Колдуны, знахари и ворожеи: как в деревнях лечили нервные болезни

В русских деревнях основным способом лечения долгое время была народная медицина
. Знахари
врачевали людей не только настоями трав
, но и особенными ритуалами — как религиозными, так и магическими. Читайте, как в старые времена объясняли нервные болезни и как с ними боролась народная медицина.

Чем объясняли нервные болезни

Григорий Мясоедов. Деревенский знахарь. 1860. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов
Василий Максимов. Больной (фрагмент). 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Крамской. Сомнамбула (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сведения о том, как в народе боролись с нервными болезнями, сохранились в летописях, фольклоре, литературных памятниках, в травниках и лечебниках — книгах о болезнях и их причинах. В них встречаются упоминания недугов: душевных хворей, головных болей, параличей, бессонниц
, эпилепсии, испуга и многих других.
Тех, кто страдал такими болезнями, чаще всего считали «порчеными». Порча — понятие широкое: по поверьям, ее насылали не только на людей, но и на скот или урожай. Медик и этнограф Гавриил Попов писал: «Народ название «порченых» дает почти исключительно нервным больным и применяет его к случаям деревенской истерии — кликушества, истеро-эпилепсии, неврастении». Так как причину болезни видели в колдовстве, то и лечить болезни могли, по мнению крестьян, только знахари
, а не врачи.
Считалось, что порча появлялась в результате сглаза или магических действий. Сглазить мог человек с «дурным» глазом, причем даже без злого умысла, случайно. Болезнь от наговора, случайного слова или даже похвалы в некоторых районах называли «озык». Особенно способных к сглазу считали людей с темными, черными глазами.
По поверьям, темной магией порчу наводили колдуны, знахари, ворожеи и ведьмы. Они «портили» за деньги по просьбе других людей, из ненависти или из-за обиды. Колдуны вселяли в тело человека беса, отчего и возникали сумасшествие, тоска и падучая болезнь — так называли в старину эпилепсию. Больной мог узнать, что на него навели порчу, от других людей или догадаться об этом сам.

Как изурочить человека

Константин Савицкий. С нечистым знается. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Нестеров. За приворотным зельем (фрагмент). 1888. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов
Иван Шишкин. Лес (фрагмент). 1888. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Порчу наводили на личные вещи — одежду, особенно нижнюю, близкую к телу, или магические предметы
: амулеты, куклы, веревки с узлами. Писатель и этнограф Сергей Максимов в книге «Нечистая неведомая и крестная сила» описывал такой способ наведения порчи, как относ: наговоренные вещи подкидывали человеку или же оставляли на дороге, в лесу или в поле. В народе ходило множество быличек
 — историй о том, как люди находили такие предметы: яйцо, оброненный на дороге узел с одеждой, украшения, платки. Считалось, если человек поднимет такую вещь
, он заболеет или станет странно себя вести: будет кричать разными голосами, на него нападет тоска.
Относили одежду с тела больного, ее вешали в лесу, чтобы болезнь передалась дереву
или тому человеку, который ее найдет. Чтобы избавиться от порчи, нужно было вернуть найденную вещь и положить на то же место, тогда болезнь отступит.
Другой способ изурочить, или навести порчу, — чары на след: отпечаток ноги на земле, песке или снеге. След накрывали тканью и звали колдуна. Он вынимал отпечаток или собирал землю в мешок, а затем производил над ним магические ритуалы.
Портят людей колдуны и колдовки, лишают их разума, отвращают жену от мужа или мужа от жены и делают постылым, впускают в чрево змею или ужа: или делают какую-нибудь жестокую вещь, так что баба испорченная весьма это чувствует и говорит, что эта порча часто ей подкатывается под сердце и лежит под ним, как пирог.
Михаил Чулков. Из книги «Абевега русских суеверий»

Как лечили порчу и сглаз

Филипп Малявин. Девка (фрагмент). 1903. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Поленов. Больная (фрагмент). 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Яков Капков. Молящаяся девушка. 1851. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Порченых, по поверьям, может вылечить знахарь или другой, более сильный колдун. Знахари передавали свой опыт и знания устно, от учителя к ученику. Народные методы лечения таких болезней описал в начале XX века Гавриил Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина». Он отмечал, что сама таинственность лечения с запахами трав
и магическими ритуалами действует на психику больного, который верит в силу колдуна. В деревнях не доверяли врачам, часто крестьяне отказывались от помощи медиков. Они считали, что незачем пить лекарство от головной боли, ведь оно попадет в живот, а чтобы лечить боль, нужно что-то прикладывать к голове.
Перед началом обряда знахарь определял, как возникла нервная болезнь: от порчи, сглаза, испуга или вселившегося беса. Для этого он подробно расспрашивал больного о его ощущениях, а также о подозрениях, кто мог наслать на него хворь. Если знахарь не находил причину сразу, он искал ее с помощью магических обрядов. Один из способов такой «диагностики» — вылить расплавленный воск в воду и толковать очертания.
От причины болезни зависел способ лечения и предметы для этого ритуала. Это могли быть вода, камни, свечи, уголь, зеркало или другие вещи. Долгое время в деревнях знахари использовали «наговоренную» воду, над которой читали заговоры или молитвы: ею «умывали» или давали пить. Другой способ избавиться от болезни — напугать ее: криком, громким звуком, ударом. Магические практики, как правило, проводили в доме около печи или в бане. После некоторых из обрядов больной засыпал и часто после пробуждения чувствовал себя лучше.
При всем разнообразии приведенных приемов и средств, в них есть одно общее — стремление оказать воздействие на психику больного, которое должно быть тем сильнее и глубже, чем сложнее и таинственнее эти приемы, чем содержательнее, с точки зрения крестьянина, произносимый при этом заговор и чем больше он может тронуть его душу.
Гавриил Попов. «Русская народно-бытовая медицина»

Как лечили душевные болезни и падучую

Николай Ярошенко. Спящая девушка (фрагмент). 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Абрам Архипов. В гостях (фрагмент). 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Крамской. Выздоравливающая (фрагмент). 1885. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Душевные болезни в лечебниках и литературных памятниках называли «изумлением», «умовредием», а больных — «дикий», «дурной», «бесноватый», «помешанный», «убогий». На протяжении времени к ним относились по-разному: больных считали одержимыми бесами или же, наоборот, блаженными, посредниками между людьми и Богом.
В некоторых районах Руси считали, что нервные болезни подвластны дьяволу и находятся у него в преисподней — именно поэтому их тяжело лечить. Даже само название — «беснование» — связано со словом «бес». Другой причиной подобных болезней считали нарушение запретов, связанных с природой, или религиозных предписаний. Например, хозяйственные работы в запрещенное время. Одним из действенных методов лечения разных болезней считали молитву, о разных бедах молились разным святым.
Эпилепсию в народе называли падучей. Верили, что больной во время приступа оказывается в другом мире. Во многих районах причину эпилепсии находили в том, что внутри человека на долгое время поселяется черт. Некоторые люди считали, что падучей можно заразиться, если находиться около больного и дышать одним с ним воздухом.
Многие болезни, в том числе эпилепсию и испуг, лечили ритуалами с одеждой. Рубахи, нательное белье выворачивали наизнанку, или закапывали и укладывали под камень, или рвали на части. Во время обрядов читали особые заговоры
. От нервных болезней, головных болей и при падучей применяли полынь в разных видах — отварах и настоях.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна