Колдуны, знахари и ворожеи: как в деревнях лечили нервные болезни
В русских деревнях основным способом лечения долгое время была народная медицина. Знахари врачевали людей не только настоями трав, но и особенными ритуалами — как религиозными, так и магическими. Читайте, как в старые времена объясняли нервные болезни и как с ними боролась народная медицина.
Чем объясняли нервные болезни
![Григорий Мясоедов. Деревенский знахарь. 1860. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов](https://cdn.culture.ru/images/3bd894fd-e8fe-5074-bb1e-bc9ec9ae6f21/t_average/1-min-jpg.png)
![Василий Максимов. Больной (фрагмент). 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/1e086d81-7c01-594f-a5ff-180d85e08816/t_average/2-min-jpg.png)
![Иван Крамской. Сомнамбула (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/c021013e-94ea-5e77-bf38-2e9d685df7a9/t_average/3-min-jpg.png)
Сведения о том, как в народе боролись с нервными болезнями, сохранились в летописях, фольклоре, литературных памятниках, в травниках и лечебниках — книгах о болезнях и их причинах. В них встречаются упоминания недугов: душевных хворей, головных болей, параличей, бессонниц, эпилепсии, испуга и многих других.
Тех, кто страдал такими болезнями, чаще всего считали «порчеными». Порча — понятие широкое: по поверьям, ее насылали не только на людей, но и на скот или урожай. Медик и этнограф Гавриил Попов писал: «Народ название «порченых» дает почти исключительно нервным больным и применяет его к случаям деревенской истерии — кликушества, истеро-эпилепсии, неврастении». Так как причину болезни видели в колдовстве, то и лечить болезни могли, по мнению крестьян, только знахари, а не врачи.
Считалось, что порча появлялась в результате сглаза или магических действий. Сглазить мог человек с «дурным» глазом, причем даже без злого умысла, случайно. Болезнь от наговора, случайного слова или даже похвалы в некоторых районах называли «озык». Особенно способных к сглазу считали людей с темными, черными глазами.
По поверьям, темной магией порчу наводили колдуны, знахари, ворожеи и ведьмы. Они «портили» за деньги по просьбе других людей, из ненависти или из-за обиды. Колдуны вселяли в тело человека беса, отчего и возникали сумасшествие, тоска и падучая болезнь — так называли в старину эпилепсию. Больной мог узнать, что на него навели порчу, от других людей или догадаться об этом сам.
Как изурочить человека
![Константин Савицкий. С нечистым знается. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/acff2585-d53a-5768-85b5-1313d2180b12/t_average/4-min-jpg.png)
![Михаил Нестеров. За приворотным зельем (фрагмент). 1888. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов](https://cdn.culture.ru/images/b0604084-2441-5d16-9e23-3076bf5ece16/t_average/5-min-jpg.png)
![Иван Шишкин. Лес (фрагмент). 1888. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород](https://cdn.culture.ru/images/fddb5d09-60df-54d7-9e09-8a969e37fe4b/t_average/6-min-jpg.png)
Порчу наводили на личные вещи — одежду, особенно нижнюю, близкую к телу, или магические предметы: амулеты, куклы, веревки с узлами. Писатель и этнограф Сергей Максимов в книге «Нечистая неведомая и крестная сила» описывал такой способ наведения порчи, как относ: наговоренные вещи подкидывали человеку или же оставляли на дороге, в лесу или в поле. В народе ходило множество быличек — историй о том, как люди находили такие предметы: яйцо, оброненный на дороге узел с одеждой, украшения, платки. Считалось, если человек поднимет такую вещь, он заболеет или станет странно себя вести: будет кричать разными голосами, на него нападет тоска.
Относили одежду с тела больного, ее вешали в лесу, чтобы болезнь передалась дереву или тому человеку, который ее найдет. Чтобы избавиться от порчи, нужно было вернуть найденную вещь и положить на то же место, тогда болезнь отступит.
Другой способ изурочить, или навести порчу, — чары на след: отпечаток ноги на земле, песке или снеге. След накрывали тканью и звали колдуна. Он вынимал отпечаток или собирал землю в мешок, а затем производил над ним магические ритуалы.
Портят людей колдуны и колдовки, лишают их разума, отвращают жену от мужа или мужа от жены и делают постылым, впускают в чрево змею или ужа: или делают какую-нибудь жестокую вещь, так что баба испорченная весьма это чувствует и говорит, что эта порча часто ей подкатывается под сердце и лежит под ним, как пирог.
Михаил Чулков. Из книги «Абевега русских суеверий»
Читайте также:
Как лечили порчу и сглаз
![Филипп Малявин. Девка (фрагмент). 1903. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/acecb421-2f83-5d93-8023-3202ab7b2165/t_average/7-min-jpg.png)
![Василий Поленов. Больная (фрагмент). 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/a586e748-7310-56af-bfb1-520e16d6cc90/t_average/8-min-jpg.png)
![Яков Капков. Молящаяся девушка. 1851. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/68962e8e-7cd5-513a-b0f2-580ddefcd3cc/t_average/9-min-jpg.png)
Порченых, по поверьям, может вылечить знахарь или другой, более сильный колдун. Знахари передавали свой опыт и знания устно, от учителя к ученику. Народные методы лечения таких болезней описал в начале XX века Гавриил Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина». Он отмечал, что сама таинственность лечения с запахами трав и магическими ритуалами действует на психику больного, который верит в силу колдуна. В деревнях не доверяли врачам, часто крестьяне отказывались от помощи медиков. Они считали, что незачем пить лекарство от головной боли, ведь оно попадет в живот, а чтобы лечить боль, нужно что-то прикладывать к голове.
Перед началом обряда знахарь определял, как возникла нервная болезнь: от порчи, сглаза, испуга или вселившегося беса. Для этого он подробно расспрашивал больного о его ощущениях, а также о подозрениях, кто мог наслать на него хворь. Если знахарь не находил причину сразу, он искал ее с помощью магических обрядов. Один из способов такой «диагностики» — вылить расплавленный воск в воду и толковать очертания.
От причины болезни зависел способ лечения и предметы для этого ритуала. Это могли быть вода, камни, свечи, уголь, зеркало или другие вещи. Долгое время в деревнях знахари использовали «наговоренную» воду, над которой читали заговоры или молитвы: ею «умывали» или давали пить. Другой способ избавиться от болезни — напугать ее: криком, громким звуком, ударом. Магические практики, как правило, проводили в доме около печи или в бане. После некоторых из обрядов больной засыпал и часто после пробуждения чувствовал себя лучше.
При всем разнообразии приведенных приемов и средств, в них есть одно общее — стремление оказать воздействие на психику больного, которое должно быть тем сильнее и глубже, чем сложнее и таинственнее эти приемы, чем содержательнее, с точки зрения крестьянина, произносимый при этом заговор и чем больше он может тронуть его душу.
Гавриил Попов. «Русская народно-бытовая медицина»
Как лечили душевные болезни и падучую
![Николай Ярошенко. Спящая девушка (фрагмент). 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва](https://cdn.culture.ru/images/b8c8a3b0-e7da-5568-9342-022c618b4568/t_average/10-min-jpg.png)
![Абрам Архипов. В гостях (фрагмент). 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/db0939e6-92af-532c-b74d-8e062a101ff2/t_average/11-min-jpg.png)
![Иван Крамской. Выздоравливающая (фрагмент). 1885. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/cc0842d6-8c74-5569-a75a-f4773da90246/t_average/12-min-jpg.png)
Душевные болезни в лечебниках и литературных памятниках называли «изумлением», «умовредием», а больных — «дикий», «дурной», «бесноватый», «помешанный», «убогий». На протяжении времени к ним относились по-разному: больных считали одержимыми бесами или же, наоборот, блаженными, посредниками между людьми и Богом.
В некоторых районах Руси считали, что нервные болезни подвластны дьяволу и находятся у него в преисподней — именно поэтому их тяжело лечить. Даже само название — «беснование» — связано со словом «бес». Другой причиной подобных болезней считали нарушение запретов, связанных с природой, или религиозных предписаний. Например, хозяйственные работы в запрещенное время. Одним из действенных методов лечения разных болезней считали молитву, о разных бедах молились разным святым.
Эпилепсию в народе называли падучей. Верили, что больной во время приступа оказывается в другом мире. Во многих районах причину эпилепсии находили в том, что внутри человека на долгое время поселяется черт. Некоторые люди считали, что падучей можно заразиться, если находиться около больного и дышать одним с ним воздухом.
Многие болезни, в том числе эпилепсию и испуг, лечили ритуалами с одеждой. Рубахи, нательное белье выворачивали наизнанку, или закапывали и укладывали под камень, или рвали на части. Во время обрядов читали особые заговоры. От нервных болезней, головных болей и при падучей применяли полынь в разных видах — отварах и настоях.
Автор: Маргарита Ковынева
Смотрите также