Бронислава Нижинская
Персона

Бронислава Нижинская

Годы жизни:
08 января 1891 — 21 февраля 1972
Страна рождения:
Белоруссия (Беларусь)
Сфера деятельности:
Танцор
,
Хореограф

Свою балетную карьеру Бронислава Нижинская начала в паре со старшим братом Вацлавом. Позже она стала балетмейстером — и единственной женщиной-хореографом в Русских сезонах Сергея Дягилева. Она ставила танцевальные номера для Иды Рубинштейн и Матильды Кшесинской, руководила несколькими танцевальными школами и написала книгу по теории хореографии.

Балетная пара — брат и сестра Нижинские

Родители Брониславы Нижинской, Томаш Нижинский и Элеонора Береда, были танцовщиками и много гастролировали. С ними ездили два старших сына — Станислав и Вацлав. Третью беременность Элеонора Береда скрывала до последнего дня. 8 января 1891 году супруги выступали в Минске, танцевали в опере Глинки «Жизнь за царя». Элеонора Береда почувствовала себя плохо, спектакль пришлось прервать. Через несколько часов прямо за кулисами театра родилась Бронислава Нижинская.

Вскоре семья решила обосноваться в Петербурге. Здесь Вацлав и Бронислава Нижинские поступили в Императорское театральное училище — на балетное отделение. После окончания учебы их приняли в труппу Мариинского театра. Бронислава Нижинская сначала танцевала в кордебалете, а потом ей стали предлагать сольные партии. Театральные критики писали о ее «мужественном» танцевальном стиле, артистичности и полетном прыжке.

В 1909 году Нижинские участвовали в первом Русском сезоне в Париже вместе с Анной Павловой, супругами Фокиными, Идой Рубинштейн, Матильдой Кшесинской.

«Будучи человеком невероятно творческим, она довольно быстро поняла, что ей скучно и тесно в рамках классического балета. <…> Ей хотелось чего-то другого — нового, и это новое она нашла в экспериментах Михаила Фокина, которого приняла сразу же и восторженно».
Балерина Илзе Лиепа, отрывок из радиопрограммы «Бронислава Нижинская в балетах Михаила Фокина»

В 1911 году Вацлава Нижинского уволили за выступление в откровенном костюме, возмутившем вдовствующую императрицу Марию Александровну. Бронислава Нижинская также покинула Мариинский театр.

Нижинские уехали в Европу, там они продолжали выступать в Русских сезонах Дягилева. Брат и сестра часто танцевали в паре. Композитор Игорь Стравинский писал о них: «Нижинские — брат и сестра вместе — были наилучшей балетной парой, которую только можно вообразить».

«Голубой экспресс»

В 1913 году Вацлав Нижинский оставил Русские сезоны, и вновь сестра ушла вслед за ним. Она участвовала в лондонской антрепризе брата, потом вернулась в Петербург и поставила там свои первые танцевальные номера — «Осенняя песня» и «Кукла». Позже Бронислава Нижинская открыла в Киеве собственную балетную студию «Школа движения», написала книгу по теории хореографии и поставила в украинских театрах балеты «Траурный марш» и «Мефисто-вальс».

В 1921 году балерина вернулась к Дягилеву и стала единственной женщиной-хореографом в его труппе. В этот год она поставила танцевальный номер «Три Ивана» и два балета на музыку Стравинского — «Свадебка» и «Байка про лису».

«Ее хореография для первых постановок «Байки про Лису» (1922) и «Свадебки» (1923) нравилась мне больше хореографии любого из моих балетов, поставленных дягилевской труппой».
Игорь Стравинский

В 20-е годы в кругах парижского бомонда формировался новый стиль жизни. В моду входили мюзик-холлы и кабаре, спортивные состязания и выступления уличных акробатов. Вдохновленная французскими шоу-представлениями, Бронислава Нижинская поставила новаторский балет «Голубой экспресс».

Голубой экспресс — le train bleu — был самым модным и дорогим видом транспорта в Париже 20-х годов. Либретто для балета написал драматург Жан Кокто: по сюжету поезд увозил молодых парижан на пляж Лазурного Берега. Спектакль был построен на классическом танце, но содержал множество акробатических трюков. Авангардные декорации к балету-бурлеску создал французский скульптор Анри Лоран, костюмы — Коко Шанель, а в украшении занавеса использовали картину Пабло Пикассо «Женщины, бегущие по пляжу». Бронислава Нижинская танцевала в «Голубом экспрессе» партию чемпионки по теннису.

Хореограф Иды Рубинштейн и Матильды Кшесинской

В 1925 году Бронислава Нижинская оставила труппу Дягилева: он стремился к смелым театральным экспериментам, а она по-прежнему строила свои спектакли на классической хореографии.

Следующие годы Нижинская путешествовала по Европе, США и Южной Америке. Менеджером балерины стал ее второй муж Николай Сингаевский. Вернувшись в Париж, Нижинская создала свою труппу, а позже подписала контракт с Идой Рубинштейн и стала хореографом ее театрального коллектива. В 30-х годах она поставила «Концерт» Шопена, «Этюды» Баха, «Болеро» на музыку Мориса Равеля и балет «Гамлет», в котором сыграла главную роль. Бронислава Нижинская создала танцевальные номера для фильма «Сон в летнюю ночь», который сняли режиссеры Макс Рейнхардт и Уильям Дитерле. В 1936 году в постановке Нижинской в последний раз танцевала на сцене лондонского Ковент-Гардена Матильда Кшесинская.

В конце 30-х годов Нижинская переехала жить в Америку, в Нью-Йорке она руководила танцевальной школой «Балле тиэтр». У нее учились американские балерины Мария и Марджори Толчиф, Аллегра Кент. По их воспоминаниям, Бронислава Нижинская была очень требовательной к своим подопечным.

До 1966 года хореограф ставила балеты в разных театрах мира, потом писала мемуары. В 1972 году Бронислава Нижинская умерла от сердечного приступа в Лос-Анджелесе. Книгу «Ранние воспоминания» выпустила ее дочь Ирина Нижинская, тоже известная балерина.

Барин, который зажигал звезды: Сергей Дягилев
Гениальный антрепренер, который заставил Европу обожать русскую культуру.
Русские, изменившие мировую культуру
А к​то из наших соотечественников ​навек изменил не мировую науку, а​ ​культуру?

В подборках

Балерины имперской России
Вспоминаем известных танцовщиц.

Смотрите также

Матильда Кшесинская
Хореограф
Танцор
Россия
1872–1971
Анна Павлова
Актер кино
Танцор
Россия
1881–1931
Тамара Карсавина
Танцор
Россия
1885–1978
Вера Каралли
Актер кино
Танцор
Россия
1889–1972