ожидал суд и распределение в рай или ад.
Представления о рае и аде уже отличались от древних описаний загробного мира. Считалось, что рай расположен на небе или высокой горе. Он огорожен забором, а попасть внутрь можно через ворота, которые охраняет святой Николай. В некоторых регионах существовало поверье, что добраться до ворот можно лишь по гладкой хрустальной горе, а чтобы вскарабкаться, умершему нужны острые длинные ногти. Для этого люди собирали остриженные ногти всю жизнь, а затем родные клали их покойному в гроб.
Сам рай, по поверьям, выглядел как вечнозеленый цветущий сад с плодовыми деревьями. Верили, что для душ праведников там стоят длинные столы с изысканными блюдами и напитками, которые никогда не заканчиваются. В раю не бывало зимы, холодов и непогоды. А рядом с людьми мирно жили разные животные.
В представлениях об аде соединились библейские мотивы и народные поверья. В обиталище бесов, в полной огня бездонной пропасти, души грешников вечно страдали от голода и жажды. А черти мучали их кипящей водой, смолой и раскаленными прутьями.
По поверьям, мир живых от загробного царства отделяла река, через которую души переправляли архангел Михаил или святой Николай. Считалось, что за переправу нужно заплатить, и для этого покойному клали с собой монеты в гроб. По некоторым легендам река была огненной, а перейти ее можно было только по тонкому волоску. Это могла сделать легкая праведная душа, грешник же срывался вниз под тяжестью своих поступков.
Связь с родными
В русских селениях верили, что на «жизнь» души на том свете можно повлиять. Считалось, что между живыми и умершими остается связь, что родные могут «отмолить» грешника и облегчить его участь после смерти, уменьшить наказание и даже помочь ему попасть в рай.
Покойных собирательно называли «родителями», вне зависимости, кем они приходились родственникам. Их боялись и почитали — верили, что если к умершим относиться неуважительно, они будут вредить. Например, если у человека внезапно пропадала вещь, могли решить, что ее забрал дух «родителя». Якобы он обиделся на дурные слова или поступки или на то, что человек работал в религиозный праздник.
Считалось, что на тот свет можно передать предметы. Например, в гроб покойному клали вещи — отдать на том свете знакомым, которые умерли раньше. В фольклоре сохранилась история, как жене стал сниться недавно похороненный муж. При жизни он любил курить и во снах просил, чтобы ему передали трубку. Жена смогла это осуществить, когда умер еще один их односельчанин.
Еще с покойными поддерживали «связь»: в определенные дни их приглашали в дом, оставляли угощение, а затем провожали особыми ритуалами. Верили, что души, которым не подносят гостинцы, на том свете постоянно хотят есть. Считалось, что если соблюдать все положенные обряды, предки с того света поддержат семью и помогут в делах — в хозяйстве, с урожаем, в добрых отношениях с соседями. Если о «родителях» забывали, то они якобы насылали несчастья — родственники заболевали, хлеб погибал от дождя или засухи, а в деревне мог начаться голод или падеж скота.
Автор: Маргарита Ковынева