Бесы и злые духи: как их распознать и победить

В славянском фольклоре и книжных памятниках упоминаются злые духи — бесы. Народные представления о них сложились из языческой
мифологии и переводных религиозных книг. Читайте в нашем материале, чем бесы отличались от другой нечистой силы, как славяне распознавали их рядом с собой и какие несчастья они могли наслать на людей — особенно на тех, кто просил их о помощи.

«Черт смущает, бес подстрекает»

Ольга Самосюк. Макошь (фрагмент). Из серии «Языческие боги славян». 2014. Белорецкая картинная галерея, Белорецк, Республика Башкортостан
Юрий Рыжик. Майская ночь. Иллюстрация к произведению Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». XX век. Картинная галерея, Усть-Илимск, Иркутская область
Ольга Самосюк. Перун (фрагмент). Из серии «Языческие боги славян». 2015. Белорецкая картинная галерея, Белорецк, Республика Башкортостан
Представление о бесах как о злых духах появилось еще в языческой
мифологии славян. В первые годы после принятия христианства так переводили в религиозных книгах греческое слово «демоны». К бесам новая вера причисляла и прежних языческих богов — в древнерусской литературе так называли Перуна, Велеса и других. В итоге в народной демонологии церковное представление о бесах слилось с прежним языческим: образы из проповедей и Евангелий соединились с персонажами сказок и легенд. Только образованные священники могли различить эти понятия.
По христианским представлениям, бесами стали ангелы, которые взбунтовались против Бога. Мятежников низвергли на землю, в мир людей. Все бесы — слуги и воины главного бунтовщика, дьявола. Злые духи неутомимо вредят людям, внушают им дурные мысли, наводят порчу
, насылают болезни, ссорят родных и друзей.
Во многих случаях слова «бес» и «черт» употребляли как синонимы. В старинных текстах и фольклоре они заменяли друг друга, но иногда можно отметить и различия в понятиях. Бес олицетворял абсолютное зло, и любые дела с ним оборачивались для человека бедой. А вот черт как персонаж в сказке или поверье мог иногда принести и благо. В книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» Владимир Даль
описал «нечистые» понятия так: «Черт смущает, бес подстрекает, дьявол нудит, сатана творит лживые чудеса для соблазна».

Как «распознавали» беса

Анатолий Кулинич. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» (фрагмент). 1979. Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека, Москва
Константин Маковский. Русалки. 1879. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сергей Судейкин. В ночь под Ивана Купала. XIX–XX века. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Беса представляли как черное или синее существо с хвостом, когтями или копытами, покрытое шерстью и окруженное дымом. На иконах
их писали темными оттенками — черным, синим, серым, — без одежды, небольшого размера, уродливыми и лохматыми: всклокоченные волосы или шерсть символизировали грех. Рога и крылья у бесов изображали редко. Фигуры размещали, как правило, на заднем плане или в клеймах — отдельных частях иконы, которые раскрывают основной сюжет.
В фольклоре и книгах бесы представали как бесплотные духи. Они якобы могли принимать любой образ, например животного
 — черного пса, кошки, медведя, козла или свиньи, змея
или волка — или разбойника, скомороха и даже воина. В те времена церковь строго относилась к любым развлечениям. И иногда книжные бесы оборачивались музыкантами и играли на гуслях и бубнах, чтобы прихожане соблазнялись развлечениями и не ходили на службу. А если бес решил соблазнить конкретного человека, он являлся ему в образе друга или родственника, а перед духовным лицом мог превратиться в ангела.
В житии святого Исакия рассказано явление к нему бесов в виде прекрасных юношей, «их же лица бяху аки солнце»: «удариша (бесы) в сопели, тимпаны и гусли, Исакиа же поемше, начаша с ним скакати и плясати на мног час, и утрудивше его, оставиша еле жива суща.
Из книги Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу»
Бесы, по поверьям, обитали везде, они могли проникнуть даже в церковь. Считалось, что особенно много их реках и озерах
, где они живут вместе с русалками и водяными
. Поэтому перед тем, как купаться, люди крестились сами и осеняли крестом воду. Водились злые духи в домах, где часто ругаются: считалось
, что их привлекали ссоры и бранные слова. Бесы могли попасть в незакрытые кувшины с питьем, поэтому их накрывали, особенно на ночь.
Особенно активной нечисть была на Святки
и в ночь на Ивана Купалу. По традиции в летнюю ночь славяне искали цветущий папоротник. Считалось, что бесы стерегли диковинное растение, и, если найдешь его, нужно очертить себя магическим защитным кругом. А около полуночи перед нашедшим цветок должны были предстать бесы в облике животных — бить хвостами, колоть палками, цеплять когтями и пытаться вытащить из круга кочергой, что сулило гибель.
Бесплотные бесы оставались невидимыми, их могли увидеть только монахи
. Простой же человек мог опознать нечисть рядом с собой по внезапному чувству тошноты, а еще — по серому или черному дыму. Это знак того, что бес был рядом, но улетел.

Злые духи-помощники

Хсар Гассиев. С пастбища (фрагмент). 1984. Калининградский областной музей изобразительных искусств, Калининград
Владимир Маковский. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала». 1876. Государственный исторический музей, Москва
Александр Бородин. История одного дома (фрагмент). Правая часть диптиха. 1988. Калининградский областной музей изобразительных искусств, Калининград
Иногда в фольклоре и заговорах нечисть представала как слуга. Сохранились предания о мелких бесах, которые обитали на водяных мельницах. Считалось, что они обнаруживали себя, если механизм останавливался или начинал работать в неположенное время. Бесы помогали мельнику и поддерживали работу механизмов, а он считался их хозяином.
Но у такого сотрудничества была и обратная сторона: бесы постоянно искали себе занятие, и хозяин якобы придумывал им самые невыполнимые задания, например померить морскую воду. В преданиях отразилось, что нечисть все-таки старалась извести мельника.
По поверьям, похожие бесы-слуги были у пастухов: на севере страны их представляли как небольших рыжих существ или человечков в красных колпаках. А еще к нечистой силе обращались за помощью в заговорах. Александр Афанасьев приводил такой текст из следственного дела второй половины XVIII века: «Пойду я, добрый молодец, посмотрю в чистое поле в западную сторону… поклонюсь и помолюсь самому сатане: гой еси ты, государь сатана! пошли ко мне на помощь рабу своему часть бесов и дьяволов…»

«Кто более зла наделал»: какие несчастья насылали бесы

Михаил Зичи. Летящий Демон. 1881. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Hиколай Ендальцев. Освящение колокольни (фрагмент). 1993. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Елена Гайда. Большой танец (фрагмент). 2018. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
Бесы — в прошлом ангелы — сохраняли часть сверхспособностей, например могли летать. Но главное, они умели завладеть мыслями и сердцем человека и внушить ему соблазны, причем так, чтобы он принял их за собственные желания. Вообще проделками нечисти объясняли любые повседневные неудачи и ссоры, что даже отразилось в поговорке «Бес попутал». Считалось, что бесовские видения приносили сильную тоску или лихорадочное веселье. Но бесы не знают о силе души, поэтому волевые и праведные люди могут распознать «нечистые» помыслы и противостоять им.
Вдруг в полночь налетела со всех сторон недобрая сила и стала друг перед другом хвалиться, кто больше зла наделал:
— Я, говорит один, — мужа с женой поссорил!
— Я, — говорит другой, — научил детей не слушаться отца с матерью!
— А я, — кричал третий, — весь день учил детей лгать да лакомства красть!
Владимир Даль. «Правда и Кривда»
Бесу приписывали изобретение вредных для человека табака и водки. Даже природные явления
объясняли бесовскими проделками. Считалось, что нечисть зимой бегает по ночам, поэтому трещит снег. От холода они дуют себе в кулак — так образуются метели и бураны.
Работой нечисти объясняли пьянство и болезни, особенно нервные
, например кликушество
 — истерию у женщин. Считалось, что в кликуш вселяется бес, поэтому они против своей воли кричат, бьются в припадках, проклинают близких и даже священников. Они якобы даже говорят разными голосами, бес — более высоким.
Испорченные колдовством люди называются кликушами: это — несчастные, страдающие падучею или другими тяжкими болезнями, соединенными с бредом, пеною у рта и корчами; они издают дикие вопли и под влиянием господствующего в народе суеверия утверждают, будто злые вороги посадили в них бесов, которые и грызут их внутренности.
Из книги Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу»
Чтобы изгнать нечисть, больных женщин на некоторое время оставляли на колокольне: считалось, что бесы боятся церковного звона.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна