Русские, изменившие мировую культуру

Мы хорошо помним, что периодическую таблицу придумал Менделеев, а первый спутник — Королев. А кто из наших соотечественников навек изменил не мировую науку, а культуру? Рассказывает Софья Багдасарова.

Станиславский и его система

Константин Станиславский в роли Ракитина и Ольга Книппер в роли Натальи Петровны в спектакле «Месяц в деревне». Московский Художественный театр, Москва, 1909 год. Фотография: Карл Фишер / Государственный исторический музей, Москва
Сцена из спектакля Константина Станиславского «Безумный день или женитьба Фигаро». Московский Художественный театр, Москва, 1927 год. Фотография: Музей Московского Художественного академического театра, Москва
Знаменитая «система Станиславского» — способ психологического перевоплощения, разработанный режиссером в 1900–10-х годах. До этого актеры по большей части использовали стереотипный набор поз и жестов, он же открыл, что надо залезть в шкуру своего героя, жить его эмоциями. По миру это открытие распространилось благодаря его ученикам, в частности актеру МХАТа Михаилу Чехову (племяннику писателя), эмигрировавшему в Европу, а затем в США и открывшему актерскую школу. Под влиянием системы свой метод создал Ли Страсберг — учитель всех звезд Голливуда, от Аль Пачино до Джека Николсона.

Дягилев и танцовщики

Антрепренер Сергей Дягилев (справа) и танцовщик Вацлав Нижинский. Ницца, Франция, 1911 год. Фотография из архива Александры Боткиной / <a href="https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?paginate_page=1&amp;page=1&amp;query=дягилев&amp;index=7" target="_blank">russiainphoto.ru</a>
Сцена из балета Михаила Фокина «Сильфиды». Русские сезоны (Антреприза Сергея Дягилева), не ранее 1909 года. Фотография: Берт Август (?) / Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Гениальный антрепренер (или, как мы сказали бы сегодня, продюсер) не просто придумал Русские сезоны, открыв Европе наших экзотически красочных композиторов, постановщиков и художников. До его переворота главной в балете всегда была женщина — танцовщица. На ней фокусировалось внимание, ей отдавались лучшие партии, ее спонсировали самые богатые поклонники. Дягилев же, будучи ценителем мужской красоты, дал возможность работать великим танцовщикам — Михаилу Фокину, Вацлаву Нижинскому, Леониду Мясину, Сержу Лифарю, Джорджу Баланчину. И оказалось, что у мужчин балет получается еще интереснее. Гендерный перекос был исправлен.

Малевич и беспредметность

Художник Казимир Малевич (второй справа) с друзьями. Санкт-Петербург, 1913 год. Фотография: Карл Булла / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Казимир Малевич. Супрематизм (Supremus №56) (фрагмент). 1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Его «Черный квадрат» — икона нефигуративного искусства. А созданное им направление супрематизм, с его беспредметными плоскостями и цветом, — одно из пионерских в геометрической абстракции, столь важной для всего ХХ века. Мы видим его наследие в оп-арте, минимализме, постживописной абстракции и даже промышленном дизайне. А что? Взгляните на его костюмы для футуристической оперы «Победа над Солнцем» и сравните с роботами из кинофильмов и комиксов.

Кулешов и монтаж

Режиссер Лев Кулешов (справа) на съемках своего художественного фильма «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». 1924 год. Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва
Режиссер Лев Кулешов. 1926 год. Фотография: Александр Родченко / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Лев Кулешов — советский кинематографист, еще в 1919 году основавший вместе с Эйзенштейном и Пудовкиным первую в мире киношколу (1-ю Государственную, ныне ВГИК). Он открыл и сформулировал психологические принципы монтажа, которые с той поры используются повсеместно и обладают большей магической силой, чем пресловутый 25-й кадр. Так называемый эффект Кулешова — это про то, что в голове людей «после» значит «вследствие». В своем эксперименте он крупным планом снял актера Ивана Мозжухина, а потом смонтажировал его в трех вариантах — с едой, ребенком в гробу и девушкой на диване. Лицо актера везде было одно и то же, но три группы зрителей, в зависимости от дополнительных кадров, прочли в нем либо голод, либо печаль, либо интерес к девушке. Еще есть «географический эксперимент Кулешова» — про то, как монтажом можно заставить зрителей поверить совсем в другую организацию пространства.

Термен и терменвокс

Изобретатель Лев Термен. Москва, 1970 год. Фотография: Майя Окушко / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Изобретатель Лев Термен. Москва, 1970 год. Фотография: Майя Окушко / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Лев Термен — фантастический изобретатель, во всех старых западных справочниках «скончавшийся в 1938 году». Термен совершил множество открытий, связанных с электроникой и звуком, и терменвокс — лишь одно из них. Этот бесконтактный электронный музыкальный инструмент был изобретен в 1920 году. До Второй мировой войны Термен объездил с ним полмира, причем с потрясающим успехом. Изобретатель основал в США фирму по производству терменвоксов, продавал лицензии Radio Corporation of America и другим крупным фирмам, устраивал концерты, женился на негритянской балерине… А в 1938 году вернулся в СССР и был репрессирован. В последующие годы он был вынужден работать на КГБ и, в частности, изобрел уникальное прослушивающее устройство, которое поставили в американском посольстве. Когда в 1990-е годы на Западе узнали, что предтеча электронной музыки все еще жив, это стало потрясением.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2023 ФКУ Цифровая культура. Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна