Ходячие мертвецы в русских поверьях и литературе

Славяне боялись умереть «неправильно» и превратиться после смерти в упыря
, русалку или кикимору. По поверьям
, такие ходячие мертвецы били посуду в домах, пили кровь спящих, заманивали людей в смертельные ловушки и забирали детей. Читайте в нашем материале, кто такие заложные покойники, как с ними боролись в прошлые века и как описывали русалок, мавок и других «живых мертвецов» в своих произведениях
Александр Пушкин
, Николай Гоголь
и Иван Тургенев
.

Что такое «не своя» смерть: предания славян

Владимир Маковский. Поминки (фрагмент). 1884. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Алупка, Ялта, Республика Крым
Евсей Моисеенко. Похороны брата Вани (фрагмент). 1980. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Лукиан Попов. На кладбище (фрагмент). 1900-е. Оренбургский областной музей изобразительных искусств, Оренбург
У славян существовало представление о «правильной» и «неправильной», или «не своей», смерти. Они верили, что существует два типа умерших. Первые, «правильные», прожили весь срок, который им отмерил Бог, и умерли от старости. А все, кто погиб от несчастных случаев, пропал без вести, покончил с собой, был проклят родными, считались «неправильными» покойниками.
Чаще всего таких умерших хоронили
лицом вниз, а яму тщательно закладывали камнями и ветками. Славяне верили
, что так они не смогут выбраться из могил и бродить ночами по округе. В XIX веке этнограф Дмитрий Зеленин в книге «Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки» предложил называть их заложными или ходячими.
По преданиям, такие мертвецы не могут найти покой после смерти: их гробы якобы не принимает земля. А еще тела со временем не разлагаются. Поэтому умершие могут выходить из могил, пугать живых и вредить им.
Мать прокляла сына за то, что он поднял на нее руку. Через несколько десятков лет пришлось разрыть его могилу, и увидели, что покойник в могиле сидит. Покойник сказал: «Я тридцатый год лежу, и меня земля не принимает, а матери Бог смерти не дает за то, что меня не простила. Если она меня простит, то Господь ей смертушку пошлет, а если не простит, ей Бог смерти не пошлет, а меня мать сыра земля не примет». Мать, помолившись, перекрестила сына, и он мгновенно превратился в прах.
Быличка из книги филолога Елены Левкиевской «Мифы русского народа»
Стать заложными покойниками славяне боялись. Считалось, что их душами управляют нечистые силы
, а скитаться по земле им придется до самого Страшного суда. В народе даже возникло проклятие «чтоб тебя земля не приняла», которое считалось одним из самых страшных.

Кто такие мавки, упыри и русалки

Нина Мальцева. Кикимора. Из серии «Домовые, бесы». 1960. Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары, Братск, Иркутская область
Василий Перов. Утопленница (фрагмент). 1867. Государственный исторический музей, Москва
Константин Маковский. Русалки. Эскиз иллюстрации к повести Николая Гоголя «Страшная месть». 1874. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Заложными покойниками, по народным поверьям
, становились и те, кто прожил слишком мало, и те, кто «пережил» положенный срок. К первым относились все самоубийцы, пропавшие без вести, жертвы преступлений и несчастных случаев, мертворожденные дети. Они вставали из своих могил, чтобы компенсировать отмеренное время. «Переживали» свои годы ведьмы и колдуны
. А еще заложными покойниками могли стать те, кто умер естественной смертью, но жил «неправильно»: не вступил в брак, не оставил потомства, не крестился.
Русалками становились женщины, которые утопились или утонули до брака. О них ходило множество легенд. В большинстве сказаний русалок описывали молодыми красивыми девушками. По ночам они выходили на берег и заманивали в водоемы мужчин, чтобы утопить их. А еще могли душить людей своими волосами или щекотать до смерти. Это описывали в быличках, рассказах о встрече с нечистой силой: «Вот парни и девушки на Троицу
гуляли, вдруг видят — идут толпой русалки. Как увидели русалок, все бросились бежать, так все русалок боялись. Все убежали, а одна девушка не убежала, и русалки ее защекотали»
.
Русалками могли стать и мужчины, которые умерли на Русальной неделе, то есть на седьмой неделе после Пасхи
. В другое время утонувших и утопленников ждала иная участь. Чаще всего нечистая сила превращала их в коней. В одном предании говорилось: «Вот в кузнице ковал кузнец, и как-то вечером он запоздал. И приезжает к нему человек подковать лошадь. Он приготовил все: «Давай, — говорит, — сюда коней». Тот привел, а ноги-то у коней человечьи. Это, видно, черт приехал на утопленниках».
Проклятых, некрещеных и мертворожденных детей называли мавками. Они тоже могли жить в водоемах и заманивать живых на дно. А еще, по поверьям, мавки умели превращаться в птиц и жалобно кричать по ночам, чтобы выманивать на улицу беременных женщин и молодых матерей. Считалось, что после встречи с мавкой можно было тяжело заболеть или лишиться ребенка.
Еще славяне верили, что проклятые дети после смерти могли стать кикиморами — злыми домашними духами. Эти существа селились только в «нечистых» домах: там, где кто-то умер «неправильной» смертью. Кикиморы всячески вредили семье: били посуду, воровали еду и мешали спать.
У славян было представление и о «пережитой», то есть слишком долгой жизни. Колдуны и ведьмы продлевали свое существование за счет черной магии. Считалось, что все, кто занимался ворожбой, тянули жизненную силу у других людей, домашних животных и растений
. Отсюда возникло выражение «чужой век заедает», то есть портит.
После смерти колдуны превращались в упырей и продолжали красть силы у обычных людей. По ночам они проникали в дома и пили кровь у спящих или вовсе поедали их.
Чтобы превратиться в нечисть, достаточно было и просто жить «неправильно» — например, умереть до брака. Так, славяне верили, что заложными покойниками могли стать женихи и невесты, которые не успели сыграть свадьбу
. После смерти они приходили к своим возлюбленным и пытались забрать их с собой в могилу.

Как спастись от заложных покойников

Вильгельм Котарбинский. Могила самоубийцы (фрагмент). 1901. Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Сумы, Украина
Алексей Смирнов. Похороны кормильца (фрагмент). Не позднее 1974. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Борис Смирнов. Похороны (фрагмент). XX век. Ивановский областной художественный музей, Иваново
Заложных покойников очень боялись: чаще всего встреча с ними грозила смертью. Поэтому в народе возникли ритуалы и заговоры
, которые должны были отгонять нечистую силу.
Считалось, что заложные покойники ходят вокруг своих могил или возвращаются в дома, в которых жили до смерти, поэтому многие обряды связаны именно с этими местами. Основные из них — особые похороны для таких умерших.
Славяне полагали, что «неправильных» покойников нельзя хоронить на кладбищах рядом с «правильными». Особенно боялись хоронить самоубийц. В одной быличке писали: «Если похоронить такого на кладбище и какая-нибудь беда в селе случится, то говорят, что это из-за того, что висельника на кладбище похоронили». Чаще всего их тела и вовсе не зарывали в землю, а относили в болота или овраги.
Церковь пыталась бороться с этим обычаем. Священнослужители предлагали просто хоронить самоубийц за пределами кладбищ. Еще в 1416 году митрополит Фотий писал псковскому духовенству: «А который от своих рук погубится, удавится или ножом зарежется, или в воду себя ввержет, то по святым правилам тех не повелено у церквей хоронить, ни петь над ним, ни поминать, но в пустом месте в яму вложить и закопать». В городах создавали особые кладбища для тех, кто погиб «неправильной» смертью, — скудельницы. Однако крестьяне продолжали относить тела самоубийц в болота. Иногда для этого даже разрывали их могилы. Подобные обычаи сохранялись вплоть до XX века.
Колдуны и ведьмы, верили славяне, знали, что после смерти могут стать заложными покойниками. Поэтому у них тоже существовали особые обряды. Часто такие люди умирали очень долго. Если ведьма или колдун не передавали свой дар другому, то нечистая сила держала их живыми. Чтобы помочь умереть таким людям, в их домах снимали крышу, открывали все окна и двери.
В одной деревне жила бабка. И все знали, что она — колдунья. Как известно, колдуны и ведьмы не могут умереть, не передав своего колдовства кому-нибудь. Вот пришло время ей умирать. А так как все знали, что она ведьма, ее боялись, и никто к ней не приходил. Три дня она не могла умереть, все лежала и страшно кричала. Никто не хотел взять ее колдовство. Один мужчина пожалел ее и говорит: «Что ж вы не поможете ей умереть, ведь нельзя, чтоб человек так мучился!» И он залез на крышу ее дома и разобрал ее, выдернув какую-то балку или матицу. По поверью, это дает возможность колдунам умирать. Только он ее выдернул, как бабка тут же испустила дух.
Быличка из архива кафедры теории литературы и фольклора Воронежского государственного университета
А еще, по поверьям, в тела колдунов после смерти могли вселиться черти. Чтобы этого не произошло, умерших обливали кипятком или святой водой. Даже если колдун превратился в упыря, с ним все еще можно было бороться. Самый действенный способ — вбить в его тело или гроб осиновый кол.
В легендах говорилось, что откупиться можно было и от русалки: достаточно подарить ей любой предмет одежды — юбку, платок, фартук. Если с собой не было никакой одежды, предлагалось просто оторвать рукава от платья, чтобы задобрить духа.
Чтобы кикимора никогда не поселилась в доме и не вредила домашним животным, славяне делали особый оберег от нее — «куриного бога». Он представлял собой небольшой камень с отверстием в центре.
Существовали и универсальные методы борьбы с нечистой силой — молитвы. А еще считалось, что заложных покойников может прогнать матерная брань.

Заложные покойники в русской литературе

Михаил Микешин. Ведьма на Хоме Бруте (фрагмент). Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вий». 1870-е. Государственный исторический музей, Москва
Владимир Маковский. «Нет, неслыханный грешник!..» (фрагмент). Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Страшная месть». Из альбома литографий к книге Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». 1874. Дом Николая Гоголя, Москва
Анатолий Смирнов. Сон гробовщика (фрагмент). Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Гробовщик». 1976. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Заложные покойники часто становились героями народных преданий и литературных произведений. Особенно много о них писал Николай Гоголь
в сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки»
и «Миргород»
. Он упомянул некрещеных детей в повести «Страшная месть»: «В час, когда вечерняя заря тухнет, еще не являются звезды, не горит месяц, а уже страшно ходить в лесу: по деревьям царапаются и хватаются за сучья некрещеные дети, рыдают, хохочут, катятся клубом по дорогам и в широкой крапиве».
В повести «Вий» Гоголь описал еще один способ «упокоить» душу колдуна, который существовал у славян. Семинарист Хома Брут три ночи стоял в церкви в кругу и читал молитвы над телом ведьмы. Считалось, что по-настоящему обладатель магической силы умирает только на третий день.
В рассказе Ивана Тургенева
«Бежин луг»
историями о заложных покойниках делились крестьянские дети. Они вспоминали легенды о русалке, водяном, утащившем на дно реки мальчика, и мертвом барине, который жаловался прохожим на тесную могилу.
В балладах Василия Жуковского
«Светлана»
и «Людмила»
к героиням приходили их умершие женихи. Светлане погибший возлюбленный просто снился
. А вот Людмилу ее жених забрал с собой в могилу.
Народные поверья изучал и Александр Пушкин
. Главный герой повести «Гробовщик»
Адриан Прохоров боялся, что к нему явятся мертвецы, на смертях которых он заработал. В «Руслане и Людмиле»
колдун Черномор отрубил голову своему брату и заколдовал ее, а тело богатыря не похоронил. Поэтому витязь не мог покинуть землю, а его голова по приказу Черномора охраняла волшебный меч.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна