Игорь Костолевский
Персона

Игорь Костолевский

Родился:
10 сентября 1948 (74 года)
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Актер театра
Содержание

Игорь Костолевский работает в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского больше 45 лет. Костолевский снимался у знаменитых отечественных режиссеров — Павла Любимова, Эльдара Рязанова, Петра Тодоровского, а в 1990-х годах участвовал в международных театральных проектах в Норвегии и Швейцарии. Первая известность пришла к актеру после выхода фильма «Звезда пленительного счастья», а громкую славу ему принесло участие в картине «Тегеран-43», которую посмотрело больше 50 миллионов зрителей.

Игорь Костолевский родился 10 сентября 1948 года в Москве. Его отец, Матвей Костолевский, руководил предприятием, которое продавало отечественную лесопродукцию за границу. Мать, Витта Костолевская, воспитывала сыновей — Игоря и Валерия — и занималась домашним хозяйством. Семья была интеллигентной, родители говорили на иностранных языках, любили литературу.

Игорь Костолевский рос непослушным и непосредственным ребенком: «В детстве меня родители привели в Большой театр на «Лебединое озеро», я был совсем маленьким. Сыграли увертюру — а потом полная темнота. Я сидел-сидел, а потом подбежал и заорал: «Начинайте!» Позже в школе за плохое поведение его часто выгоняли из класса, а родителей приглашали для беседы. Во дворе Костолевский дрался с ребятами, а дома подшучивал над братом. В школьные годы будущий актер посещал боксерскую секцию, но в подростковом возрасте забросил этот вид спорта.

В середине 1960-х Игорь Костолевский работал в Научно-исследовательском институте кварцевой промышленности, где помогал испытывать электронные приборы для космической отрасли, и параллельно занимался в вечерней школе. Он получил аттестат и по настоянию отца поступил в Московский инженерно-строительный институт. На третьем курсе Костолевский забрал оттуда документы и решил учиться актерской профессии.

Я встречался с девушкой, которая почему-то решила, будто я похож на Есенина, и на гребне этой волны решил поступить в Школу-студию МХАТ. Но в первый раз от волнения провалился (мне было жарко — я скинул с себя пиджак и расстегнул верхние пуговицы рубашки и тут же услышал: «Молодой человек, вы не в баню пришли», — но меня одолел азарт, и я поступил на следующий год в ГИТИС).

В Российском институте театрального искусства будущий актер попал на курс педагога и театрального режиссера Андрея Гончарова. Со своими студентами преподаватель общался очень резко, и Костолевскому это мешало. Он не привык к крикам в свой адрес, и каждый выход на сцену был для него «суровой пыткой». Когда на экзамене по актерскому мастерству первокурсник получил низкую оценку, его почти отчислили. Но потом Костолевский благодаря педагогу по сценической речи подготовил несколько сценок, которые убедили Гончарова оставить его на курсе. А к окончанию института Игорь Костолевский стал отличником и одним из лучших учеников.

В 1973 году Андрей Гончаров, который также занимал пост главного режиссера Московского академического театра им. В. Маяковского, пригласил Костолевского работать вместе с ним.

Первые несколько лет в Театре Маяковского Игорь Костолевский играл в массовках. Гончаров не изменял своей привычке и нередко повышал голос, а его фраза «Не стойте покойником, делайте жесты!» быстро стала крылатой. Одну из первых серьезный ролей, помещика Александра Ашметьева, Костолевский исполнил в спектакле «Дикарка» по одноименной пьесе Александра Островского. Также на театральной сцене он играл женского парикмахера Кинга в постановке по пьесе Владимира Арро «Смотрите, кто пришел!», дальнего родственника большого начальника Михаила Румянцева в спектакле «Родственники» по пьесе Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова и много других ролей. Помимо Театра Маяковского, актер также выступал на сцене Московского театра сатиры, Театра на Покровке, Центрального театра Российской армии.

В 1990-х годах Игорь Костолевский участвовал в международных театральных проектах, гастролировал в Норвегии и Швейцарии. Он выступал на английском, французском и норвежском языках, играл в постановках «Орестея» по трагедии древнегреческого драматурга Эсхила, «В ожидании Годо» по пьесе ирландского писателя Сэмюэла Беккета.

Костолевский исполняет роли в спектаклях до сих пор. На сцене Театра Маяковского он участвует в постановках по «Мертвым душам» Николая Гоголя, «Пигмалиону» ирландского драматурга Бернарда Шоу и других работах.

В кино Игорь Костолевский дебютировал в 1970 году. Несколько лет спустя актер прославился благодаря съемкам в фильме «Звезда пленительного счастья», где ему досталась драматическая роль декабриста Ивана Анненкова, влюбленного в молодую француженку.

Когда мы начали снимать, вдруг выяснилось, что я ничего не умею. Не умею ездить на лошади, носить ботфорты, кавалергардский костюм, говорить по-французски. Тем не менее каждое утро меня поднимали в шесть часов, надевали на меня костюм, гримировали, приводили на съемочную площадку, сажали рядом с камерой, но не снимали. Дело в том, что у многих молодых актеров часто случается зажим перед камерой. Причем формы этих зажимов совершенно разные: одни начинают чесаться, другие — икать. Что касается меня, то перед камерой я начинал пыхтеть. Но именно во время этих съемок я это делать перестал.

В 1970–80-х Игорь Костолевский снимался у известных отечественных режиссеров — Павла Любимова, Михаила Козакова, Эльдара Рязанова, Петра Тодоровского. Зрители полюбили его персонажей в лентах «Безымянная звезда», «Гараж», «И это всё о нем». Костолевский вспоминал, что поклонницы писали ему по несколько сотен писем в день. Участники киноопросов нередко называли его в числе лучших актеров.

Знаковой для Игоря Костолевского работой стало участие в детективной картине «Тегеран-43», где он сыграл вместе с французским актером Аленом Делоном. Ее увидело больше 50 миллионов зрителей. Саундтрек к фильму создали французские композиторы Жорж Гарваренц и Шарль Азнавур. Когда лента вышла на экраны, оркестры столичных ресторанов стали исполнять эту мелодию при появлении Костолевского.

Помимо кино, актер также снимался в сериалах, а еще дублировал фильмы. Он появляется на телеэкранах и в наши дни.

С актрисой Еленой Романовой Игорь Костолевский познакомился в начале 1980-х годов на съемочной площадке. Они начали встречаться и вскоре поженились. Через пару лет актер стал отцом — его сын Алексей появился на свет в 1983 году. Жена оставила профессию, чтобы ухаживать за ребенком. Вместе супруги прожили больше 15 лет, потом между ними возникли разногласия, и пара распалась.

В конце 1990-х Костолевский познакомился с Консуэло де Авиланд — актрисой из аристократической французской семьи. Они впервые встретились в Театре им. Пушкина после спектакля. Тем же вечером они отправились поужинать вместе с коллегами.

…Она совершенно не знала, кто я. Когда мы пошли в какой-то ресторан, мы только познакомились, ну и там все со мной здороваются, потом оркестр заиграл. Она решила, что я какой-то сутенер, и чуть не убежала, испугалась. Я решил как-то поддержать свое реноме, говорю: вообще-то я с Делоном снимался. Она говорит: ну и я с ним снималась, и что. Но мне все это ужасно нравилось, я увидел человека, который совершенно… Ну, звезда не звезда, а все другое.

Авиланд и Костолевский поженились 2001 году. Она оставила актерскую карьеру, переехала в Россию и приняла православную веру, крестившись под именем Евдокия. Авиланд сменила профессию — стала представителем президента ​​«Российских железных дорог» в родной Франции, помогла наладить железнодорожное сообщение между Парижем и Москвой, а также Москвой и Ниццей. За вклад в российско-французское сотрудничество Консуэло де Авиланд получила от Владимира Путина государственную награду — орден Дружбы. Супруги вместе уже больше 20 лет. Большую часть времени они живут в Москве.

Своим главным хобби Игорь Костолевский считает актерскую профессию. Он не любит шумихи — дни рождения обычно отмечает в кругу родных и близких.

В конце 2010-х годов актер стал президентом Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и занимает эту должность до сих пор.

Фильмы

Спектакли