Русские легенды

Фольклорные тексты легенд объясняют, как появился мир и человек в нем, рассказывают об отношениях людей друг с другом и со сверхъестественными силами. Они воспринимались как развлекательные истории, но вместе с этим содержали житейские нормы: поступишь правильно — получишь награду, нарушишь обычаи — тебя ждет наказание. Сюжеты легенд можно разделить на несколько категорий: истории о Боге и святых, о происхождении мира
, о сверхъестественных силах и «последних временах» — конце света.
Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею (фрагмент). 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Григорий Чорос-Гуркин. Ночь жертвы (Камлание) (фрагмент). 1895. Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина, Горно-Алтайск
Николай Рерих. Веления неба (фрагмент). 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Представления о божественном

Неизвестный мастер. Лютер. Библия. Христос в виде странника (фрагмент). 1-я половина XVI века. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Неизвестный художник. Изгнание дьявола (фрагмент). XVIII век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Неизвестный гравер. Перед толпой верующих и святых Христос и спрятавшийся сзади Сатана (фрагмент). 2-я половина XVII века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Старинные легенды собирал историк и исследователь славянской мифологии Александр Афанасьев. Он опубликовал их в сборнике «Русские народные легенды» в 1860 году. После выхода книги ее запретила цензура: во многих текстах отношение к религии и святым расходилось с точкой зрения православной церкви. Афанасьев собрал больше 30 сюжетов, некоторые из них — в нескольких вариантах.
Многие легенды повествуют об Иисусе-страннике. В них Христос, как в библейские времена, переходил от селения к селению, испытывал людей, награждал бедных и милосердных, стыдил богатых и жадных. Сохранился такой сюжет: Христос в нищенских одеждах пришел к мельнику и попросил милостыню. Тот грубо отказал ему: «Много вас таскается, всех не накормишь!» Другой человек в то же время привез на мельницу хлеб. Он отдал просящему почти все свое зерно, а когда смолол оставшееся, муки вышло намного больше, чем должно было.
Василий Поленов. Христос и грешница («Кто без греха?») (фрагмент). 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Мстислав Фармаковский. Изображение Страшного суда Божия (фрагмент). 1908. Государственный исторический музей, Москва
Федор Бронников. Изгнанник перед могилой (фрагмент). 1870. Шадринский городской краеведческий музей им. В.П. Бирюкова, Шадринск, Курганская область
Известны легенды о встречах с нечистой силой
, одна из них — «Поездка в Иерусалим»:
Какой-то архимандрит [в]стал к заутрене; пришол умыватца, видит в рукомой[ни]ке нечистой дух, взял ево да и заградил [крестом]. Вот дьявол и взмолился: «Выпусти, отче! каку хошь налош[ж]ь службу — сослужу!» Архимандрит говорит: «Свозишь ли меня между обедней и заутреней в Ерусалим?» — «Свожу, отче, свожу!» Архимандрит ево выпустил и после заутрени до обедни успел съездить в Ерусалим, к обедне поспел обратно.
Александр Афанасьев. «Русские народные легенды»
Неизвестный художник. Святая дружба народов (фрагмент). 1880–1889. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Степан Галактионов с картины Клода Лоррена. Христос с учениками на пути в Эммаус (фрагмент). 1828. Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирск
Александр Аникеев. Соловей-разбойник. Из цикла «Чертовщина» (фрагмент). 1985–1986. Лискинский историко-краеведческий музей, Лиски, Воронежская область
Герой других легенд — Сатана: согласно некоторым текстам, он прикован в аду на цепи, грызет ее целый год, и к Пасхе
цепь становится толщиной с нитку. В пасхальную неделю Христос стоит в церкви и молится святым, и, когда запоют «Христос воскресе», цепь снова накидывается на дьявола.
Несколько вариантов сюжета о чертях связаны с чудесным омоложением человека. Вот один из самых распространенных: бес пришел работать в кузницу, схватил клещами за ноги старую женщину и бросил в горн. Она сгорела, остались только косточки. Бес сложил их в ушат молока — и из него вышла молодая красавица.

Как появился мир и каким будет конец света

Иван Айвазовский. Сотворение мира (фрагмент). 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Неизвестный художник. Сотворение мира и блаженная жизнь первых людей в раю (фрагмент). 1914. Красноярский краевой краеведческий музей, Красноярск
Неизвестный художник. Сотворение мира (фрагмент). Середина XIX века. Государственный исторический музей, Москва
Другая обширная категория легенд — космогонические. Они объясняют происхождение воды и суши, растений и животных, человека
и разных народов. Во многих подобных сказаниях упоминается, что в сотворении всего сущего участвовали два начала — Бог и дьявол. Часто встречается такой мотив: мир творят Бог и помощник, например птица. В одном из таких сюжетов птица трижды нырнула в воду и достала землю, из которой Бог за шесть дней сотворил сушу, небо и рай. Сатана же утаил часть земли во рту, затем выплюнул и создал рельеф — горы и низменности. Бог вверг Сатану и его ангелов в ад, приспешники дьявола упали с неба и стали нечистью
 — домовыми, водяными и полевыми.
Иван Айвазовский. Всемирный потоп (фрагмент). 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Виктор Васнецов. Воины Апокалипсиса. 1887. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Николай Рерих. Армагеддон (фрагмент). 1936. Государственный музей искусства народов Востока, Москва
В легендах о конце света и загробной жизни души усопших предстают в образах зверей
: собак, лошадей и змей. В одном из сюжетов мальчик-сирота пошел к Богу, чтобы спросить, зачем тот забрал к себе его мать. По дороге герой увидел поле с высокой сочной травой, в котором паслись болезненно худые кони. Следующее поле, напротив, было голым, но по нему гуляли сытые и здоровые лошади. На вопрос мальчика, что это за животные, Бог ответил:
Худые кони, что пасутся в густой траве по колено, — это некогда были скупые богачи, не знавшие сострадания к бедным, а кони тучные — милосердные бедняки, которые и последним куском охотно делились с нищими.

Легенды-сказки

Неизвестный художник. Строительство храма Соломона (фрагмент). 2-я половина XVII века. Государственный музей-заповедник «Остафьево», село Остафьево, Московская область
Неизвестный художник. Сошествие во ад (фрагмент). Конец XIX века. Государственный исторический музей, Москва
Иван Горюшкин-Скоропудов. Эскиз картины «Божий суд» (фрагмент). 1910-е. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Филолог и фольклорист Владимир Пропп
писал, что многие русские легенды связаны со сказками
, они появились после «переработки и переосмысления» сказок. Главное отличие состояло в том, что легенды воспринимались как реальность, как события прошлого, настоящего или будущего. В народном сказании «Жадный поп» мужик нашел клад, а священник решил присвоить богатство. Для этого он надел шкуру козла, чтобы напугать мужика и отнять деньги, но шкура приросла к нему. Пропп отмечал, что в Петербурге в 1820-х ходили слухи о «рогатом попе», который якобы спрятан в Александро-Невской лавре
. Толпы народа собирались перед лаврой и Казанским собором
и требовали его выдать.
Неизвестный художник. Сатана (фрагмент). 2-я половина XIX века. Государственный исторический музей, Москва
Яков Комшилов. Как человек, Бог и черт ходили на охоту (фрагмент). 1920–50-е. Мурманский областной краеведческий музей, Мурманск
Борис Забирохин. Нечистая сила (фрагмент). 1993. Калининградский областной музей изобразительных искусств, Калининград
В отдельную группу входят легенды-сказки о царе Соломоне. По сюжету одной из них, Иисус после распятия сошел в ад и вывел оттуда всех, кроме Соломона. Ему он повелел выйти из преисподней самому, с помощью своей мудрости. Царь свил веревку и стал мерить ад. Маленький чертенок спросил, зачем он это делает, на что Соломон ответил: здесь он поставит монастырь и соборную церковь. В итоге Сатана сам выгнал премудрого царя из преисподней.

«Мораль сей басни такова»

Неизвестный художник. Смерть грешника и смерть праведника (фрагмент). Начало XIX века. Государственный исторический музей, Москва
Неизвестный художник. Сцена мистического видения (фрагмент). 2-я половина XVIII века. Государственный исторический музей, Москва
Неизвестный художник. Апокалипсис. Смерть грешников и спасение праведников (фрагмент). 1-я половина XVI века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Легенды считались поучительным развлечением, в них заключалась моральная оценка поступков и образа жизни человека. По одному из сюжетов, некий старец отправился ночью в дорогу и по пути зашел в дом, где ему было видение: в одной комнате — два голубя целуются, в другой — две гадюки кусают друг друга. Объяснение видения звучало так: в первой комнате спали супруги, жившие в любви и согласии, во второй — вечно скандалящая чета.
В народных сказаниях часто упоминались пьяницы. Считалось, что они отправятся в ад на муку вечную, а на умерших от вина — опойцах — черти будут возить воду и дрова. В легендах встречается сюжет, в котором черт обращается в приятеля пьяницы, зовет его домой или в кабак, заманивает в омут и топит.
Зинаида Серебрякова. Испуганная. Автопортрет (фрагмент). Около 1917. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Андрей Рябушкин. Старички (Старички мудрые) (фрагмент). XIX век. Одесский художественный музей, Одесса, Украина
Василий Суриков. Молодая женщина в молитве (фрагмент). 1879. Частное собрание
Другой мотив — приход смерти к праведнику и нечестивому человеку. Один мужик попросил у Бога увидеть, как умирают благочестивый человек и грешник. Сначала он пришел в дом, где тяжело болел глава большой семьи. Умирающего окружали сыновья и снохи, он давал родительское наставление и прощался, в доме стояла скорбь и тишина: «Смерть является к нему с ангелами, вынимает душу, и ангелы относят ее на золотом блюде в пресветлый рай». Затем герой оказался в доме грешника во время веселого застолья. Вдруг грешник почувствовал сильную боль: смерть пришла нежданно и ударила его по голове тяжелым молотом.

Современные легенды

Ольга Ковтун. Сорока (фрагмент). 1987. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар
Пьер Рене Деморан Луи. Убийство Павла I (фрагмент). XIX век. Государственный исторический музей, Москва
Виктор Борисов-Мусатов. Призраки (фрагмент). 1903. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Истории могут жить на протяжении веков и трансформироваться со временем в новые сюжеты. Например, особенно живуче оказалось легендарное сказание, что в Москве нет сорок, потому что эти птицы прокляты. По одним представлениям, их изгнал боярин Кучка за то, что сорока выдала его своим щебетом, когда он прятался под кустом от убийц. По другим — сорока унесла частицу святого причастия или последний кусок сыра у митрополита Филиппа, за это он ее проклял.
Легенда о призраке
императора Павла I
в Михайловском замке
Петербурга возникла еще в XIX веке, но жива и сегодня. В 1801 году император был убит в своих покоях именно в этом замке. В конце 1810-х здание отдали под Главное инженерное училище, и, вероятно, именно кадеты придумали легенду, что якобы призрак бродит ночами по коридорам и ищет своих убийц.
Владимир Белоусов. Заброшенный храм (фрагмент). 2002. Таврический художественный музей, поселок Таврическое, Омская область
Денис Мациевич. Музей и его фантомы (фрагмент). 2007. Государственный музей-заповедник «Остафьево», село Остафьево, Московская область
Александр Михайлов. Старое кладбище (фрагмент). 1997. Литературно-музыкальный музей города Мичуринска, Мичуринск, Тамбовская область
Современные городские легенды отличаются от старинных. Часто они связаны с новыми технологиями, постройками и изобретениями. Например, сюжеты о подвалах главного здания МГУ
возникли и распространились в советское время. Ходили слухи, что там располагался вход в «Метро-2» — секретную линию для членов правительства.
В Доме на набережной в столице якобы обитают призраки
репрессированных жителей. Самый известный из них — дочь командарма. По легенде, девушка отказалась выходить из квартиры после ареста родителей, ей перекрыли воду и заблокировали выходы. Вскоре она умерла, а теперь является некоторым жильцам. В советское время также ходили истории о бассейне, построенном на месте взорванного храма Христа Спасителя: якобы там водились маньяки, которые топили людей.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна