Бронислава Нижинская
Годы жизни: 08 января 1891 - 21 февраля 1972
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Хореограф, Танцор
Содержание
Свою балетную карьеру Бронислава Нижинская начала в паре со старшим братом Вацлавом. Позже она стала балетмейстером — и единственной женщиной-хореографом в Русских сезонах Сергея Дягилева. Она ставила танцевальные номера для Иды Рубинштейн и Матильды Кшесинской, руководила несколькими танцевальными школами и написала книгу по теории хореографии.
Балетная пара — брат и сестра Нижинские
Родители Брониславы Нижинской, Томаш Нижинский и Элеонора Береда, были танцовщиками и много гастролировали. С ними ездили два старших сына — Станислав и Вацлав. Третью беременность Элеонора Береда скрывала до последнего дня. 8 января 1891 году супруги выступали в Минске, танцевали в опере Глинки «Жизнь за царя». Элеонора Береда почувствовала себя плохо, спектакль пришлось прервать. Через несколько часов прямо за кулисами театра родилась Бронислава Нижинская.
Вскоре семья решила обосноваться в Петербурге. Здесь Вацлав и Бронислава Нижинские поступили в Императорское театральное училище — на балетное отделение. После окончания учебы их приняли в труппу Мариинского театра. Бронислава Нижинская сначала танцевала в кордебалете, а потом ей стали предлагать сольные партии. Театральные критики писали о ее «мужественном» танцевальном стиле, артистичности и полетном прыжке.
В 1909 году Нижинские участвовали в первом Русском сезоне в Париже вместе с Анной Павловой, супругами Фокиными, Идой Рубинштейн, Матильдой Кшесинской.
«Будучи человеком невероятно творческим, она довольно быстро поняла, что ей скучно и тесно в рамках классического балета. <…> Ей хотелось чего-то другого — нового, и это новое она нашла в экспериментах Михаила Фокина, которого приняла сразу же и восторженно».
Балерина Илзе Лиепа, отрывок из радиопрограммы «Бронислава Нижинская в балетах Михаила Фокина»
В 1911 году Вацлава Нижинского уволили за выступление в откровенном костюме, возмутившем вдовствующую императрицу Марию Александровну. Бронислава Нижинская также покинула Мариинский театр.
Нижинские уехали в Европу, там они продолжали выступать в Русских сезонах Дягилева. Брат и сестра часто танцевали в паре. Композитор Игорь Стравинский писал о них: «Нижинские — брат и сестра вместе — были наилучшей балетной парой, которую только можно вообразить».
«Голубой экспресс»
В 1913 году Вацлав Нижинский оставил Русские сезоны, и вновь сестра ушла вслед за ним. Она участвовала в лондонской антрепризе брата, потом вернулась в Петербург и поставила там свои первые танцевальные номера — «Осенняя песня» и «Кукла». Позже Бронислава Нижинская открыла в Киеве собственную балетную студию «Школа движения», написала книгу по теории хореографии и поставила в украинских театрах балеты «Траурный марш» и «Мефисто-вальс».
В 1921 году балерина вернулась к Дягилеву и стала единственной женщиной-хореографом в его труппе. В этот год она поставила танцевальный номер «Три Ивана» и два балета на музыку Стравинского — «Свадебка» и «Байка про лису».
«Ее хореография для первых постановок «Байки про Лису» (1922) и «Свадебки» (1923) нравилась мне больше хореографии любого из моих балетов, поставленных дягилевской труппой».
Игорь Стравинский
В 20-е годы в кругах парижского бомонда формировался новый стиль жизни. В моду входили мюзик-холлы и кабаре, спортивные состязания и выступления уличных акробатов. Вдохновленная французскими шоу-представлениями, Бронислава Нижинская поставила новаторский балет «Голубой экспресс».
Голубой экспресс — le train bleu — был самым модным и дорогим видом транспорта в Париже 20-х годов. Либретто для балета написал драматург Жан Кокто: по сюжету поезд увозил молодых парижан на пляж Лазурного Берега. Спектакль был построен на классическом танце, но содержал множество акробатических трюков. Авангардные декорации к балету-бурлеску создал французский скульптор Анри Лоран, костюмы — Коко Шанель, а в украшении занавеса использовали картину Пабло Пикассо «Женщины, бегущие по пляжу». Бронислава Нижинская танцевала в «Голубом экспрессе» партию чемпионки по теннису.
Хореограф Иды Рубинштейн и Матильды Кшесинской
В 1925 году Бронислава Нижинская оставила труппу Дягилева: он стремился к смелым театральным экспериментам, а она по-прежнему строила свои спектакли на классической хореографии.
Следующие годы Нижинская путешествовала по Европе, США и Южной Америке. Менеджером балерины стал ее второй муж Николай Сингаевский. Вернувшись в Париж, Нижинская создала свою труппу, а позже подписала контракт с Идой Рубинштейн и стала хореографом ее театрального коллектива. В 30-х годах она поставила «Концерт» Шопена, «Этюды» Баха, «Болеро» на музыку Мориса Равеля и балет «Гамлет», в котором сыграла главную роль. Бронислава Нижинская создала танцевальные номера для фильма «Сон в летнюю ночь», который сняли режиссеры Макс Рейнхардт и Уильям Дитерле. В 1936 году в постановке Нижинской в последний раз танцевала на сцене лондонского Ковент-Гардена Матильда Кшесинская.
В конце 30-х годов Нижинская переехала жить в Америку, в Нью-Йорке она руководила танцевальной школой «Балле тиэтр». У нее учились американские балерины Мария и Марджори Толчиф, Аллегра Кент. По их воспоминаниям, Бронислава Нижинская была очень требовательной к своим подопечным.
До 1966 года хореограф ставила балеты в разных театрах мира, потом писала мемуары. В 1972 году Бронислава Нижинская умерла от сердечного приступа в Лос-Анджелесе. Книгу «Ранние воспоминания» выпустила ее дочь Ирина Нижинская, тоже известная балерина.
В публикациях
Смотрите также