«Непростые люди» в славянских селениях

Аудиоверсия: «Непростые люди» в славянских селениях
00:00
В славянских селениях среди обычных людей всегда жили те, кого боялись и одновременно уважали. Колдуны, знахари, талантливые умельцы — рассказываем, о ком на Руси говорили «с нечистой силой
знается», кого винили в погибшем урожае или эпидемиях, но при этом к кому частенько обращались за помощью и в чьи слова вслушивались.

Носители тайных знаний

Григорий Мясоедов. Опахивание (фрагмент). 1876. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Алексей Корзухин. Крестьянские девочки в лесу (фрагмент). 1877. Пермская государственная художественная галерея, Пермь
Михаил Нестеров. За приворотным зельем (фрагмент). 1888. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов
Издревле славяне верили, что мир населен злыми духами, которые могут проникнуть практически повсюду. Даже стены храмов не останавливали их. Считалось, что в поселениях бок о бок с обычными людьми живут полудемонические существа со сверхъестественными способностями. А стать таким мог любой: бес вселялся в человека против воли или по договору. Например, колдуны и ведьмы якобы вступали в сговор со злыми духами, чтобы получить свою силу. Бесовской дух по ночам покидал тело хозяина, превращался в животное или насекомое и вредил соседям.
Также славяне верили, что нечисть могла проникнуть в человека с едой и питьем — если она, например, хранилась в посуде без крышки. Чтобы избежать этого, блюда обязательно закрывали, а перед приемом пищи крестили рот. Нельзя было есть на ходу или в полночь, когда потусторонние силы особенно активны.
В деревнях «непростые люди» жили по соседству с селянами. Тайными знаниями, по мнению славян, владели и мастера — кузнецы, гончары, плотники и другие ремесленники, труд которых крестьянам было не так просто освоить. Конечно, за подмогой обращались ко всем — не только к кузнецам и плотникам, но и к знахарям, ведьмам. Внимательно слушали крики кликуш, пытаясь угадать в них некие смыслы, и звали на свадьбы
колдунов: считалось, что это гарантирует молодым счастливую жизнь.
От подобного рода услуг многие века предостерегали крестьян ученые и священники. Однако вера в способности знахарей и колдунов была велика.

Колдуны и ведьмы

Михаил Клодт. Колдунья (фрагмент). 1891. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (фрагмент). 1875. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Григорий Мясоедов. Знахарь (фрагмент). 1860. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов
В Древней Руси
магической силой, по поверьям, обладали волхвы — языческие жрецы. Они предсказывали судьбу — таинственно и весьма туманно. После Крещения Руси волхование объявили бесовством, однако еще долго жрецы считались носителями магического знания, их уважали и простой народ, и знать.
Из представлений о древних волхвах родился и образ колдуна. Считалось, что магию они практикуют, чтобы вредить людям: насылать мор, губить урожай, портить отношения между соседями и домочадцами, превращать людей в животных.
Образ злого мага был окружен множеством примет. Например, считалось, что чародеем мог стать внебрачный ребенок в третьем поколении или седьмой подряд мальчик в семье. Представляли колдунов горбатыми, хромыми или слепыми, с длинными седыми волосами. Они якобы рождались с двумя рядами зубов, и, когда выпадал последний, сила покидала мага. Колдуны считались оборотнями, могли превращаться в волка или мотылька. Как и у других полудемонических существ, у них якобы было две души — бесовская и человеческая.
По поверьям, магическими способностями обладали и женщины — ведьмы. Они получали ведовство по наследству или от нечистой силы по своей воле, по договору. Ведьм представляли горбатыми, хромыми, с крючковатым носом и тоже двумя рядами зубов, а самые сильные из них даже обрастали мхом.
Русский писатель и этнограф Владимир Даль
в книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» описывал их так: «Ведьма тем разнится от всех предыдущих баснословных лиц, что она живет между людьми и, ничем не отличаясь днем от обыкновенных баб или старых девок, кроме небольшого хвостика, ночью расчесывает волосы, надевает белую рубашку и в этом наряде, верхом на помеле, венике или ухвате отправляется через трубу на вольный свет, либо по воздуху, либо до Лысой горы, либо доить или портить чужих коров, портить молодцов, девок и проч.».

Знахари

Владимир Жданов. Травница (фрагмент). 2013. Частное собрание
Андрей Шишкин. Травник (фрагмент). 2012. Частное собрание
Николай Рерих. Ведунья (фрагмент). 1916. Частное собрание
В каждом деревенском доме хранились святая вода и лечебные травы, их применяли при болезнях. Но если подручные средства не помогали, шли к знахарям — лекарям-самоучкам, которые заменяли в деревнях врачей. Они лечили зубную боль и грыжу, лихорадку и бессонницу у детей, душевное расстройство и даже любовную тоску. Знахари читали заговоры
, использовали для лечения растения и их отвары, воду, магические предметы — ножи, щепки разбитого молнией дерева. Наговаривали волшебные слова на соль, чеснок, хлеб и давали съесть больному.
Как правило, это были люди в возрасте — одинокие холостяки или пожилые вдовы. Однако их дар часто связывали с посещением потустороннего мира: знахарями люди могли стать после тяжелых травм и затяжных болезней.
Внешне знахари не отличались от простых селян, они не скрывали своего занятия. Но свои познания хранили в тайне от посторонних, заговоры чужим людям не рассказывали и читали их шепотом, поэтому часто таких лекарей называли «шептунами». Умереть, не передав умения, считалось у знахарей большим грехом. Со стороны или среди родственников они набирали последователей, которых обучали всем премудростям.

Кликуши

Василий Максимов. Злая свекровь (фрагмент). 1892. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Константин Савицкий. «С нечистым знается» (фрагмент). 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Максимов. Семейный раздел (фрагмент). 1876. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Кликушескими припадками, по поверьям, страдали замужние женщины, в которых вселялись бесы. В деревнях кликушество порой принимало характер эпидемий.
Это, по народному поверью, юродивые, одержимые бесом, кои, по старинному обычаю, показывают штуки свои преимущественно по воскресеньям, на погосте или паперти церковной. Они мечутся, падают, подкатывают очи под лоб, кричат и вопят не своим голосом; уверяют, что в них вошло сто бесов, кои гложут у них животы, и проч. Болезнь эта пристает от одной бабы к другим, и где есть одна кликуша, там вскоре показывается их несколько.
Владимир Даль. Из книги «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»
Считалось, что кликуша своим поведением не причиняет вреда: бес мучает ее, и она пытается избавиться от страданий. Этнограф Сергей Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» писал, что часто кликушество было связано с неблагополучными условиями жизни в семье. «Иной молодой бабе разом выпадут на долю все невзгоды безобразных и несогласных семей: объявится и свекровь змея-лютая, подберутся и золовки-колотовки и деверья-кобели, и ото всех, за все про все, посыплется «невестке в отместку», да так, что и белый свет станет не мил. Для бездомной сироты, у которой нет выхода, так как и сбежать-то ей некуда, нервное расстройство на несомненной истерической почве являлось в таких случаях прямым и законным следствием роковой домашней неурядицы». К кликушам относились как к жертвам, больным и трудноизлечимым, жалели и всячески помогали. Однако неясные выкрики их часто считали пророческими.

Мастера-профессионалы

Лавр Плахов. В столярной мастерской (фрагмент). 1845. Государственный исторический музей, Москва
Лавр Плахов. Кузница (фрагмент). 1845. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Загорский. Плотник (фрагмент). 1877. Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ
Наделяли божественными знаниями жители деревень и мастеров — в особенности гончаров и кузнецов. Ремесленники умели обрабатывать природные материалы, управляли огнем, имели представление о химических процессах. Для крестьян, которые не обладали особыми знаниями, красивая керамическая посуда из обычной глины была сродни чуду. А мастер считался носителем тайного знания, без которого его умения ничего не значили.
Такими же тайнами было окутано в деревнях и кузнечное мастерство
. Крестьяне наделяли кузнеца необыкновенной мифической силой: в сказках он мог перековать высокий голос в низкий и с помощью молота и наковальни выковать брачные узы.
А вот плотники, печники и каменщики, по поверьям, знались с нечистью. Считалось, что рабочие, если не заплатить им по договору, могут заселить в дом чертей и хозяевам придется искать новое жилище. Этнограф Сергей Максимов отмечал, что «мастерство свое они умели довести до замечательного искусства и даже до шаловливых фокусов, которыми успевают они «морочить глаза» темных суеверных людей». А печники якобы могли сложить печь таким образом, что в шуме ветра жильцам слышался плач или стон. И суеверные хозяева вынуждены были съезжать из «проклятого дома».

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна