Владимир Пропп

Годы жизни: 28 апреля 1895 - 22 августа 1970
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Культуролог, Собиратель Фольклора
Содержание
Владимир Пропп — известный советский ученый-фольклорист. Одним из первых он начал анализировать структуру фольклорных текстов и выявлять их инварианты — неизменяемые части сюжета. За одну из монографий Пропп получил звание канди­дата филологических наук без аттестации и экзаменов.

«Я сквозь войну и любовь стал русским»

Владимир Пропп родился в Петербурге в 1895 году в семье поволжских немцев. Начальное образование он получил дома. Сначала его воспитывала русская няня, которая пела ему народные колыбельные песни
, рассказывала сказки. Позже родители наняли иностранных гувернанток
, чтобы Проппа обучили этикету, игре на фортепиано, немецкому и французскому языкам. Среднее образование он получил в Анненском училище.
Окончив училище в 1913 году, Владимир Пропп поступил в Петербургский университет на германское отделение историко-филологического факультета. Через год началась Первая мировая война
. Пропп собирался на фронт, однако в армию студентов не призывали. Будущий филолог добровольно записался на курсы оказания первой помощи и ухода за больными. Он успешно сдал экзамены по анатомии, физиологии, хирургии и в 1915 году начал работать в лазарете санитаром, а затем братом милосердия. Как потом вспоминал ученый: «Я сквозь войну и любовь стал русским. Понял Россию».
Параллельно Пропп продолжал учиться в университете. На третьем курсе он перевелся на славяно-русское отделение, потому что его «влечение к России, явившееся отчасти как последствие отвра­щения к окружавшей немецкой грубости и ограниченности, пробива­лось все сильнее, к этому влекли и научные знания». В 1918 году Владимир Пропп закончил университет и стал преподавать русский язык и литературу в гимназиях и средних школах Петрограда. В это время молодой учитель и начал изучать народные сказки.
Спустя три года он поступил в Петроградский богословский институт. Здесь готовили церковных деятелей, проводили богословские лекции, собирали религиозные кружки и обсуждали философские вопросы. Пропп продолжал работать в школе, посещал лекции и работал над монографией «Морфология сказки». Однако скоро научный труд начал занимать у него слишком много времени, и тогда молодой ученый оставил институт. В 1926 году Владимира Проппа пригласили преподавать немецкий язык в Поли­техе, через четыре года его назначили заведующим кафедрой иностранных язы­ков в Плановом институте Госплана, еще через два года он перешел во Второй педагогический институт иностранных языков на кафедру германской филологии.

«Сказочные» монографии Владимира Проппа

В 1928 году Владимир Пропп закончил свою монографию, посвященную структуре народных сказок. Исследуя фольклор, ученый выделил в сказках постоянные и переменные элементы. К постоянным он причислил действия, которые совершали персонажи для развития сюжета, и их последовательность. К переменным — отнес языковой стиль произведений, количество действий и способы их исполнения, а также мотивировки и атрибуты персонажей. Над первым научным трудом Пропп работал 10 лет.
Пропп представил книгу известным ученым — литературоведу Борису Эйхенбауму, этнографу Дмитрию Зеленину, лингвисту Виктору Жирмунскому — и они одобрили работу молодого исследователя. Заручившись поддержкой в научных кругах, Владимир Пропп издал монографию в этом же году. Однако большой популярности тогда она не получила.
«Книга эта была бы забыта… но вот через несколько лет после войны о ней вдруг снова вспомнили. Что же такое произошло и чем можно объяснить этот возродившийся интерес? <…> Оказалось, что понимание искусства как некоей знаковой системы, прием формализации и моделирования, возможность применения математических вычислений уже предвосхищены в этой книге, хотя в то время, когда она создавалась, не было того круга понятий и той терминологии, которыми оперируют современ­ные науки».
Владимир Пропп
В 1930-е годы Владимир Пропп начал выступать с докладами по фольклористике. Ученый представлял свои исследования «Сказочной комиссии» на отделении этнографии при Географическом обществе, на секции фольклора в Институте истории искусств, на секции «Живая старина» в Институте сравни­тельного изучения литератур и языков Запада и Востока имени Веселовско­го.
Владимир Пропп со студентами своего спецсеминара и аспирантами. Двор ЛГУ. Апрель, 1954 год. Фотография: kkos.ru
Владимир Пропп. Фотография: publ.lib.ru
Владимир Пропп (справа в верхнем ряду) с коллегами. Январь, 1947 год. Фотография: spbumag.nw.ru
С 1937 года Владимир Пропп работал на кафедре фольклора в Ленинградском государственном университете. В 1938 году ему присвоили звание канди­дата филологических наук без аттестации и экзаменов, а через год назначили профессором. В качестве докторской диссертации ученый представил рукопись книги «Исторические корни волшебной сказки». Она стала продолжением предыдущей монографии. В этой работе Пропп писал не о структуре сказок, а об их происхождении. Он изучал мифологию первобытных народов и объяснял истоки волшебной сказки в племенных обрядах инициации: их участники также проходили испытания, порой терпели неудачи, потом благополучно выполняли задания и получали «новый облик». Так сюжет любой сказки можно было объяснить обрядом инициации, в ходе которых дети получали новый статус.
«Морфология» и «Исторические кор­ни» представляют собой как бы две части или два тома одного большого труда. Второй прямо вытекает из первого, первый есть предпосылка второго. <…> Я по возможности строго методически и последовательно перехожу от научного описания явлений и фактов к объяснению их исторических причин».
Владимир Пропп
После выхода книги в 1946 году Проппа уволили из Академии наук. Его обвинили в антимарксизме, идеализме и религиозности идей. В журнале «Советская этнография» вышла рецензия «Против буржуазных традиций в фольклористике (о книге проф. В.Я. Проппа «Исторические корни…»)», в которой ученого раскритиковали за мистицизм, «извращение и фальсификацию истинной картины общественных отношений» и отсутствие опоры на труды Максима Горького
. Писатель тоже изучал сказки. Он считал, что волшебные сюжеты — это мечты людей о лучшей жизни, об изменении реальности. В 1940-е годы это было серьезным обвинением — печатать другие работы автора «антимарксистской книги» никто не решался. За последующие 12 лет после выхода книги ученый опубликовал лишь три статьи по фольклору, тезисы и статью о проблеме артикля в современном немецком языке.

Аграрные праздники и древнерусское искусство

Третью монографию «Русский героический эпос» Пропп издал в 1958 году. Он писал ее 10 лет, то бросая, то снова возвращаясь к работе. Проанализировав тексты всех известных ему былин, ученый нашел связь «развития эпоса с ходом развития русской истории», объяснил многочисленные загадки в былинах, описал специфику былинных героев, раскрыл особенности поэтики этого жанра.
Четвертая монография Владимира Проппа — «Русские аграрные праздники» — вышла в 1963 году. Изучая годовой цикл, сравнивая праздники между собой, ученый пришел к выводу, что частично они состоят из одинаковых элементов, иногда различно оформленных, а иногда тождественных. В 1960-е годы выходили и другие работы фольклориста: «Об историзме русского эпоса (ответ академику Б.Л. Рыбакову)», «Фольк­лор и действительность», «Об историзме русского фольклора и ме­тодах его изучения». В последние годы жизни ученый увлекся древнерусским искусством: иконописью и архитектурой православных храмов. Он собрал тысячи фотографий и зарисовок икон, соборов, церквей, часовен. В планах у Владимира Проппа была работа о систематизации форм православных храмов.
Однако ученый не успел написать очередной масштабный труд: в 1970 году его не стало. Похоронили фольклориста на Северном кладбище в Ленинграде. После смерти Владимира Проппа в СССР были опубликованы еще две его книги: «Проблемы комизма и смеха» и «Русская сказка».
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна