10 театральных художников Серебряного века

Аудиоверсия: 10 театральных художников Серебряного века. Часть первая
00:00
Содержание
В XIX — начале ХХ века художники часто не только писали картины, но и оформляли театральные сцены. Многие из них работали для Русских сезонов Сергея Дягилева и создавали декорации для Московской частной оперы Саввы Мамонтова, Большого и Мариинского театров. Портал «Культура.РФ» рассказывает о десяти живописцах, проявивших себя в качестве художников-постановщиков.

Мстислав Добужинский

Мстислав Добужинский. Синяя гостиная (фрагмент). Декорация для первого акта спектакля Константина Станиславского и Ивана Москвина «Месяц в деревне». Московский Художественный театр, Москва, 1909 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мстислав Добужинский. Эскиз женского костюма к спектаклю Владимира Немировича-Данченко и Константина Станиславского «Нахлебник» (фрагмент). Московский Художественный театр, Москва, 1912 год. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Мстислав Добужинский. Эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент). 1931. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина, Астрахань
Свои первые театральные работы Мстислав Добужинский выполнил по заказу МХАТа
. Одним из самых удачных стало оформление спектакля по тургеневской пьесе «Месяц в деревне». О своей работе над этой постановкой художник вспоминал так: «С Константином Сергеевичем
, несмотря на порядочную разницу лет, у меня сразу возникло большое душевное сближение. Он меня мало стеснял и умел необыкновенно уютно беседовать. Задача, которая стояла передо мною в «Месяце в деревне», была гораздо глубже и больше, чем просто создать «красивую рамку» пьесы. Я вошел в совершенно новую и исключительную атмосферу работы, и то, что открывал мне Станиславский, было огромной для меня школой»
.
Также во МХАТе он оформил спектакли «Николай Ставрогин» по Достоевскому
, тургеневские «Где тонко, там и рвется», «Нахлебника» и «Провинциалку». Последней мхатовской работой художника стала еще одна постановка Достоевского — «Село Степанчиково». К этому времени между Станиславским и Добужинским накопились творческие разногласия, из-за чего они перестали сотрудничать. Несмотря на это, художник всегда тепло вспоминал Станиславского.
В эмиграции Добужинский много работал в Каунасском театре — там он поставил десять опер, среди них — «Пиковая дама», «Паяцы», «Борис Годунов», а также лучший, по мнению критиков, его спектакль — «Дон Жуан». Добужинский также подготовил декорации для балета Михаила Фокина «Русский солдат», вместе с Михаилом Чеховым
работал над лондонской постановкой «Бесов». В США, куда он переехал в конце жизни, ему удалось оформить спектакль «Бал-маскарад» Джузеппе Верди в Метрополитен-опере и «Воццек» Альбана Берга в Нью-Йоркской опере совместно Федором Комиссаржевским.

Константин Коровин

Константин Коровин. На площади (фрагмент). Эскиз декорации к балету Цезаря Пуни «Конек-Горбунок». 1912. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Коровин. Эскиз костюмов бояр к опере Модеста Мусоргского «Хованщина». Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1911 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Константин Коровин. Дворец Клеопатры, египетский зал (фрагмент). Эскиз декораций для оперы-балета Николая Римского-Корсакова «Млада». 1916. Частное собрание
Первые шаги в качестве художника-сценографа Константин Коровин
сделал в частной опере Саввы Мамонтова
. Там в 1885 году он оформил «Виндзорских проказниц» Отто Николаи. В следующие 15 лет Коровин работал в театре Мамонтова над десятком постановок — среди них «Аида», «Самсон и Далила» и «Хованщина». О его декорациях к опере «Лакме» Лео Делиба критики писали: «Все три декорации «Лакме» художника Коровина вполне прекрасны — от них точно веет тропическим зноем Индии. Костюмы сделаны со вкусом, более того — они оригинальны».
В дальнейшем Коровин работал в Большом театре
, там он оформил «Русалку» и «Золотого петушка», а для Мариинского театра
подготовил декорации к «Демону» Рубинштейна
. Как писал художник: «Краски, аккорды цветов, форм — эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы». Несмотря на сорокалетний опыт и более сотни поставленных спектаклей, в эмиграции Коровин-декоратор первое время не был востребован. Но с открытием Русской оперы в Париже художник вернулся к любимой профессии и создал декорации к «Князю Игорю».

Александр Головин

Александр Головин. Эскиз декорации к опере Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика». Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1911 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Александр Головин. Эскиз костюмов музыкантов к спектаклю «Отелло» (фрагмент). Московский Художественный театр, Москва, 1929 год. Музей Московского Художественного академического театра, Москва
Александр Головин. Коронация (фрагмент). Эскиз декорации пролога к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». 1908. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
В Большой театр Александр Головин
попал по рекомендации Василия Поленова — здесь он создал декорации для опер «Ледяной дом» Арсения Корещенко и «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова
. Художник вспоминал: «Я не любил начинать с начала, то есть с первой картины и переходить затем ко второй, третьей и т. д., а начинал либо с конца, с последней картины, либо с середины. Так, при постановке «Ледяного дома» я начал с картины рассвета над цыганским табором.
Трудность работы заключалась в том, что все приходилось мне делать самому: я никогда не умел рассказывать, что именно мне нужно, чего я добиваюсь, и всегда предпочитал сделать работу сам, а не поручать ее помощникам».
Работал Головин и для «Русских сезонов» Дягилева
в Париже — он оформил оперу «Борис Годунов» Модеста Мусоргского
и балет «Жар-птица» Игоря Стравинского
. Готовил постановки и для Мариинского театра: всего он оформил там 15 спектаклей. Вместе с Всеволодом Мейерхольдом
Головин поставил «Орфея и Эвридику», «Электру» и «Каменного гостя». Мейерхольд писал: «Два имени никогда не исчезнут из моей памяти: Головин и покойный Николай Сапунов, это те, кому, как и мне, приоткрыты были потайные двери в страну чудес». Последней совместной работой Мейерхольда и Головина стал лермонтовский «Маскарад»
. Головин для этого спектакля написал около четырех тысяч рисунков и эскизов декораций, тканей и реквизита. После революции их творческий союз распался. В 1925 году во МХАТе Головин оформил «Женитьбу Фигаро», а также «Отелло» — этот спектакль для художника стал последним.

Василий Поленов

Василий Поленов. Зал в волшебном замке (фрагмент). Эскиз декорации к спектаклю Саввы Мамонтова «Алая роза». Действие второе. 1883. Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Василий Поленов. Лезбия (фрагмент). Эскиз костюма к спектаклю Аполлона Майкова «Два мира». 1879. Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Василий Поленов. Кладбище среди кипарисов (фрагмент). Эскиз к опере Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика». 1897. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Среди известных постановок Василия Поленова
 — оформление сказки «Алая роза» по пьесе Саввы Мамонтова и декорации к «Орфею и Эвридике» Кристофа Глюка, выполненные для Частной оперы Саввы Мамонтова. Также он оформил «Орлеанскую деву» Петра Чайковского
. Но Поленов не только работал в чужих театрах, но и организовал свой собственный. Вместе с детьми он показывал спектакли для учеников сельской школы, расположенной рядом с его усадьбой. После революции в театре стали играть уже крестьянские ребята. Вот как описывал это художник: «У нас тут среди крестьян образовалось два театральных кружка…. Между исполнителями или артистами, как мы их называем, есть очень талантливые и одухотворенные. Дочери заняты режиссерством, костюмами, гримом, но и сами участвуют, а я пишу декорации, устраиваю сцену и делаю бутафорию».

Лев Бакст

Лев Бакст. Эскиз декорации к балету Михаила Фокина «Шахерезада» (фрагмент). 1910. Частное собрание
Лев Бакст. Маска (фрагмент). Рисунок костюма для балета Михаила Фокина «Карнавал». 1911. Ярославский художественный музей, Ярославль
Лев Бакст. Эскиз декорации к балету Михаила Фокина «Мученичество святого Себастьяна». 1911. Частное собрание
Одной из первых театральных работ Льва Бакста
был балет «Фея кукол» Йозефа Байера, поставленный в 1900 году. Бакст много работал для Эрмитажного и Александринского
театров. Позже он сотрудничал с Русскими сезонами Сергея Дягилева, благодаря которым его узнали в Европе. Бакст декорировал балеты «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал» и другие. Особенно художнику удавались античные и восточные произведения. Как театральный художник Бакст достиг особенного мастерства в создании костюмов. Модели, придуманные Бакстом, не только нашли свое место на сцене, но и серьезно повлияли на мировую моду того времени. Бакст так описывал свой творческий метод: «В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике… Именно это я пытался сделать в «Шахерезаде». На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…»

Николай Рерих

Николай Рерих. Псков (фрагмент). Эскиз к опере Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». 1922. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Николай Рерих. Скоморохи Скула и Ерошка (фрагмент). Эскиз к опере Александра Бородина «Князь Игорь». 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Рерих. Великая жертва (фрагмент). Эскиз к балету Игоря Стравинского «Весна священная». 1910. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов
Первый театральный опыт Рериха
пришелся на 1907 год: создатели «Старинного театра» в Петербурге Николай Евреинов и Николай Дризен поручили ему оформить спектакль «Три волхва». Критики дружно ругали постановку, но, однако, хвалили декорации. Позже по заказу Дягилева Рерих оформил для Русских сезонов «Князя Игоря» и «Псковитянку» (совместно с художниками Александром Головиным и Константином Юоном
). Как писал режиссер Александр Санин Рериху: «ты в этой вещи будешь «велик». Если бы ты не существовал, тебя надо было бы для «Игоря» выдумать и родить». С восхищением о театральных работах художника писала и парижская пресса: «Я не имею чести лично знать Рериха… Сужу о нем только по декорациям в Шатле и нахожу их чудесными… Все, что я видел в Шатле, переносит меня в музеи, на всем видно глубочайшее изучение истории, и во всем этом нет обыденщины, банальности и нудной условности, к которым так привыкла наша театральная публика…» Еще одной работой Николая Рериха для Дягилева стал балет Игоря Стравинского «Весна священная», о которой композитор вспоминал: «Я занялся работой с Рерихом, и через несколько дней план сценического действия и названия танцев были придуманы. Пока мы жили там, Рерих сделал также эскизы своих знаменитых задников, половецких по духу, и эскизы костюмов по подлинным образцам из коллекции княгини».

Виктор Васнецов

Виктор Васнецов. Эскиз декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». 1881. Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Виктор Васнецов. Эскиз костюмов берендеек к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» (фрагмент). 1881–1882. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская область
Виктор Васнецов. Палаты царя Берендея (фрагмент). Эскиз декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». 1885. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Васнецов
для театральной сцены работал мало, однако его эскизы к «Снегурочке» Александра Островского
стали новаторскими в отечественной сценографии. Сначала Васнецов оформил домашний спектакль в усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцево
. К слову, Васнецов не только исполнил декорации, но и сыграл роль Деда Мороза; Илья Репин
был боярином Бермятой, а сам Савва Мамонтов — царем Берендеем. Через три года Виктор Васнецов повторил оформление «Снегурочки», но уже для Московской частной оперы Саввы Мамонтова. Художник вдохновлялся древнерусским зодчеством и народными ремеслами. Вот как писал об этой постановке критик Владимир Стасов
: «Васнецов сочинил все костюмы и декорации — в том числе «Палату Берендееву». Это — истинные chef-d’oeuvre (шедевры) театрально-национального творчества. <…> Никогда еще ничья фантазия, сколько я способен судить, не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментистики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной. Все, что осталось у нас в отрывках бытовых от древней русской жизни, в вышивках, лубочных рисунках, пряниках, деревянной древней резьбе, — все это соединилось здесь в чудную, несравненную картину. Для любования и изучения не только художников, но и всех развертываются здесь широкие, далекие горизонты».

Иван Билибин

Иван Билибин. Mалый Китeж на Bолгe (фрагмент). Эскиз дeкорации ко второму дeйствию опeры Hиколая Римского-Корсакова «Сказаниe о нeвидимом градe Китeжe и дeвe Фeвронии». 1934. Частное собрание
Иван Билибин. Костюм для оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент). 1908. Государственный исторический музей, Москва
Иван Билибин. Дворец Черномора (фрагмент). Эскиз декорации к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила». 1913. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Иван Билибин
известен в первую очередь своими книжными иллюстрациями к русским сказкам и былинам. Но проявил он себя и как театральный художник. Среди его работ — балетная сюита «Русские пляски». Об эскизах костюмов к этой постановке он писал: «Был ли красив этот костюм? Он был великолепен. Бывает красота движения и красота покоя. Взять хотя бы наш русский танец. Мужчина пляшет, как бес, охватывая головокружительные по быстроте коленца, лишь бы сломить величавое спокойствие центра танца — женщины, а она почти стоит на месте, в своем красивом наряде покоя, лишь слегка поводя плечами».
Он оформлял «Фуэнте Овехуну» Лопе де Вега для Старинного театра, «Золотого петушка» Николая Римского-Корсакова и «Аскольдову могилу» Алексея Верстовского для частного московского Оперного театра Зимина, «Руслана и Людмилу» Михаила Глинки
и «Садко» Николая Римского-Корсакова — для театра Народного дома в Петербурге. Как и другие художники начала XX века, Билибин работал для Русских сезонов в Париже — участвовал в оформлении оперы «Борис Годунов» и танцевальной сюиты «Пир». В эмиграции Билибин декорировал постановки русских опер «Царская невеста», «Князь Игорь», «Борис Годунов» в Театре Елисейских Полей и оформлял балет «Жар-птица» Игоря Стравинского в театре Колон в Буэнос-Айресе.

Александр Бенуа

Александр Бенуа. Ярмарка. Эскиз декорации для балета Игоря Стравинского «Петрушка». 1921. Музей Большого Академического Театра России, Москва
Александр Бенуа. Эскиз костюмов двух Циклопов для шествия в опере-балете Hиколая Римского-Корсакова «Золотой петушок» (фрагмент). 1927. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Александр Бенуа. Летний сад. Первое действие. Эскиз декорации к опере Петра Чайковского «Пиковая дама». 1920. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Первой театральной работой Александра Бенуа
стало оформление одноактной оперы «Месть Амура» в Эрмитажном театре в 1900 году. Через два года он уже работал над грандиозной оперой «Гибель богов» Вагнера на сцене Мариинского театра, а затем — над балетом «Павильон Армиды» Черепнина, к которому он к тому же написал либретто. Игорь Грабарь
писал о художнике: «У Бенуа много страстей, но из них самая большая — страсть к искусству, а в области искусства, пожалуй, к театру… Он самый театральный человек, какого я в жизни встречал, не менее театральный, чем сам Станиславский, чем Мейерхольд…»
В Европе Бенуа прославился благодаря участию в Русских сезонах Дягилева: он оформил балеты «Сильфиды», «Жизель», «Соловей». Но лучше всего ему удались декорации к балету Стравинского «Петрушка», к которому он также написал либретто. Бенуа много работал и со Станиславским в МХТ — он оформлял пьесы Мольера «Мнимый больной» и «Тартюф», «Хозяйку гостиницы» Гольдони. Станиславский так вспоминал художника: «Бенуа оказался очаровательным. Он слушает, охотно идет на всякие пробы и переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. Он прекрасный режиссер-психолог и великолепно и сразу схватил все наши приемы и увлекся ими. Очень трудолюбив. Словом — он театральный человек». В эмиграции Бенуа работал в парижском театре «Гранд-опера», где создал декорации к «Поцелую феи» Игоря Стравинского.

Сергей Судейкин

Сергей Судейкин. Караван-сарай (фрагмент). Эскиз декорации к оперетте Михаила Кузмина «Забава дев». 1911. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев, Украина
Сергей Судейкин. Эскиз костюма Арапа к балету Игоря Стравинского «Петрушка» (фрагмент). 1925. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Сергей Судейкин. У Олимпии (фрагмент). Эскиз декорации к опере Жака Оффенбаха «Сказкам Гофмана». 1915. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Первые работы Сергея Судейкина в театре, как и у многих художников его времени, стали возможны благодаря сотрудничеству с Саввой Мамонтовым. В театре-студии на Поварской он оформлял «Смерть Тентажиля» Метерлинка. Впоследствии он работал и над другой пьесой Метерлинка — «Сестра Беатриса», о которой Александр Блок
писал: «Точно эти случайные зрители почувствовали «веяние чуда», которым расцвела сцена, мы узнали высокое волнение, волнение о любви, о крыльях, о радости будущего».
В Новом Драматическом театре
Судейкин сделал декорации для «Цезаря и Клеопатры» под началом Федора Комиссаржевского. В Малом театре
он оформил балеты «Лебединое озеро», «Привал кавалерии» и «Тщетная предосторожность». Дягилев привлек Судейкина к оформлению «Послеполуденного отдыха Фавна» Клода Дебюсси и «Весны священной» Игоря Стравинского, а также «Трагедии Саломеи» Флорана Шмидта. В эмиграции Судейкин был сценографом кабаре «Летучая мышь» в Париже и работал в «Метрополитен-опере» в Нью-Йорке.

Автор: Лидия Утёмова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна