Георгий Жженов

Годы жизни: 22 марта 1915 - 08 декабря 2005
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Актер кино, Писатель, Актер театра
Содержание
Георгий Жженов дебютировал кино в 1930-х, когда снимался в патриотических фильмах Сергея Герасимова
и братьев Васильевых. Однако вскоре его карьера прервалась почти на 20 лет из-за ссылки на Колыму. Несмотря на это, он вернулся в Москву и продолжил играть в театре и кино, Жженов исполнил роли в картинах «Берегись автомобиля», «Ошибка резидента» и «Экипаж»
.

«Жили без столичных излишеств»: детские годы и учеба

Георгий Жженов (в центре) в роли Пашки Ветрова в художественном фильме Эдуарда Иогансона «Ошибка героя» (1932)
Георгий Жженов (второй слева) в роли архитектора в художественном фильме Эдуарда Иогансона «Наследный принц Республики» (1934)
Георгий Жженов родился 22 марта 1915 года в Петрограде. Его отец Степан Жженов был выходцем из крестьян Тверской губернии, в Петрограде он работал кладовщиком. Георгий Жженов был ребенком от второго брака с Марией Щелкиной, его отец женился на ней после смерти первой супруги.
«Жили без столичных излишеств, по-деревенски: стол, лавки, несколько табуреток, нехитрый посудный ларь <…> да образа в переднем углу — вот и вся мебель. И, как водится, полати от стены до стены, вместо кроватей. На них, как на деревенской печи, как в норе или в гнезде, спали, ели, играли, ссорились и мирились, подрастали помаленьку все мы — многочисленное семейство Жженовых. Отец был прижимист, берег каждую копейку — копил. На нужды семьи не обращал никакого внимания: живы — и ладно! <…> Отец держал всех в черном теле. Над первой своей женой имел власть неограниченную. <…> Боялись все, кроме моей матери»
Георгий Жженов, из книги «Прожитое»
В 1923 году Жженов поступил в 204-ю трудовую школу в Петрограде в класс с физико-математическим уклоном. Он пропускал много занятий, получал плохие оценки. Артист вспоминал: «Я не баловал усердием добронравных учителей. В прилежных учениках себя не помню. Усидчивостью и рвением не отличался».
С детства Георгий Жженов любил театр и цирк
, часто посещал спектакли и представления. Поэтому сразу после окончания семи классов школы он решил пойти в цирковое училище. Чтобы поступить в Ленинградский эстрадно-цирковой техникум пришлось взять документы старшего брата, поскольку Жженову было 15 лет, а в техникум брали с 16.
С первых курсов Георгий Жженов начал выступать в Ленинградском цирке-шапито с акробатическими номерами. В это же время его пригласили на студию «Ленфильм». Сначала он снимался в эпизодах, а в 1932 году получил свою первую главную роль — он сыграл тракториста Пашки Ветрова в картине «Ошибка героя» режиссера Эдуарда Иогансона. О киноленте Жженов писал: «С этого фильма и началась моя бескорыстная любовь к кинематографу, продолжающаяся с некоторой взаимностью уже около семи десятков лет». После выхода фильма актер оставил цирковой техникум и перевелся в Ленинградский техникум сценических искусств (сейчас — Российский государственный институт сценических искусств) в мастерскую Сергея Герасимова. Во время учебы он продолжал сниматься в кино — в «Золотых огнях», «Чапаеве»
, «Наследном принце республики» и других фильмах.

«Годы жестоких испытаний»: ссылка на Колыму и в Норильск

В 1938 году Сергей Герасимов пригласил Георгия Жженова сыграть в картине «Комсомольск» о строительстве города Комсомольск-на-Амуре. Съемки проходили на Дальнем Востоке — туда вся команда фильма отправилась на поезде «Москва — Владивосток». В одном вагоне с актером путешествовал сотрудник посольства США в СССР, военный атташе Филипп Файмонвилл. Он ехал во Владивосток
встречать американскую делегацию. В дороге дипломат познакомился и подружился со многими советскими артистами. Жженов вспоминал: «Файмонвилл <…> охотно принимал участие во всех наших дурачествах и играх. К тому же Файмонвилл прекрасно говорил по-русски. Нам безразлично было — американец он, негр или папуас!». После этого актер встречался с ним еще несколько раз: спустя полтора месяца на перроне Северного (сейчас — Ярославского
) вокзала в Москве и на балете «Лебединое озеро» в Большом театре
.
5 июля 1938 года Жженова арестовали по обвинению в шпионаже на США. В деле писали, что актер передал Филиппу Файмонвиллу секретные сведения о советской промышленности, оборонных заводах, «морально-политических настроениях работников советской кинематографии» и строительстве Комсомольска-на-Амуре.
«Очень страшно, когда с понятий Справедливость и Человечность впервые вдруг сорвали все красивые одежды… Мне было только 22 года. Я боялся не физических увечий, нет, — может быть, я и вытерпел бы их, — я боялся сумасшествия. <…> В камере я потребовал бумагу для заявления. <…> В какие только адреса я не жаловался! Писал на имя начальника тюрьмы, прокурору по надзору, Верховному прокурору, Калинину, Сталину — бесполезно!.. Все мои протесты и жалобы попадали куда угодно, только не в дело»
Георгий Жженов, жалоба-заявление Начальнику Управления МВД Норильска, 1953 год
Георгия Жженова приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей и сослали на Колыму, на золотые прииски государственного треста «Дальстрой». Там он работал шофером, слесарем и диспетчером.
Срок Жженова закончился в 1943 году, но из-за Великой Отечественной войны
по «особому распоряжению» его, как и других заключенных, оставили на Колыме. Его приговор продлили еще на 21 месяц. В 1945 году за «хорошую, добросовестную работу» Жженова освободили досрочно, однако покинуть Дальний Восток ему не разрешили.
Актер вошел в состав Магаданского музыкально-драматического театра
. Первые выступления Жженова на этой сцене состоялись еще в заключении, с 1943 года артист состоял в культбригаде прииска имени Тимошенко, где он работал под руководством актера Константина Никанорова.
«Смотрел на тебя [Георгия Жженова — Прим. ред] и думал: как сумел этот похожий на бандита молодой парень, несмотря на годы жестоких испытаний в сталинских тюрьмах и лагерях, и здесь, в этой штрафной «преисподней», сохранить не только жизнь, но и себя как человека, остаться цельным, уберечь свое сердце от черствости, не дать ему заржаветь в постоянной борьбе за физическое существование на земле?!»
Актер Константин Никаноров о Георгии Жженове (из повести Георгия Жженова «От «Глухаря» до «Жар-птицы»)
В Москву Георгий Жженов вернулся в 1947 году. Работы не было — бывшего заключенного не звали ни в театр, ни в кино. Помочь решил Сергей Герасимов. По его рекомендации Жженову предложили сыграть эпизодическую роль в картине «Алитет уходит в горы» Марка Донского
. Позже артист устроился в небольшой провинциальный театр города Павлово Нижегородской области. Но проработал он там недолго: в июне 1949 года его вновь арестовали, обвинив в шпионаже в пользу американцев. Актера приговорили к ссылке в Норильск.
В Норильске Жженов оставался до 1953 года — тогда он написал жалобу в МВД СССР с просьбой снять с него обвинения и освободить досрочно. В Ленинград артист смог вернуться в 1954 году. Через год его полностью оправдали и реабилитировали Военным трибуналом. Об этом актер писал: «В возрасте тридцати восьми лет начал свою профессиональную жизнь актера сызнова, как говорится — с нуля!».

Фильмы и театральные роли

Георгий Жженов в роли автоинспектора в художественном фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966)
Георгий Жженов (справа) в роли Михаила Тульева в художественном фильме Вениамина Дормана «Ошибка резидента» (1968)
C 1955 года Георгий Жженов начал работать в Ленинградском областном драматическом театре (сегодня — Государственный драматический Театр «На Литейном»
) и снова сниматься в кино. В 1957 году режиссер Михаил Дубсон, с которым актер познакомился еще в 1938 году в ленинградской тюрьме, пригласил его сыграть в картине «Шторм».
В 1960 году Жженов перешел в Театр имени Ленсовета
. Там актер сыграл Астрова в «Дяде Ване», Нила в «Мещанах», Теодора в «Собаке на сене». В это же время он снимался в кино: в конце 1950-х и начале 1960-х сыграл почти в двадцати фильмах. Однако известности актеру они не принесли. Некоторые из картин даже не выходили в прокат или подвергались сильной цензуре. Так случилось и с экранизацией военной повести Василя Быкова «Третья ракета», которую снял режиссер Ричард Викторов. Почти все эпизоды с участием Жженова вырезали по распоряжению Главного политического управления Советской армии. Режиссер Марлен Хуциев
вспоминал: «В фильме вырезали очень серьезный эпизод — фактически всю роль Георгия Жженова. Он играл такого полусумасшедшего кагэбэшника. <…> Когда сняли и увидели, как Жженов здорово сыграл, поняли, что сцена становится одной из принципиальных в фильме».
Слава пришла к Жженову в 1966 году, когда он сыграл автоинспектора в ленте Эльдара Рязанова
«Берегись автомобиля»
. Фильм стал одним из самых популярных в этом году, его посмотрело почти 30 миллионов зрителей. Олимпийский чемпион по легкой атлетике Валерий Борзов вспоминал: «Трудно представить себе <…> «Берегись автомобиля» — без того же Смоктуновского
, Жженова, Аросевой, даже без Ронинсона
»
.
В 1968 году Жженов переехал в Москву и стал артистом Театра имени Моссовета
. Туда его пригласил режиссер Юрий Завадский
. Он предложил актеру сыграть Льва Толстого
в спектакле «Бегство в жизнь» по одноименной пьесе Сергея Ермолинского. Правда, постановку запретили: министр культуры СССР Екатерина Фурцева, которая побывала на одной из репетиций, посчитала, что образ Толстого в спектакле исказили.
В этом же году Георгий Жженов снялся в главной роли в фильме Вениамина Дормана «Ошибка резидента» о бывшем эмигранте, разведчике Михаиле Тульеве. Одну из сцен картины снимали в следственном изоляторе №1 Москвы — «Матросской тишине». Жженов вспоминал: «Это были самые мучительные для меня съемки — я вспомнил прошлое. Не передать того тягостного ощущения на съемочной площадке, ожидания, когда же наконец кончится смена». Фильм стал популярным: в прокате его посмотрело 35 миллионов зрителей, а в следующие несколько лет вышло продолжение — картины «Судьба резидента», «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент».
В 1969 году Георгию Жженову присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР за «заслуги в области советской кинематографии». Через год актер снялся в еще одном популярном фильме — он сыграл политика Вилли Старка в картине «Вся королевская рать». Позже Жженов рассказывал в интервью журналу «Вестник»: «В роли Старка, вы наверное не знаете, начинал сниматься Павел Луспекаев
. Умер, надо его заменять кем-то. Конкуренты у меня были серьезные: Олег Ефремов
, Андрей Попов, Юрий Любимов
»
.
В 1970-х Жженов много снимался и играл в Театре имени Моссовета. Там выходили спектакли с его участием — «Похороны в Калифорнии», «Вечерний свет»
и «Царствие земное». В 1973 году актер сыграл генерала Петра Бессонова в картине «Горячий снег»
о Котельниковской оборонительной операции Великой Отечественной войны. За эту роль он получил Государственную премию СССР, Серебряную медаль имени А.П. Довженко и звание Народного артиста РСФСР.
В 1980 году Жженов снялся в первом советском фильме-катастрофе «Экипаж» о крушении пассажирского авиалайнера. Он сыграл главную роль — командира экипажа Андрея Тимченко. В прессе писали положительные отзывы о картине, а в прокате ее посмотрело более 60 миллионов зрителей. Хвалили и героя Жженова. В журналах и газетах его называли идеальным советским человеком. В том же году Георгий Жженов получил звание Народного артиста СССР.
«Я стремился представить этого человека [Андрея Тимченко из фильм «Экипаж» — Прим. ред] таким образом, чтобы было ясно: он и в обыденных обстоятельствах всегда ведет себя так же, как повел себя в такой исключительной ситуации; ведет себя так, как велит совесть. Катастрофа должна была только лишний раз подтвердить право Тимченко на звание положительного героя. В то же время мне не хотелось играть его этаким непогрешимым суперменом; насколько то позволял материал, я пытался уходить от однозначных характеристик. <…> Право, я ни в коей мере не хочу очернить своего героя, но мне очень жаль будет, если он окажется причисленным к лику героев «идеальных»
Георгий Жженов об Андрее Тимченко, журнал «Искусство кино», №11, 1980 год

Личная жизнь и увлечения

Георгий Жженов был женат четыре раза. Со своей первой супругой — актрисой Евгенией Голынчик — он познакомился во время учебы в Ленинградском техникуме сценических искусств. Расстались Жженов и Голынчик сразу после ареста артиста.
«Когда Женя пришла на последнее свидание в Питере, я ей сказал: «Умоляю: не жди меня. У меня нет гарантии, что выживу. Во всяком случае, я не хочу, что бы ты свою жизнь ставила в зависимость от моей — неудачной. Спасибо тебе за всё, но живи, как тебе хочется. Ты молода и у тебя есть на то право. Пусть я не буду теми веригами, которые на твоей совести останутся»
Георгий Жженов о Евгении Голынчик
Второй женой Жженова стала актриса Магаданского музыкально-драматического театра Лидия Воронцова. Ее, как и артиста, сослали на Колыму за шпионаж. Воронцову обвиняли в «связи с иностранными моряками». В 1946 году у супругов родилась дочь Елена. Однако долго Жженов и Воронцова вместе не прожили. Позже актер писал: «Лида — трагедия моей жизни».
С третьей женой — актрисой Ириной Махаевой — Жженов вместе работал в Норильском театре. Вместе они прожили около 10 лет, в браке родилась дочь Мария, которая стала филологом. Именно Махаева в 1953 году отвезла жалобу артиста в Москву и добилась его возвращения из ссылки.
Последней, четвертой женой Жженова стала актриса Лидия Малюкова. Они поженились в 1960 году. Через два года у них родилась дочь Юлия. В браке они прожили больше 40 лет. Лидия Малюкова вспоминала: «Он был для меня всем. Лучше человека, чем он, я никогда не встречала в своей жизни. И не встречу. Таких людей, как Жженов, просто не существует. И как мужчина, и как просто личность».

Георгий Жженов — мемуарист

В конце 1990-х Георгий Жженов мало снимался в кино. В 1992 году он сыграл в спектакле «На золотом озере» в Театре имени Моссовета. Об этой роли артист писал: «Для меня это не просто очередная роль <…> В наше время, когда вокруг столько взаимной злобы, всякого беспредела, противопоставить этому сияющую чистотой душу <…> Роль в этой пьесе утолила мою тоску по несыгранному». В 1995 году актер получил премию «Хрустальная Турандот» «за долголетнее и доблестное служение театру».
В 1990-х Жженов много писал. Актер издал мемуары о своем аресте, Колыме и годах заключения «От «Глухаря» до «Жар-птицы», «Прожитое» и «Омчагская долина», сборник рассказов «Саночки».
«В предлагаемых читателю записках я пытаюсь извлечь из недр моего прошлого события более чем полувековой давности. Пытаюсь воскресить, вытащить из архивов пережитого страницы жизни, давным-давно прочитанные, перевернутые быстро бегущим временем и похороненные в бездонных кладовых забвения…»
Георгий Жженов, из предисловия к книге воспоминаний «Прожитое»
В последние годы жизни Жженов занимался общественной работой. Артист входил в состав Комиссии по помилованию и Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества.
В декабре 2004 года Жженова госпитализировали — у артиста нашли рак. Однако в больнице его долго не держали. В марте 2005 года актер отметил свой девяностолетний юбилей, в Театре имени Моссовета провели торжественный вечер в его честь. Осенью того же года болезнь артиста обострилась, его вновь госпитализировали. Умер Георгий Жженов 8 декабря 2005 года. Похоронили актера на Новодевичьем кладбище в Москве.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна