Украденное солнце и Божья стрела: во что верили славяне

Аудиоверсия: Украденное солнце и Божья стрела: во что верили славяне
00:00
Солнечные и лунные затмения, проливные дожди, грозы и ветер — все эти явления нашли в традиционной культуре свое объяснение. Крестьяне считали их проделками колдунов
или гневом Бога и старались уладить все особыми обрядами. Читайте, как на Руси вызывали дождь, кормили ветер и отпугивали нечистую силу от небесного светила.

Украденное солнце

Аполлинарий Васнецов. Солнечная корона. Полное солнечное затмение в Крыму (фрагмент). 1914. Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирск
Иван Айвазовский. Солнечное затмение в Феодосии (фрагмент). 1876. Частное собрание
Аполлинарий Васнецов. Надвигающаяся на Феодосию лунная тень. 1914. Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова, Москва
Затмения солнца и луны в народе объясняли проделками демонов и ведьм. На Руси верили, что колдуны хотят уничтожить светила, а злые духи прячут солнечный свет, чтобы в темноте удобнее было ловить христиан. Поэтому если случилось затмение или даже месяц просто заволокло тучами, то, скорее всего, его украл колдун. Это касалось и звезд: считалось, что ведьмы складывают краденое в глиняные кувшины и горшки, а затем прячут их в погребах и колодцах.
По другим поверьям, исчезновение светила — наказание за многочисленные людские грехи. Якобы так Бог наводит страх, чтобы люди ощутили бремя своих прегрешений. Светила также представляли в образе мужчины или женщины, которые во время затмений заслоняют лицо руками, чтобы не видеть неправедных поступков.
Считалось, что затмения солнца или луны плохо влияют на людей и животных и вызывают болезни. А если это природное явление застанет человека в поле, то его ждет скорая смерть. Практически везде затмение воспринимали как предвестник большой беды — неурожая или голода, кровопролитной войны, болезней и эпидемий
. Красный цвет луны называли кровавым и верили, что она окрашивается из-за войны, которая где-то проходит в это время.
Собиратель фольклора Александр Афанасьев еще в XIX веке в книге «Поэтические воззрения славян на природу» писал, что в городах и селах во время затмений народ очень беспокоился. Многие волновались, что солнце не вернется, и делились переживаниями со священниками. Некоторые крестьяне даже полагали, что наступает Страшный суд, и начинали к нему готовиться. Афанасьев привел к книге случай, который произошел на ярмарке
в Чернигове в 1840 году. Тогда во время полного затмения солнца крестьяне бросили товар и с криками бежали, не разбирая дороги, а в толпе раздавались призывы покаяться в последний день мира. Однако же когда солнце появилось, все успокоились.
В народе считали, что затмений можно избежать, если отогнать злых духов от солнца. Напугать нечисть
старались громкими звуками: когда светило пряталось, крестьяне собирались вместе, кричали, палили из ружей, били в металлические предметы, заставляли собак лаять. Существовали и другие способы защиты: люди надевали чистую одежду, зажигали освященные в церкви свечи и окуривали себя ладаном.

Божья огненная стрела

Иван Айвазовский. Гнев морей (фрагмент). 1886. Частное собрание
Максим Воробьев. Дуб, раздробленный молнией (фрагмент). 1842. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Гроза (фрагмент). 1856. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Гром и молнию в традиционной культуре связывали с представлениями о небесном огне. Молнию — сверкающую, словно металл, — считали могучим оружием Бога. Якобы, когда он боролся с нечистой силой, освещал себе небо, чтобы найти черта или Сатану, и поражал его горящей стрелой. В некоторых легендах даже упоминался подобный вариант появления на земле огня: Бог изгнал первых людей из рая, а затем ударил в черта молнией. Она попала в дерево, отчего и возник огонь.
Сравнение со стрелой подкрепляла стремительность молнии. Так она упоминалась в заговорах
и загадках
:
Летит огневая стрела,
Никто ее не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
(Молния)
На севере Руси верили, что, когда Бог метит в черта, тот в испуге может спрятаться в человека или за дерево, и поэтому в грозу горят деревья и погибают люди. Убитого молнией считали грешником и, как правило, не хоронили на кладбище — как самоубийцу.
Иван Шишкин. Перед грозой (фрагмент). 1884. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Екатерина Васильева. Перед грозой (фрагмент). 2017. Частное собрание
Карл Брюллов. Дорога в Синано после грозы (фрагмент). 1835. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Пронзать дьявола небесными стрелами могли, по преданиям, и Божьи помощники — ангелы, архангелы и особо почитаемый на Руси святой Илья. Молнию считали следом от его колесницы или плеткой, с помощью которой Илья гонит по небу огненных лошадей. Бытовала примета
, что в день Ильи Пророка (2 августа) всегда гремит гром, а если его вдруг не будет, значит, в этом году кого-то убьет молнией или сгорит дом.
Гром считали благоприятной для плодородия силой: он был связан с дождем, питающим землю. Первая весенняя гроза олицетворяла пробуждение природы и возвращение солнца из путешествия в зимнее царство.
Для того чтобы защититься от грома и молнии, нужно было встать на колени и прочитать молитву, а еще зажечь освященную в церкви свечу и обойти с ней дом и хлев. Чтобы не убило, нельзя было работать в большие православные праздники.
Крестьяне использовали в целебных целях некоторые окаменелости и минералы: считали, что это стрела-молния, которую выпустил Бог, застыла в земле. Ими лечили испуг от грома. Историк Иван Забелин в одной из своих работ приводил совет из старинного травника: нужно положить громовую стрелу в воду, «и он в воде станет дрожать и стоять, и эту воду дать пить». Если же у человека нет испуга, то камень в воде будет лежать спокойно. Также для того, чтобы побороть страх перед громом, ели плесневелый или испорченный мышами хлеб.

Осквернение земли и молитвы у колодца

Иван Айвазовский. Ливень в Судаке (фрагмент). 1897. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия, Крым
Иван Шишкин. Дождь в дубовом лесу (фрагмент). 1891. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Архип Куинджи. После дождя (фрагмент). 1890. Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ
В народе дождь воспринимался как благотворная сила. Александр Афанасьев писал: «Дождь, особенно весенний, дарует тем, кто им умывается, силы, здоровье, красоту и чадородие; больным дают пить дождевую воду как лекарство или советуют в ней купаться». Во время свадьбы дождь сулил богатую и счастливую жизнь. «Запереть» дождь могли колдуны и ведьмы: считалось, что они крадут облака или отгоняют их передниками.
Крестьяне полагали, что властью над дождем обладали утопленники и самоубийцы, их считали хозяевами туч. Другую причину засухи крестьяне видели в осквернении земли: считалось, что она не принимает «нечистых» покойников. Или же что они мучаются от жажды и высасывают из почвы влагу. К утопленникам и самоубийцам обращались во время засухи. Выходили в поле, звали погибшего по имени, просили у него дождя. Или поливали могилы водой.
Одновременно с этим крестьяне верили, что Бог посылает сушь за грехи. Как и гром с молнией, дождь связывали со святым Ильей, и, чтобы вызвать осадки, его икону опускали в реку или в источник.
Аполлинарий Васнецов. После дождя (фрагмент). 1887. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев, Украина
Софья Сухово-Кобылина. Перед грозой (фрагмент). 1868. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Васильев. После дождя. Проселок (фрагмент). 1860-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вода на земле, по поверьям, связана с небесной влагой: радуга набирает ее из земного источника, а затем проливает дождем. Поэтому, чтобы вызвать дождь, прочищали заброшенные источники, молились святым у колодцев.
Еще одной причиной засухи считали нарушение запретов: например, нельзя было шить или прясть по праздникам. Если грех обнаруживали, то нарушительницу и станок обливали водой.
Если же дождь шел долго и мог испортить урожай, в некоторых районах обвиняли женщину, погубившую своего незаконнорожденного ребенка. Чтобы остановить осадки, следовало найти младенца. «Останавливали» дожди и знахари — они использовали предметы, связанные с земным огнем: печь или обожженную глиняную посуду.

Добрый господин с большой головой

Сергей Макаров. Ветер (фрагмент). 2018. Частное собрание
Юрий Сизоненко. Ветер (фрагмент). 2002. Частное собрание
Владимир Гермитских. Весенний ветер (фрагмент). 1973. Частное собрание
В народе ветры разделяли на добрые и злые. Добрые приносили дожди во время засухи, злые же, мощные и разрушительные, вызывали вихри, град, опасные морские волны, а еще — болезни, особенно душевные. Считалось, что нечистые люди насылают по ветру злые чары и порчу, которые становятся причинами эпидемий. В то же время к ветру обращались в заговорах, чтобы он забрал болезнь, беду или печаль.
Ветер — как мифологический персонаж — наделяли определенными качествами и внешностью, его описывали как большого сильного человека или как старика в рваной шапке. Отмечали, что у него большая голова и толстые губы, в некоторых местностях его считали всадником или верили, что он ездит в повозке. Жил ветер, по поверьям, в ямах, лесах, в горах или на далеком острове в океане.
Воздух в традиционной культуре был связан с понятием о душе — якобы дух человека заключался в дыхании. Считалось, что ветер сопровождал покойников и нечистую силу. Причину сильных ветров видели в том, что где-то человек умер неестественной, насильственной смертью. По другим поверьям, ураганы вызывали духи злых людей, в то время как небольшой ветер приносили души добрых.
Иван Айвазовский. Бушующее море (фрагмент). 1872. Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала
Николай Сверчков. Охотник, застигнутый вьюгой (фрагмент). 1872. Тульский областной художественный музей, Тула
Сергей Водолазкин. Метель (фрагмент). 2013. Частное собрание
В сказках ветер часто выступает как помощник главного героя. Как господин он предстает в рассказе, который приводит Александр Афанасьев:
Шел мужик, смотрит — навстречу ему идут мужики: Солнце, Ветер и Мороз. Мужик мужикам поклонился, посеред дороги становился, а Ветру еще поклон наособицу. Этот лишний поклон разгневал Солнце:
— Постой, мужик! — сказало оно, — вот я те сожгу.
А Ветер молвил:
— Я повею холодом и умерю жар.
— Постой, мужик! Я тебя заморожу, — сказал Мороз.
А Ветер ответил:
— Я повею теплом и не допущу тебя.
В народе ветер задабривали особыми обрядами. Моряки и рыбаки вызывали его свистом, пением, молились святому Николаю и бросали в воду хлеб. Во многих губерниях ветер даже подкармливали — остатками блюд с праздничного стола, мукой, крупой и мясом.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна