Тематические подборки раздела Театры

Балерины имперской России

Вспоминаем известных танцовщиц, которые выступали на сценах русских Императорских театров, блистали на зарубежных гастролях и воспитывали целые поколения балетных.

Матильда Кшесинская

Фотография: spb.aif.ru

Матильда Кшесинская впервые вышла на сцену Мариинского театра в четыре года. Едва окончив театральное училище, она стала известной танцовщицей. Балетмейстер Мариус Петипа называл Кшесинскую первой звездой русского балета и создавал партии специально для нее. С 1911 года балерина танцевала в антрепризе Сергея Дягилева.

В 1902 году Матильда Кшесинская родила сына от двоюродного брата Николая II Андрея Владимировича. После революции вместе с великим князем Кшесинская эмигрировала во Францию. Там они поженились, и балерина получила титул светлейшей княгини Романовской-Красинской.


Агриппина Ваганова

Фотография: peoples.ru

В театральном училище Агриппина Ваганова отличалась от своих изящных сокурсниц: она была невысокой, ей не хватало природной гибкости и пластики. Начинающая танцовщица много упражнялась, в репетиционном зале она выработала свою легендарную «вагановскую» технику. Балетные критики тех лет писали о ее «стальном носке», сильных прыжках и отточенных движениях.

Балерина разработала новую методику преподавания хореографии, которая стала основой мировой балетной педагогики. Ученики Вагановой гастролировали по всему миру. В 1931 году Агриппина Ваганова стала художественным руководителем балетной труппы Мариинского театра.


Анна Павлова

Фотография: fii-herzen.spb.ru

«Пушинка, легкость, ветер», — сказал об Анне Павловой хореограф Мариус Петипа на вступительном экзамене в театральном училище. Ее известным сценическим образом стал «Умирающий лебедь» из одноименной хореографической миниатюры Михаила Фокина. Павлова участвовала в антрепризе Дягилева «Сильфида», художник Валентин Серов изобразил ее в этом образе на афише 1909 года — парящую и воздушную.

После участия в Русских сезонах Павлова создала собственную балетную труппу и гастролировала с ней по разным странам. Мир охватила «павловомания»: голландцы назвали в честь балерины новый сорт тюльпанов, австралийцы — торт-безе, а европейские модницы подражали экстравагантному стилю Павловой в одежде: носили расшитые манильские шали с кистями и шляпки в испанском стиле.


Ида Рубинштейн

Фотография: subscribe.ru

Ида Рубинштейн с юного возраста начала изучать танцевальное искусство и театр. Она не оканчивала театральное училище — брала уроки танцев дома. Рубинштейн играла на сценах петербургских театров и участвовала в Русских сезонах Сергея Дягилева. Она стала первой непрофессиональной танцовщицей в его антрепризе и покорила Париж своей техникой и искусством импровизации. Вскоре после премьеры спектакля с участием Рубинштейн сувениры с ее изображением продавались в каждой парижской лавочке.

Валентин Серов называл Иду Рубинштейн «ожившим архаическим барельефом», он написал портрет обнаженной танцовщицы. Сегодня полотно хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.


Тамара Карсавина

Фотография: spb.aif.ru

Тамара Карсавина получила статус примы-балерины Мариинского театра вскоре после окончания училища. Она гастролировала с Сергеем Дягилевым и уже со второго Сезона стала первой балериной его труппы. Карсавина была настоящей звездой сцены и музой многих своих современников. Ей писали стихи, ее портреты создавали художники — Леон Бакст, Валентин Серов, Зинаида Серебрякова. В 1914 году вышел сборник «Букет для Карсавиной» с поэтическими посвящениями и репродукциями полотен с ее изображением.

В 1918 году Карсавина эмигрировала в Великобританию. Она танцевала в британской труппе «Балле Рамбер», выступала в Ла Скала, а потом стала вице-президентом Королевской академии танца.


Вера Каралли

Фотография: kino-teatr.ru

Вера Каралли в 12 лет поступила в Московское театральное училище, чтобы стать актрисой. Но позже она передумала и решила, что хочет быть танцовщицей. После окончания училища начинающую балерину приняли в Большой театр. Сначала Вера Каралли танцевала в кордебалете, потом ей стали давать главные роли. В 1909 году она участвовала в Русских сезонах Дягилева. Позже она стала одной из первых российских кинозвезд — только в 1915 году Каралли снялась в восьми кинокартинах.

После революции танцовщица переехала в Каунас (Литва). Здесь она руководила собственной балетной студией, потом ставила танцевальные номера в Румынской опере.


Бронислава Нижинская

Фотография: aif.ru

Бронислава Нижинская родилась за кулисами минского театра: ее мать, балерина, выступала на сцене до последнего дня беременности. И Бронислава, и ее старший брат Вацлав тоже стали балетными. Они часто танцевали вместе, и композитор Игорь Стравинский называл Нижинских «наилучшей балетной парой, которую только можно вообразить». Нижинские участвовали в первых балетных Сезонах Сергея Дягилева.

Позже Бронислава Нижинская стала балетмейстером — и единственной женщиной-хореографом в дягилевской антрепризе. Она ставила танцевальные номера для Иды Рубинштейн и Матильды Кшесинской, руководила несколькими танцевальными школами и написала книгу по теории хореографии.

Автор: Диана Тесленко


Матильда Кшесинская
Танцор
Хореограф
Россия
31 августа 1872 — 06 декабря 1971
Агриппина Ваганова
Танцор
Россия
26 июня 1879 — 05 ноября 1951
Анна Павлова
Танцор
Актер кино
Россия
12 февраля 1881 — 23 января 1931
Ида Рубинштейн
Танцор
Актер кино
Россия
03 октября 1883 — 20 сентября 1960
Тамара Карсавина
Танцор
Россия
09 марта 1885 — 26 мая 1978
Вера Каралли
Танцор
Актер кино
Россия
08 августа 1889 — 16 ноября 1972
Бронислава Нижинская
Танцор
Хореограф
Белоруссия (Беларусь)
08 января 1891 — 21 февраля 1972

Смотрите также

Спектакли Мариинского театра
Классические сюжеты и вековые традиции.
Балеты Михайловского театра
Постановки в хореографии Мариуса Петипа и Филиппо Тальони.
«Вечер старинной хореографии»
Смотрите фрагменты спектаклей, которые ставили великие балетмейстеры.