Мичурин
Художественные фильмы

Мичурин

Год выхода:
1948
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
100 мин.
В ролях:
Владимир Соловьев, Николай Шамин, Федор Григорьев, Михаил Жаров, Константин Нассонов, Алексей Жильцов, Иван Назаров, Виктор Хохряков
Режиссёр:
Александр Довженко
Производитель:
«Мосфильм»

Этот многострадальный фильм выглядит не так, как был задуман и даже сделан великим кинопоэтом Александром Довженко. Он появился в черные для советской биологической науки дни. Бал правил лжеученый Лысенко, предавший своего учителя Николая Вавилова. Фильм Довженко, естественно, сразу по завершении попал к первому и главному цензору — Сталину. Тот смотрел его глазами своего фаворита Лысенко, и потому вскоре режиссеру были спущены указания относительно существенных идеологических переделок. К Довженко были приставлены многочисленные консультанты — приспешники Лысенко. «Основное требование сводилось к тому, чтобы показать активное неприятие Мичуриным теоретических идей вейсманистов-морганистов, широкое распространение опыта Мичурина в биологической науке и на практике, поддержку начинаний Мичурина со стороны советских ученых и официальных властей», — вспоминает кинофункционер Григорий Марьямов в своей книге «Кремлевский цензор». Довженко отчаянно сопротивлялся, но был вынужден перекроить свой фильм. Переделки (и даже пере- и досъёмки) заняли практически год.

Итак, действие картины начинается в 1912 году, после того, как ученый Иван Мичурин отверг предложение перебраться в США. Он продолжает работать в России, хотя трудно ему побороть недоверие властей, представителей идеалистической науки, церковных деятелей. Естественно, признание приходит к нему уже в Советской России, которой нужны прогрессивные и смелые ученые. «Довженко окружил своего героя ореолом мученичества, подчеркнул его нетерпимость и резкость», — пишет историк кино Ростислав Юренев («Александр Довженко», М., 1959). После рекомендаций и указаний сверху в фильме, увы, появились очевидно инородные эпизоды дебатов Мичурина с ретроградом Карташёвым, встречи ученого с его единомышленниками с Дальнего Востока (демонстрирующие, что «люди с мест» интуитивно чувствовали правоту Мичурина, были близки ему). «Эти переработки сильно снизили эмоциональную силу фильма, привнесли в него оттенок рационализма, даже сухости», — справедливо замечает Р. Юренев.

Но чего не отнять у фильма, так это оригинальной концепции светового, визуального решения. Операторы Л. Косматов и Ю. Кун исследовали новые возможности цветного кино и сотворили поистине колористическую симфонию. «Именно в творческой передаче реальной природы, ее бесчисленных оттенков и цветосочетаний открыли Довженко и его операторы неиссякаемое богатство кино, — пишет Р. Юренев. — Они нащупали и то, чем кино будет богаче живописи: движение, изменение цвета». Тут прорвалась-таки сквозь коросту навязанных идеологических штампов живая, всегда неожиданная поэтика кино Александра Довженко. Ивана Мичурина сыграл в его фильме Григорий Белов. Роль великого ученого стала дебютом актера в кино.

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин