Алла Ларионова

Годы жизни: 19 февраля 1931 - 25 апреля 2000
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино
Содержание
Алла Ларионова впервые снялась в кино в 15 лет, а в 22 года покорила Международный кинофестиваль в Венеции в образе Любавы в фильме «Садко». Ларионову приглашали сниматься в Голливуде, и даже Чарли Чаплин звал ее на главные роли в своих фильмах. В опасных сценах она обходилась без дублерш, играла в легкой одежде в 30-градусный мороз, а ради красивых дублей могла репетировать сутки.

От массовки до ВГИКа: первые шаги в кино

Алла Ларионова. 1960–1970 годы. Белозерский областной краеведческий музей, Белозерск
Алла Ларионова в роли Анны Соболевой в художественном фильме Исидора Анненского «Анна на шее» (1954)
Алла Ларионова. Ленинград, 1957 год. Фотография: Г. Вицинский / Государственный центральный музей кино, Москва
Родители Аллы Ларионовой познакомились во время Гражданской войны. Они вместе воевали в 161-й партизанской бригаде имени Котовского на территории Беларуси. Жили в достатке: Дмитрий Ларионов после революции стал депутатом Бауманского районного совета Москвы, потом — директором районной организации по торговле пищевыми продуктами. Мать будущей актрисы работала завхозом в детском садике.
Сначала в семье появился сын Владимир, а в феврале 1931 года — дочь Алла. Жили они в доме напротив Богоявленского собора на Спартаковской улице. Недалеко находился кинотеатр, и Алла Ларионова часто слышала, как зрители на крыльце обсуждают фильмы после просмотра. Позже актриса шутила, что благодаря таким разговорам всегда знала, что нравится аудитории, а что нет.
Летом вместе с детским садом, где работала мама, Алла Ларионова выезжала за город, на детсадовскую дачу. Однажды в поисках детей для фильма к ним приехала съемочная группа, отобрали двух мальчиков и Аллу. Но мать отпустить ее на съемки не согласилась.
Алле Ларионовой исполнилось 10 лет, когда началась Великая Отечественная война
. Немцы наступали, жителей Москвы стали эвакуировать. Отец вступил в одну из 12 дивизий народного ополчения и остался оборонять столицу. Валентина Ларионова вместе с сыном и дочерью уехали в татарский Мензелинск. Там будущая актриса впервые выступила перед зрителями: читала стихи раненым в военном госпитале. Тогда там лечили Зиновия Гердта
, который позже стал народным артистом СССР. В 1945 году семья воссоединилась в Москве.
Ларионову пригласили сниматься в кино, когда ей было 15. Ассистент режиссера Александра Довженко
 — Надежда Кушнеренко — встретила ее на улице, недалеко от школы, и предложила поучаствовать в съемках фильма «Мичурин»
. В одной из сцен Ларионова и 11 других девушек играли помощниц советского селекционера. Алла Ларионова так понравилась режиссеру, что он поставил ее на первый план.
Тогда же с ней познакомился и второй ассистент Довженко — Георгий Натансон, который стал ее проводником в мире кино. «Вот истинно русская красавица, спокойная, гордая и величавая. Ее золотые волосы, подсвеченные солнцем, превращались в нимб над головой», — говорил Натансон. Девушку записали в статисты и приглашали все чаще, ей приходилось пропускать школу. Первым фильмом, где Алла сыграла эпизодическую роль, стал «Поезд идет на Восток» Юлия Райзмана
. Тогда же Ларионова решила, что станет актрисой.
В 1948 году начинающая актриса подала документы в два вуза — Российский институт театрального искусства (ГИТИС
) и Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК
). Прослушивание в ГИТИС Ларионова провалила: увидела в жюри знаменитого режиссера Андрея Гончарова, разволновалась и забыла слова. Во ВГИК прошла, но не сразу: режиссер Сергей Герасимов
, который набирал курс, не хотел принимать ее, посчитав внешность Ларионовой неартистичной. Переубедила Герасимова его жена Тамара Макарова
, она преподавала в вузе и в тот день тоже была среди экзаменаторов.

Русская сказка в Венеции

В учебных спектаклях Ларионова воплощала разноплановые образы: она играла и девочку из рабочей семьи, и графиню. На втором курсе актрису снова пригласили в кинематограф. На этот раз — на главную роль.
Актеров к фильму-сказке «Садко»
Александра Птушко
подбирал Георгий Натансон. Главного персонажа должен был сыграть известный в те годы артист Сергей Столяров
. А вот с ролью Любавы возникла проблема: ни одну из 200 претенденток режиссер не одобрил. Тогда Натансон предложил Ларионову. «Когда на «Мосфильме»
появилась Алла Ларионова, Птушко воскликнул: «Есть Любава! Иди, девочка, в соседнюю комнату, читай сценарий, готовься к съемкам»
, — вспоминал Георгий Натансон. В ноябре 1951 года актриса уехала на съемки в Ялту.
Фильм «Садко» вышел на экраны в 1952 году. Сказку высоко оценили не только советские зрители, но и зарубежные критики — творческую группу из СССР пригласили на Венецианский международный кинофестиваль. В 1953 году Алла Ларионова впервые выехала за рубеж.
Картина Птушко первой в истории советского кинематографа была удостоена «Серебряного льва». Сказку о купце из Новгорода и его Любаве хвалили за режиссерскую работу и за игру артистов. Сергея Столярова, исполнителя роли Садко, включили в список 50 лучших актеров по версии фестиваля. Об Алле Ларионовой писала мировая пресса, зарубежные режиссеры и продюсеры приглашали в Голливуд. Однако советским актерам сниматься за рубежом не разрешали, и каждый раз официальный представитель делегации выдавал заранее подготовленный ответ: у актрисы расписан план съемок на долгие годы, работать с западными проектами она не может.
Алла Ларионова часто вспоминала поездку в Венецию. Жизнь в этом городе отличалась от московской даже в мелочах: воду в ванну можно было набрать морскую, в магазинах продавались наряды на любой вкус, а горничные в отеле носили кружевные чулки, каких было не достать в СССР.

Фильм «Анна на шее»

В 1953 году Алла Ларионова снялась в кинолентах «Вихри враждебные» и «Команда с нашей улицы». В том же году — защитила диплом во ВГИКе, не по учебным коротким метрам, как было принято, а по работам в большом кино.
Вскоре ее утвердили на главную роль в картине «Анна на шее». На том, чтобы Анну сыграла именно Ларионова, настаивал режиссер фильма Исидор Анненский. В картине снимались популярные в то время артисты — Михаил Жаров и Александр Вертинский
. Вертинский относился к выбору Анненского скептически: он хотел, чтобы роль досталась опытной артистке. «Было много возражений, но ее кандидатуру мне удалось отстоять. <…> Постепенно Ларионову Аллу приняли все члены съемочной группы. <…> Выбор Аллы Ларионовой на главную роль играл в известной степени принципиальное значение: я всегда стремился привлекать на экран актерскую молодежь», — писал Исидор Анненский в книге «В театре и кино».
Сцена, когда изнеженная героиня просыпается в своем будуаре после бала, снималась в гараже «Мосфильма». На улице было минус 30 градусов по Цельсию, на площадке — чуть выше. Алла Ларионова играла в одном пеньюаре. Как только объявляли перерыв, актриса тут же закутывалась в теплое одеяло. После этих экстремальных съемок отношение Александра Вертинского к Ларионовой изменилось: он увидел в ней профессионала.
Сцены на балу снимали и ночью: артисты оперетты, которые играли в массовке, днем были заняты в своих театрах. От изнурительных танцевальных репетиций у Ларионовой отекали ноги, она уставала настолько, что не могла вытащить шпильки из волос перед сном. В таком режиме работали целый месяц.
Фильм вышел на экраны в 1954 году и стал лидером кинопроката — картину «Анна на шее» посмотрели 32 миллиона человек. Зрители ходили на сеансы по несколько раз, скупали фотокарточки с изображениями актеров. Однако критики работу Анненского не оценили. «В фильме, говорили критики, мало что есть от Чехова
, в главной героине — тоже. Обстановка в зале была накалена. По наивности я думал, что верх должны одержать кинозрители, всей душой принявшие «Анну на шее» и высоко ее оценившие. Но нет — победили критики. В прессе о фильме отзывались прохладно»
, — вспоминал близкий друг актрисы Николай Ларин. Тем не менее картина собирала полные кинозалы не только в СССР, но и в Южной Америке, куда вскоре с гастролями отправилась творческая группа фильма.

Две стороны славы

Кадр из художественного фильма Александра Абрамова «Ведьма» (1958)
В 1955 году актриса снялась в фильме «Двенадцатая ночь», где сыграла графиню Оливию. В один из съемочных дней площадку посетил министр культуры Георгий Александров. Он оказывал ей знаки внимания и пригласил на ужин. «Говорили, что у него был гарем из артисток, — вспоминала Ларионова. — К этому гарему приписали и меня». Из-за этих слухов актрису перестали звать сниматься, она лишилась роли в новой кинокартине Птушко «Илья Муромец»
.
Когда Александрова сняли с должности, актриса написала письмо новому министру: изложила факты и попросила разобраться в происходящем. Через неделю в газете появилась заметка о предстоящем визите советских кинематографистов во Францию. Среди делегатов числилась и Ларионова.
В Париже, во время этого визита, актриса познакомилась со звездами французского театра и кино — Жераром Филипом и Дани Робен и поэтом Луи Арагоном. На прощальном приеме Жерар Филип написал актрисе стих на ресторанном меню: «Со мной сидит блондинка в платье голубом, и я в нее влюблен».
Вскоре Ларионовой предложили сыграть роль Одинцовой в фильме «Отцы и дети» Адольфа Бергункера, затем — жены дьячка Савелия в короткометражке «Ведьма». Пригласили Ларионову и в драму Семена Туманова «Ко мне, Мухтар»
. В сцене, в которой на ее героиню — Машу Колесову — нападает Мухтар, актриса отказалась от дублерши. Сняли четыре дубля, но во всех дрессировщик слишком рано отзывал собаку
, жалел Ларионову. Тогда Туманов попросил рабочих подержать кинолога, пока эпизод не получится достаточно достоверным. Собака повалила актрису на снег и разорвала на ней шубу. Именно этот дубль и вошел в фильм.

Личная жизнь Аллы Ларионовой

Муж Аллы Ларионовой — актер Николай Рыбников с ребенком дома. Москва, 1957 год. Фотография: Семен Мишин-Моргенштерн / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Алла Ларионова с мужем — актером Николаем Рыбниковым (справа) и ребенком. Москва, 1957 год. Фотография: Семен Мишин-Моргенштерн / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Алла Ларионова с ребенком дома. Москва, 1957 год. Фотография: Семен Мишин-Моргенштерн / Мультимедиа Арт Музей, Москва
«Я счастливая женщина. Я снималась в кино, и меня любил Коля Рыбников
»
, — говорила Алла Ларионова. Актеры поженились в 1957 году. В ЗАГС Рыбников приехал со съемок картины «Высота»
, где он играл бригадира монтажников Николая Пасечника. На премьеру этого фильма Ларионова и Рыбников пришли уже вдвоем. Когда по сценарию герой Рыбникова с экрана произнес: «Ну что, Коля, кончилась твоя холостая жизнь?» — зрители зааплодировали.
У Ларионовой и Рыбникова родились две дочери — Алена и Арина. Несмотря на занятость, актеры находили возможность побыть с семьей — устраивали встречи, вместе готовили праздничные ужины. К ним часто приходили друзья: звездные пары Вячеслав Тихонов
и Нонна Мордюкова
, Сергей Бондарчук
и Ирина Скобцева
. «Коля и Алла были одной из самых счастливых пар
, какие я только знаю»
, — говорила Ирина Скобцева.
С начала 1970-х актриса не появлялась на экране и все время посвящала семье. В 1992 году она вышла на театральную сцену: в Театре имени Евгения Вахтангова
исполнила главную роль в спектакле «Коварство, деньги и любовь».
Аллы Ларионовой не стало 25 апреля 2000 года. Похоронили актрису на Троекуровском кладбище в Москве.

Интересные факты из жизни актрисы

Алла Ларионова. Москва, 1959 год. Алтайский государственный краеведческий музей, Барнаул
Алла Ларионова в роли Анны Соболевой и Михаил Жаров в роли Артынова в художественном фильме Исидора Анненского «Анна на шее» (1954)
Алла Ларионова в роли Любавы Буслаевны в фильме-сказке Александра Птушко «Садко» (1952)
1. Чарли Чаплин
пригласил Ларионову сниматься в его фильмах, но она вынуждена была отказаться — такое распоряжение дало руководство страны.
2. С актером Михаилом Жаровым
Алла встретилась до совместной работы над картиной «Анна на шее». Еще в детстве Ларионова вместе с подругами ходила на концерт во Дворец культуры. «В фойе меня кто-то толкнул в плечо. Оборачиваюсь — батюшки! Это же сам Жаров! Он погладил меня по голове и спросил: «Я тебя не сильно ушиб, деточка?» — вспоминала Алла.
3. «Москва. Ларионовой»  — письма от поклонников с такой подписью шли со всего Советского Союза и доходили до актрисы даже без адреса на конверте.
4. После показа «Садко» в Аргентине к Ларионовой подошла легенда немого кино и обладательница премии «Оскар» Мэри Пикфорд: «Я подошла, чтобы выразить свой восторг вашей красотой! Вас нельзя не заметить! Я — Мэри Пикфорд».
5. Несмотря на свою славу, актриса Алла Ларионова жила скромно: «Ванна — прямо на кухне. Мы прорубили два окна на улицу, чтобы было посветлее, но пришлось их держать все время зашторенными. На меня лезли в окна посмотреть с улицы поклонники. Когда весной сошел снег, у наших окон мы нашли калоши, сигареты, носовые платки и прочие потерянные вещи».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна