Скандальные балеты Русских сезонов
Русские сезоны Сергея Дягилева в Европе запомнились не только колоссальным успехом, но и громкими скандалами. Импресарио привлекал к работе над постановками и авангардистов, и художников модерна: они создавали настоящие сенсации и реформировали мировой балет. Спектакли Русских сезонов опережали свое время, и зрители не всегда понимали их значимость. Рассказываем про несколько постановок, премьеры которых провалились.
«Синий бог», 1912
![Константин Юон. Эскиз декорации к опере «Борис Годунов» (фрагмент). 1913. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/ee2e805a-f7e2-5133-a371-8ef3c54e1076/t_average/1-jpg.png)
![Александр Бенуа. Эскиз декорации к опере «Борис Годунов» (фрагмент). 1908. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства¸ Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/b6a41d84-0c00-564c-abdd-f2b8598cd944/t_average/3-jpg.png)
![Александр Головин. Эскиз декорации к опере «Борис Годунов» (фрагмент). 1908. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/361d768e-39fd-5a28-9f39-40bc0cae02b0/t_average/2-jpg.png)
В начале XX века импресарио Сергей Дягилев привез в Европу русский балет. На протяжении нескольких лет, с 1908 по 1921 год, антреприза гастролировала по западным столицам.
Сначала Дягилев планировал представить Европе антологию русской оперы. Первый сезон с ошеломительным успехом открыла опера «Борис Годунов», главную партию в ней исполнял Федор Шаляпин. Но затем планы импресарио изменились, и основой антрепризы стали балетные спектакли. Над ними работали хореограф Михаил Фокин, композитор Игорь Стравинский, художники Николай Рерих Валентин Серов, Лев Бакст. Главные партии исполняли настоящие звезды того времени: Вацлав и Бронислава Нижинские, Тамара Карсавина и многие другие. Успех Русских сезонов был колоссальным.
![Сергей Дягилев. 1910–1911 годы. Фотография: Жан де Стрелецки / Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/4f8c2b47-8694-5528-919a-4138923bcf39/t_average/1-1-jpg.png)
![Сергей Дягилев. 1920 год. Фотография: Олег Власов / ИТАР-ТАСС](https://cdn.culture.ru/images/0f4e19f8-dfbf-54d3-95f7-7776e1938da5/t_average/2-2-jpg.png)
![Сергей Дягилев. 1890 год. Фотография: ИТАР-ТАСС](https://cdn.culture.ru/images/f047ae2c-29f4-59fa-82c9-eebdee43ed34/t_average/3-1-jpg.png)
Однако случались и провалы. Например, сезон 1912 года стал сезоном бурного недовольства. Открывала его премьера балета «Синий бог» — фантазия на индийские темы. Музыку к постановке написал Рейнальдо Ан, либретто — Жан Кокто, сценографом балета стал Лев Бакст, хореографом — Михаил Фокин. Главную партию танцевал Вацлав Нижинский — настоящая звезда Русских сезонов. Дягилев был убежден: с таким составом балет гарантированно произведет фурор. Но вышло совсем наоборот.
Балерина Бронислава Нижинская, сестра Вацлава Нижинского, так вспоминала премьеру:
В целом на представлении «Синего бога» аплодировали мало даже любимице парижской публики Карсавиной… Если что и понравилось, то скорее декорации Бакста, а не хореография Фокина. Балет имел прохладную прессу, и Дягилев признал его неудачей.
![Михаил Фокин и Тамара Карсавина в сцене балета «Синий бог». 1912 год. Фотография: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства¸ Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/3594f718-47fa-5ca4-87d8-5de8a328e463/t_average/1-jpg.png)
![Леон Бакст. Эскиз костюма к балету «Синий бог» (фрагмент). 1910-е. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/a89589ed-5d0c-5597-92a2-d5831146e0e0/t_average/2-jpg.png)
![Вацлав Нижинский в роли Синего бога в сцене балета «Синий бог». 1910-е годы. Фотография: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства¸ Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/4129ca5a-03f5-5fcb-ad07-66e2a6166ffe/t_average/3-jpg.png)
Холодный прием зрителей позже вылился в разгромные рецензии. В одной из французских газет писали: «Индийская легенда, придуманная Жаном Кокто и Фредериком де Мадрацо, — это сюжет поразительный по простоте, исключительный по своей наивности. Он не дает никакой пищи для ума хореографа. Нет ничего нового, ничего оригинального».
В России к постановке тоже отнеслись прохладно. Балетовед и театральный критик Валериан Светлов ругал спектакль в «Петербургской газете»:
Музыка «Синего бога» вышла неудачной. В ней нет ничего оригинального, не чувствуется в ней, за весьма небольшими исключением, экзотического колорита; это музыка — «общая». <…> Сюжет, рассчитанный на драматичность и на эффектность, не производит никакого впечатления и оставляет зрителя холодным и безучастным…
В итоге разочаровался в постановке и сам Дягилев, балет «Синий бог» вскоре убрали из репертуара.
«Послеполуденный отдых фавна», 1912
![Вацлав Нижинский. 1909 год. Фотография: Дом-музей Марины Цветаевой, Москва](https://cdn.culture.ru/images/e40555ad-cf16-5738-a255-3a9c79ee8569/t_average/2-jpg.png)
![Сцена из балета «Послеполуденный отдых фавна». 1912–1915 годы. Фотография: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства¸ Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/d5632a2f-844d-5b03-8c28-e94f667d6716/t_average/1-jpg.png)
![Вацлав Нижинский в сцене балета «Послеполуденный отдых фавна». 1912 год. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва](https://cdn.culture.ru/images/85074078-fa6b-5c20-8a9f-d50deacd4bb7/t_average/3-jpg.png)
Несмотря на то что открывал сезон «Синий бог», главной премьерой должен был стать «Послеполуденный отдых фавна». Сергей Дягилев положил все силы на продвижение этого балета, его рекламировали в газетах и на уличных афишах.
История постановки началась с похода в Лувр. Танцовщик Вацлав Нижинский вместе с художником Львом Бакстом отправился в музей и там открыл для себя античную вазопись. Особенно его впечатлила греческая ваза с изображением фавна, который преследует нимф. Вернувшись из Лувра, Нижинский создал несколько эскизов — они стали основой для балета.
Дягилев охотно принял идею своего протеже. Ядром замысла Нижинского было пародирование вазописи: все позы и движения на сцене должны были быть фронтальными и профильными, движения — ломаными и прерывистыми. Новоиспеченный хореограф хотел распрощаться с классическим балетом, создать нечто новое, невиданное. И у него это получилось. Зрители никогда не видели такого необычного и откровенного спектакля и явно оказались не готовы к этому. Постановку освистали. Гостей возмутила не столько хореография, сколько развратное поведение фавна: в финале спектакля Нижинский изображал весьма откровенную по тем временам любовную сцену, да к тому же выступал в плотно облегающем трико, которое создавало впечатление наготы.
Главный редактор французской газеты «Фигаро» писал:
Это не изящная эклога и не глубокое произведение. Мы имели неподходящего фавна с отвратительными движениями эротической животности и с жестами тяжкого бесстыдства. Вот и всё. И справедливые свистки встретили слишком выразительную пантомиму этого тела плохо сложенного животного, отвратительного de face и еще более отвратительного в профиль.
Балетом даже заинтересовалась полиция нравов. Дягилев упрашивал Нижинского изменить концовку, которая так всех возмущала. Хореограф в конце концов пошел навстречу импресарио и смягчил откровенно непристойный эпизод, придав ему оттенок возвышенности: в новой версии фавн становился на колени перед вуалью, которую потеряла убегающая нимфа.
Читайте также:
«Весна священная», 1913
![Сцена из балета Игоря Стравинского «Весна священная». 1969 год. Фотография: А.А. Степанов / Российский национальный музей музыки, Москва](https://cdn.culture.ru/images/1f94716e-3302-5f26-99b7-3cf0996d1f98/t_average/1-jpg.png)
![Сцена из балета Игоря Стравинского «Весна священная». 1969 год. Фотография: А.А. Степанов / Российский национальный музей музыки, Москва](https://cdn.culture.ru/images/a5e8c028-3140-59ae-bad1-5d14ecae111e/t_average/2-jpg.png)
![Сцена из балета Игоря Стравинского «Весна священная». 1974 год. Фотография: А.А. Степанов / Российский национальный музей музыки, Москва](https://cdn.culture.ru/images/42d12c6c-d7c4-542c-9ba7-26d9f756243a/t_average/3-jpg.png)
Следующая постановка Вацлава Нижинского тоже обернулась крахом. В балете «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского не было четкого сюжета: постановка изображала ритуальные танцы древних славян. Сам композитор описывал ее так: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного».
Хореография, правда, была крайне необычной. Нижинский «вывернул» ноги артистов внутрь, согнул спины, прижал их локти к телу, а вместо пуантов надел на танцовщиков лапти. И едва поднялся занавес, как разразились крики и свист. Балерина Ромола Пульска вспоминала:
Волнение и крики доходили до пароксизма. Люди свистели, поносили артистов и композитора, кричали, смеялись. <…> Я была оглушена этим адским шумом и, как только могла, скоро бросилась за кулисы. Там всё шло так же плохо, как в зале. Танцовщики дрожали, удерживали слезы. <…> Долгая месячная работа сочинения, бесконечные репетиции — и, наконец, этот кавардак.
Зрителей поразило варварство музыки, движений, декораций — после утонченных балетов Русских сезонов «Весна» казалась им дикарством.
Но Дягилев считал «Весну священную» одним из лучших балетов и был уверен, что он еще найдет свою публику: «Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия».
Дягилев не ошибся: в 1920 году балет представили публике в новой хореографии Леонида Мясина, и эту версию зрители и критики приняли куда более благосклонно. Такой вариант балета позже не раз ставили всемирно известные хореографы — от Пины Бауш до Матса Эка.
«Парад», 1917
![Работа Пабло Пикассо «Парад» на выставке, посвященной 100-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева (фрагмент). Государственная Третьяковская галерея, Москва. 2009 год. Фотография: Игорь Кубединов / ТАСС](https://cdn.culture.ru/images/47251b6d-c1bd-50b2-8bd0-27a7920a478c/t_average/1-jpg.png)
![Жорж Мишель. Открытие балета «Парад» в Париже (фрагмент). 1917. Музей изобразительных искусств (Почетного легиона), Сан-Франциско, США](https://cdn.culture.ru/images/51718e94-47f2-5887-9306-a964c6127370/t_average/3-jpg.png)
![Пабло Пикассо. Эскиз постановки для балета «Парад» (фрагмент). 1917. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж, Франция](https://cdn.culture.ru/images/ac670ea9-63f7-5d91-8f28-7dde8decfd0c/t_average/2-jpg.png)
Через четыре года после «Весны священной» Дягилев снова решил взбудоражить публику — на этот раз футуристическим балетом. Сценарий на музыку Эрика Сати написал Жан Кокто. В центре сюжета оказался парад артистов цирка. Костюмы и декорации создал Пабло Пикассо. Одежду он изготовил из картона, в стиле кубизма, и в этих костюмах танцовщики могли совершать очень малое количество движений.
Прогрессивный балет публика не приняла. Едва спектакль начался, как раздались крики: «Грязные боши! Сати и Пикассо — боши!» (бошами презрительно называли немцев, а весь авангард у французов ассоциировался с Германией. — Прим. ред.).
Писатель Илья Эренбург, который побывал на премьере, вспоминал:
Музыка, танцы и особенно декорации возмутили зрителей. Я был до войны на одном балете Дягилева, вызвавшем скандал, — это была «Весна священная» Стравинского. Но ничего подобного тому, что случилось на «Параде», я еще не видел. Люди, сидевшие в партере, бросились к сцене, в ярости кричали: «Занавес!» В это время на сцену вышла лошадь с кубистической мордой и начала исполнять цирковые номера — становилась на колени, танцевала, раскланивалась. Зрители, видимо, решили, что актеры издеваются над их протестами, и совсем потеряли голову…
На следующий день в прессе появились гневные рецензии. Критик Лео Польдес писал:
Антигармоничный, психованный композитор пишущих машинок и трещоток, Эрик Сати ради своего удовольствия вымазал грязью репутацию «Русского балета», устроив скандал… в то время, когда талантливые музыканты смиренно ждут, чтобы их сыграли… А геометрический мазила и пачкун Пикассо вылез на передний план сцены, в то время как талантливые художники смиренно ждут, пока их выставят.
Премьера провалилась. Но через два года в Лондоне «Парад» прошел с колоссальным успехом.
Автор: Дарья Федосова
Смотрите также