Публикации раздела Традиции

Славянская этнография: труды ученых прошлых веков

Рассказываем об известных этнографах, которые изучали историю и быт славянских народов. Они записывали в экспедициях и поездках по селам сказки и поверья, частушки и незнакомые слова. А еще — исследовали обычаи разных губерний, зарисовывали орудия труда и пробовали местные блюда. Знакомьтесь с трудами прошлых веков, которые посвящены славянским традициям.

Александр Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу»

Этнограф Александр Афанасьев. Фотография: Wikimedia Commons / Public Domain

Александр Афанасьев родился в 1826 году в Воронежской губернии, образование получил в Московском университете на юридическом отделении. После окончания учебы Афанасьев пришел в главный архив министерства иностранных дел, затем служил в разных архивных ведомствах. Параллельно он сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки», изучал русскую мифологию. Среди его статей — «Дедушка домовой» и «Языческие предания об острове Буяне».

Главный труд его жизни — трехтомное издание «Поэтические воззрения славян на природу» — вышел во второй половине 1860-х. В трехтомнике автор описал славянские верования, обряды и обычаи и дополнил их выдержками из народных песен, легенд и преданий. Афанасьев разработал мифологическую систему, в которой связывал мифы с историей языка. А похожие сюжеты у разных народов автор объяснял общими религиозными представлениями, которые бытовали в древности.

Народные поверья приписывают змею демонские свойства, богатырскую силу, знание целебных трав, обладание несметными богатствами и живой водою, наделяют его способностью изменять свой страшный, чудовищный образ на увлекательную красоту юноши, заставляют его тревожить сердца молодых жен и дев, пробуждать в красавицах томительное чувство любви…
Из книги Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу»

В книге этнограф рассказал о поверьях и легендах, которые объясняли устройство мира:

Небо, видимое очами смертного, представляется огромным блестящим куполом, обнимающим собою и воды, и сушу круглою прозрачною чашею, опрокинутою над землею.
Усматривая в светилах и молниях блеск металлов, из которых приготовлялись воинские снаряды, фантазия первобытного народа признала в них то небесное оружие, каким светлые боги сражались с демонами тьмы. Так в сияющем диске солнца она видела золотой щит, в хвостатых кометах — пламенные мечи и копья, в молодом месяце — меч или серп; в создании этих представлений фантазия руководилась подмеченным ею внешним сходством форм.

Афанасьев также собирал фольклор, он опубликовал несколько книг — «Народные русские сказки», «Русские детские сказки». После его смерти в Европе вышли «Русские заветные сказки», но без указания авторства. По цензурным соображениям сборник не могли издать в России: в него входили истории с эротическим содержанием.

Владимир Даль. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»

Василий Перов. Портрет Владимира Даля (фрагмент). 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимир Даль — писатель и этнограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Он родился в 1801 году в селении Луганский Завод, учился флотскому делу, а затем медицине в Дерптском университете. Даль стал военным врачом, делал успехи в хирургии и офтальмологии, его жизнь проходила в разъездах. В разных уголках страны он стал собирать материал для будущего словаря, искал пословицы и поговорки, описывал местные поверья и суеверия.

Помимо медицины, Владимира Даля интересовала литература, он выпустил сборник «Русские сказки», а потом публиковал произведения в журналах. Многие выходили под псевдонимом Казак Луганский — с отсылкой к родному поселению.

Как врач Даль писал о народной медицине и средствах лечения; как этнограф — о фольклоре и обрядах. В книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» ученый рассказал о верованиях, которые бытовали в разных российских губерниях. Сначала материалы выходили в журнале «Иллюстрация», а уже после смерти автора их выпустили как отдельную книгу. Во вступлении опубликовали слова Даля:

Большая часть тех, кои считают долгом приличия гласно и презрительно насмехаться надо всеми народными предрассудками, без разбора, — сами верят им втихомолку, или по крайней мере из предосторожности, на всякий случай, не выезжают со двора в понедельник и не здороваются через порог.

В книге Даль описал мифологических персонажей — домовых, водяных, русалок, ведьм. А еще рассказал, чем занимались знахари, кого в селениях считали колдунами и называли кликушами. Многие из суеверий он объяснял с практической точки зрения, например:

Не макать хлеба в сольницу, потому что крошки туда падают и соль, вещь покупная у мужика, засорится, не класть испеченный, особенно горячий хлеб на горбушку, потому что она тогда легко отстает и хлеб в промежутке этом легко плесневеет; кто ест хлеб с плесенью, будет хорошо плавать; другими словами: не прихотничайте, дети, ешьте сподряд хлеб, каков ни есть.
Из книги Владимира Даля «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»

Дмитрий Зеленин. «Восточнославянская этнография»

Этнограф и фольклорист Дмитрий Зеленин. Фотография: Wikimedia Commons / Public domain

Этнограф и фольклорист Дмитрий Зеленин родился в 1878 году в Вятской губернии, получил образование в Императорском Юрьевском университете (сегодня — Тартуский университет в Эстонии). Он бывал в экспедициях в Приуралье, на Алтае и в Казахстане, описывал местный фольклор и диалекты, жилища, одежду и орудия труда.

Зеленин исследовал сказки, частушки, народные верования и представления об устройстве мира. Еще изучал местные обряды и ритуалы — календарные и свадебные. Этнограф выпускал статьи по русской демонологии, анализировал поверья о «заложных покойниках» — людях, которые умерли неестественной преждевременной смертью, и описывал особые способы их погребения и поминок по ним.

Итогом его исследований стал масштабный труд «Восточнославянская этнография». В книге он рассматривал материальную культуру в тесной связи с духовной. В первой главе описано земледелие: какими орудиями пользовались жители разных земель, когда сеяли и убирали хлеб и какие обряды проводили весной, летом и осенью. Еще из книги можно узнать, как славяне разводили скот и пчел, готовили пищу и строили дома, шили одежду и обувь, на чем передвигались и как ухаживали за телом, чем лечились и в чем видели причины болезней. В главе «Народное поверье» Зеленин описал демонических персонажей: русалок, домовых, леших, водяных, колдунов и ведьм.

Домовой невидим, но иногда он показывается людям, чаще всего приняв облик самого хозяина дома, живого или мертвого. Он появляется также в виде старика с длинными седыми спутанными волосами и бородой, иногда без бровей. Севернорусские сказания рисуют домового маленьким, покрытым шерстью человеком, который однажды, при особых обстоятельствах, замерз.
Дмитрий Зеленин. «Восточнославянская этнография»

Сергей Максимов. «Нечистая, неведомая и крестная сила»

Этнограф-беллетрист Сергей Максимов. Фотография: Wikimedia Commons / Public Domain

Этнограф-беллетрист Сергей Максимов в 1850-е отправился в пешее путешествие по Владимирской и Вятской губерниям: он собирал материал о жизни крестьян. В 1860-е вошел в состав этнографической экспедиции, побывал у Белого моря и на берегах Печоры. По итогам путешествий Максимов публиковал очерки о жизни местного населения. На обратном пути с Дальнего Востока он посетил сибирские тюрьмы, а в 1871 году вышла его книга «Сибирь и каторга».

В статьях о жизни людей в разных уголках страны Сергей Максимов приводил выражения из повседневной речи, а после использовал эти материалы для книги «Крылатые слова». В 1903 году вышел его труд «Нечистая, неведомая и крестная сила». Издатель работы, князь Вячеслав Тенишев, писал:

В настоящем своем труде С.В. Максимов пользовался… собственным огромным запасом наблюдений, собранным им еще в молодые годы, когда по образу пешего хождения, одетый странником, он отправлялся в народ. В живых образах рисует автор и мужика, и бабу, как тенетами опутанных верой в нечистую силу; с метким юмором характеризует простоватого русского черта и его незатейливые проказы и в то же время с удивительной глубиной оттеняет ту борьбу между миром язычества и христианства, которая и доднесь не закончилась еще на святой Руси.

Книга делится на три части, первая — «Нечистая сила» — рассказывает о бесах: где они обитают, как вредят людям и кто может их победить. В разделе «Неведомая сила» автор описал поверья, связанные с огнем, водой, землей и священными рощами. Последняя часть — «Крестная сила» — посвящена почитаемым христианским праздникам и особым дням: Крещению, Святкам, Великому посту.


Автор: Маргарита Ковынева

Смотрите также