Отдых для образцовых рабочих: еда на ВДНХ

Выставка достижений народного хозяйства почти полвека, с 1940-х до 1990-х годов, демонстрировала идеальное устройство советского государства. На огромной территории располагались в том числе и многочисленные кафе и закусочные, известные своими вкусными и качественными блюдами. Мы прочитали книгу Василия Хорста «Отдых и еда на ВДНХ» и рассказываем, как менялся Главный ресторан — центральное место для неторопливого обеда.

Как на выставке советских достижений появился ресторан

Выставка достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР). Москва, 3-я четверть XX века. Фотография: Павел Журавлев / Ямальский районный музей, село Яр-Сале, Ямало-Ненецкий автономный округ / <a href="https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=49206594" target="_blank" rel="noopener">goskatalog.ru</a>
Выставка достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР). Москва, 1959 год. Фотография: Игорь Кошельков / Музей Москвы, Москва / <a href="https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=44566305" target="_blank" rel="noopener">goskatalog.ru</a>
Выставка достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР). Москва, XX век. Фотография: Музей истории города Бронницы, Бронницы, Московская область / <a href="https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20753721" target="_blank" rel="noopener">goskatalog.ru</a>
Дореволюционные рестораны в молодом советском государстве массово закрывали. От целой системы заведений — кофеен, чайных, закусочных — остались в основном маленькие столовые. Зато вскоре появился новый формат общепита — фабрики-кухни, которые предназначались для разгрузки быта советских работниц предприятий. Здесь можно было пообедать, купить полуфабрикаты и готовую еду, а еще заказать ее на дом с доставкой. Однако к 1930 годам начинание сошло на нет: с одной стороны, небольшие столовые стали более технологичными и могли готовить крупные объемы, а с другой — женщины не спешили полностью отказываться от домашней пищи.
Бывшие фабрики-кухни, или, как их еще называли, «дворцы питания», эволюционировали в советские рестораны. В конце 1930-х из лаконичных конструктивистских «коробок» они превратились в роскошные, в духе сталинского ампира, места с добротной мебелью, дорогим декором и экзотическими растениями. В них по-прежнему работали магазины полуфабрикатов, однако в залы для вернулся дореволюционный шик.
История ресторанов на ВДНХ складывалась вместе с историей советского общепита в целом. Первая выставка социалистического хозяйства открылась в 1923 году, тогда на ее территории работал всего один ресторан — в Иностранном отделе, там кормили исключительно зарубежных гостей. Сотрудники и гости ВДНХ ели в столовой товарищества «Нарпит», простой и недорогой.
В 1939 году открывалась постоянная Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. В планах ее создателей значились три ресторана, которые должны были обслуживать всех желающих. Однако к моменту открытия решено было оставить главный ресторан и парковый. Оба заведения организовали как образцовые: в них демонстрировали достижения советского общепита и первоклассный сервис. Тут обедали не только столичные посетители, но и граждане из советских регионов, которые приезжали на сельскохозяйственную выставку перенимать передовой опыт специалистов.

Главный ресторан Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939–1953)

Ресторан «Золотой колос» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). Москва, 1954 год. Фотография: <a href="https://um.mos.ru/houses/restoran-zolotoy-kolos/" target="_blank" rel="noopener">um.mos.ru</a>
Ресторан «Золотой колос» на Выставке достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР). Москва, 1965 год. Фотография: Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта, Шуя, Ивановская область / <a href="https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=38887597" target="_blank" rel="noopener">goskatalog.ru</a>
Ресторан «Золотой колос» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). Москва, 1954 год. Фотография: <a href="https://um.mos.ru/houses/restoran-zolotoy-kolos/" target="_blank" rel="noopener">um.mos.ru</a>
За советский период на одном месте проработали два основных ресторана: Главный и «Золотой колос». Первый появился в год открытия выставки. Он располагался вдали от основного входа, в тихой зеленой зоне за павильоном «Космос» и цепочкой прудов почти у границы ВДНХ и ботанического сада Российской академии наук.
Расположение отражало «сценарий» визита: предполагалось, что визитеры весь день осматривают павильоны и понемногу продвигаются вглубь территории. Общепит (и тем более ресторан) не должен был отвлекать от знакомства с достижениями сельского хозяйства, а вкусная еда становилась наградой за насыщенный трудовой день.
Понять, как выглядело здание Главного ресторана, помогает архитектурный план 1937 года. Простое деревянное строение украшали колонны с коринфскими капителями, карниз над входом и балкон, который огибал всю центральную часть. Оттуда гости могли полюбоваться прудами, фонтаном «Колос» и павильоном Главхладопрома в виде огромной ледяной скалы с белым медведем на вершине (до сегодняшнего дня не сохранился). К центральной части заведения примыкали две длинные террасы с беседками, их декорировали ажурными садовыми арками.
Здание было легким и ажурным, за что проект критиковали. Например, архитектор Освальд Стапран указывал, что для Главного ресторана выбрали неудачные цвета: «мрачные оттенки серого» и «неприятно розовый». Из-за них и типа постройки — просвечивающей, полной воздуха — здание якобы терялось среди деревьев.
Сведений об интерьере довоенного Главного ресторана нет: ни фото, ни чертежи не сохранились. Исследователи описывают убранство лишь по аналогии с заведением на Южном речном вокзале в Москве — планы зданий были похожи.
Главный ресторан работал круглый год. До 1950-х его считали дорогим — в отличие от местных киосков с «фастфудом», легкими перекусами, в нем подавали полноценные обеды с винами, советским шампанским  и дорогими крепкими напитками. Такие застолья могли позволить себе работники богатых хозяйств или чиновники. Автор книги «Еда и отдых на ВДНХ» Василий Хорст писал, что в газете «За передовой опыт», которую издавали на выставке, даже появился фельетон на эту тему. В нем официантка не пускала в зал колхозников, которых из-за внешнего вида посчитала недостаточно зажиточными.
Несмотря на дороговизну, Главный пользовался популярностью. Есть сведения, что в 1939 году сюда выстаивались очереди.

Ресторан «Золотой колос» (1954–1990)

Ресторан «Золотой колос» на Выставке достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР). Москва, 1970 год. Фотография: В. Кузьмин / Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург / <a href="https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=32664170" target="_blank" rel="noopener">goskatalog.ru</a>
Ресторан «Золотой колос» на Выставке достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР). Москва, 1980-е годы. Фотография: <a href="https://um.mos.ru/houses/restoran-zolotoy-kolos/" target="_blank" rel="noopener">um.mos.ru</a>
Ресторан «Золотой колос» на Выставке достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР). Москва, 1968 год. Фотография: Балезинский районный историко-краеведческий музей, поселок Балезино, Удмуртская Республика / <a href="https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=24395858" target="_blank" rel="noopener">goskatalog.ru</a>
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка сперва работала сезонно. В 1939 году она открылась почти на три месяца, в 1940-м — на пять. А вот в 1941 году ее закрыли 1 июля, через неделю после начала Великой Отечественной войны. И затем выставка не работала вплоть до 1954-го. За это время многие здания обветшали. Одним из первых реконструировать планировали деревянный Главный ресторан: во-первых, он нуждался в ремонте, а во-вторых, весь архитектурный стиль уже обновился. После войны многие объекты перестроили в классицистском стиле, они напоминали античные храмы. Легкий павильон с балконами, террасами и тонкими колоннами в эту стилистику не вписывался.
Новое строение стало центром запрудной зоны. Оно сохранило основные очертания — небольшая центральная часть и длинные симметричные «крылья» по бокам. Автор проекта архитектор Анатолий Ефимов создал здание в стиле русских дворянских усадеб XIX века. По словам Василия Хорста, посетители даже принимали его за исторический дореволюционный дом.
Самым выдающимся элементом стала длинная колоннада. Она тянулась вдоль пруда с фонтаном «Золотой колос» — он и дал новое имя ресторану. Колоннаду с обеих сторон завершали ризалиты — небольшие павильоны, которые чуть выходили за основной контур. Второй этаж украшали невысокие легкие балкончики, а в центре располагался портик-мезонин: парные колонны накрывала крыша с аркой.
Ресторан «Золотой колос» на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ). Москва, 2016 год. Фотография: Baturina Yuliya / фотобанк «Лори»
Ресторан «Золотой колос» на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ). Москва. Фотография: <a href="https://vdnh.ru/places/restoran-zolotoy-kolos-stroenie-284/" target="_blank" rel="noopener">vdnh.ru</a>
Ресторан «Золотой колос» на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ). Москва, 2015 год. Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори»
Интерьеры «Золотого колоса» соответствовали классицистскому фасаду. Его украшали колонны из светлого искусственного мрамора, небольшие бронзовые торшеры, а также барельефы и медальоны «Праздник урожая», которые выполнил скульптор Василий Набатов. Анатолий Ефимов так характеризовал убранство:
Посетитель попадает в главный ресторан после осмотра многих павильонов и, следовательно, в той или иной степени утомленным; он нуждается в отдыхе. Поэтому детали центра фасада и интерьеров <…> должны были вносить своего рода успокаивающее начало.
«Золотой колос» считали заведением первой категории. Гостей в нем встречал метрдотель, столики обслуживали вышколенные официанты. В здании располагались два зала, золотистый и темно-синий. Фарфоровая и фаянсовая посуда соответствовала этим цветам, а столовые приборы здесь были из мельхиора — сплава меди и никеля.
В ресторане можно было позавтракать — местное меню предлагало салаты, колбасу, мясное ассорти, яичницу и омлет с овощами или беконом, цветную капусту в панировке. На обед и ужин подавали сытные яства из разных республик СССР: русские рыбные блюда, узбекский плов, азербайджанскую довгу. Их дополняли чай, горячий шоколад, кофе по-турецки, шампанское «Советское», местные коньяки, водки и настойки. А еще «Золотой колос» славился десертами — сюда ехали за тортом «Север». Меню предоставляли на русском, английском, немецком, китайском языках.
Ресторан работал до 1990-х годов, после чего ушел на реконструкцию, которая затянулась более чем на 30 лет. В 2022 году Департамент культурного наследия Москвы утвердил новый план работ над зданием.

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна