Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Русские, изменившие мировую культуру

Мы хорошо помним, что периодическую таблицу придумал Менделеев, а первый спутник — Королев. А к​то из наших соотечественников ​навек изменил не мировую науку, а​ ​культуру? Рассказывает Софья Багдасарова.

СТАНИСЛАВСКИЙ И ЕГО СИСТЕМА



Знаменитая «система Станиславского» — способ психологического перевоплощения, разработанный режиссером в 1900–10-х годах. До этого актеры по большей части использовали стереотипный набор поз и жестов, он же открыл, что надо залезть в шкуру своего героя, жить его эмоциями. По миру это открытие распространилось благодаря его ученикам, в частности актеру МХАТа Михаилу Чехову (племяннику писателя), эмигрировавшему в Европу, а затем в США и открывшему актерскую школу. Под влиянием системы свой метод создал Ли Страсберг — учитель всех звезд Голливуда, от Аль Пачино до Джека Николсона.

ДЯГИЛЕВ И ТАНЦОВЩИКИ



Гениальный антрепренер (или, как мы сказали бы сегодня, продюсер) не просто придумал Русские сезоны, открыв Европе наших экзотически красочных композиторов, постановщиков и художников. До его переворота главной в балете всегда была женщина — танцовщица. На ней фокусировалось внимание, ей отдавались лучшие партии, ее спонсировали самые богатые поклонники. Дягилев же, будучи ценителем мужской красоты, дал возможность работать великим танцовщикам — Михаилу Фокину, Вацлаву Нижинскому, Леониду Мясину, Сержу Лифарю, Джорджу Баланчину. И оказалось, что у мужчин балет получается еще интереснее. Гендерный перекос был исправлен.

МАЛЕВИЧ И БЕСПРЕДМЕТНОСТЬ



Его «Черный квадрат» — икона нефигуративного искусства. А созданное им направление супрематизм, с его беспредметными плоскостями и цветом, — одно из пионерских в геометрической абстракции, столь важной для всего ХХ века. Мы видим его наследие в оп-арте, минимализме, постживописной абстракции и даже промышленном дизайне. А что? Взгляните на его костюмы для футуристической оперы «Победа над Солнцем» и сравните с роботами из кинофильмов и комиксов.

КУЛЕШОВ И МОНТАЖ



Лев Кулешов — советский кинематографист, еще в 1919 году основавший вместе с Эйзенштейном и Пудовкиным первую в мире киношколу (1-ю Государственную, ныне ВГИК). Он открыл и сформулировал психологические принципы монтажа, которые с той поры используются повсеместно и обладают большей магической силой, чем пресловутый 25-й кадр. Так называемый эффект Кулешова — это про то, что в голове людей «после» значит «вследствие». В своем эксперименте он крупным планом снял актера Ивана Мозжухина, а потом смонтажировал его в трех вариантах — с едой, ребенком в гробу и девушкой на диване. Лицо актера везде было одно и то же, но три группы зрителей, в зависимости от дополнительных кадров, прочли в нем либо голод, либо печаль, либо интерес к девушке. Еще есть «географический эксперимент Кулешова» — про то, как монтажом можно заставить зрителей поверить совсем в другую организацию пространства.

ТЕРМЕН И ТЕРМЕНВОКС



Лев Термен — фантастический изобретатель, во всех старых западных справочниках «скончавшийся в 1938 году». Термен совершил множество открытий, связанных с электроникой и звуком, и терменвокс — лишь одно из них. Этот бесконтактный электронный музыкальный инструмент был изобретен в 1920 году. До Второй мировой войны Термен объездил с ним полмира, причем с потрясающим успехом. Изобретатель основал в США фирму по производству терменвоксов, продавал лицензии Radio Corporation of America и другим крупным фирмам, устраивал концерты, женился на негритянской балерине... А в 1938 году вернулся в СССР и был репрессирован. В последующие годы он был вынужден работать на КГБ и, в частности, изобрел уникальное прослушивающее устройство, которое поставили в американском посольстве. Когда в 1990-е годы на Западе узнали, что предтеча электронной музыки все еще жив, это стало потрясением.

  • 2013
  • Гуманитарные
  • 27 мин
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямая трансляция 22 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Лев Конторович

Прямая трансляция 22 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Тайны женских портретов. Боттичелли, Рембрандт ван Рейн, Лиотар, Гойя, Давид, Ренуар

Прямая трансляция 22 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

В гостях у сказки. Играет и рассказывает Полина Осетинская

Прямая трансляция 21 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Ли Бяо

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Камерный оркестр «Московия», Эдуард Грач

Прямая трансляция 21 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

Тысяча и одна ночь Шехерезады

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Оркестр Московской филармонии, Даниэль Райскин, Дмитрий Маслеев

Прямая трансляция 21 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Гретри. «Петр Великий»

Прямая трансляция 20 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

В подборке портала «Культура.РФ» — интересные события в эти выходные.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть