Дебютные роли советских актрис
Корнет Шурочка Азарова, бесприданница Лариса Огудалова, девушка мечты Остапа Бендера — все эти роли стали первыми в кинокарьерах знаменитых советских актрис. Лариса Голубкина на съемках научилась ездить верхом, Любовь Полищук несколько раз падала на пол во время танго с Андреем Мироновым, а Лариса Гузеева брала уроки сценической речи. Читайте на нашем портале о дебютных работах любимых артисток.
Лариса Голубкина — «кавалерист-девица» Шурочка Азарова
![Лариса Голубкина в роли Шурочки Азаровой и Юрий Яковлев в роли поручика Ржевского (в центре) в художественном фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» (1962)](https://cdn.culture.ru/images/b16b99de-50ad-5edc-8e41-f2e0fa626ed2/t_average/1-min-jpg.png)
![Лариса Голубкина в роли Шурочки Азаровой в художественном фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» (1962)](https://cdn.culture.ru/images/4033842a-ff62-57b1-8b04-1649def029bd/t_average/2-min-jpg.png)
![Лариса Голубкина в роли Шурочки Азаровой и Юрий Яковлев в роли поручика Ржевского в художественном фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» (1962)](https://cdn.culture.ru/images/7fc51857-09a6-5d0f-beb3-099307cf8742/t_average/3-min-jpg.png)
В 1962 году Эльдар Рязанов снял комедию «Гусарская баллада», в которой впервые обратился к исторической тематике. Благодаря этому фильму прославилась студентка ГИТИСа Лариса Голубкина. В «Гусарской балладе» она сыграла Шурочку Азарову, которая выдает себя за юного кавалериста.
На роль Шурочки пробовались многие актрисы, которые к тому времени уже были известными: Людмила Гурченко, Валентина Малявина, Светлана Немоляева. Режиссер остановил выбор на Алисе Фрейндлих, но затем передумал: «Ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!»
Лариса Голубкина на роль «мальчика» подошла, но ей не хватало опыта работы в кино. Поэтому Рязанову пришлось на время стать педагогом и лично заниматься с юной актрисой. Специально для «Гусарской баллады» Голубкина научилась скакать верхом и фехтовать, сама исполняла многие сложные трюки.
Страшно боялась мышей и прыгать с высоты, но прыгнула со 2-го этажа дома с 8-го дубля. И до сих пор хромаю. И еще целоваться с опытным Яковлевым боялась. К тому же у него постоянно отклеивались усы.
Лариса Голубкина о съемках в фильме «Гусарская баллада»
Любовь Полищук — девушка мечты Остапа Бендера
![Любовь Полищук в роли девушки мечты Остапа Бендера и Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в художественном фильме Марка Захарова «12 стульев» (1976)](https://cdn.culture.ru/images/024dc94c-7c3f-5c88-976b-8639c3c21866/t_average/4-min-jpg.png)
![Любовь Полищук в роли девушки мечты Остапа Бендера в художественном фильме Марка Захарова «12 стульев» (1976)](https://cdn.culture.ru/images/343ba1af-054c-5d84-a618-475bc0e775e9/t_average/5-min-jpg.png)
![Любовь Полищук в роли девушки мечты Остапа Бендера и Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в художественном фильме Марка Захарова «12 стульев» (1976)](https://cdn.culture.ru/images/d6859a00-8b35-5757-997f-58c42e2260ae/t_average/6-min-jpg.png)
Роль Любови Полищук в фильме Марка Захарова «12 стульев» была совсем небольшой. Она сыграла девушку из фантазий Остапа Бендера, в роли которого снимался Андрей Миронов, и исполнила с ним страстное танго. Однако этот эпизод Полищук вспоминала как один из самых сложных в своей актерской работе.
Мы пришли в восемь утра, и до двенадцати нам только поставили танец. Потом мы перекусили и вперед — сниматься. Танец был невероятно сложный: Андрей меня жутко закручивал. Мы были как два акробата. <…> Четырнадцать дублей. Я была вся в синяках, с ободранным телом и в разодранном платье. Ничего сложнее этого маленького эпизода у меня в жизни не было!
Любовь Полищук о съемках в картине «12 стульев»
По сюжету Остап Бендер во время танца подхватывал героиню Полищук на руки, а затем бросал на пол. Чтобы снять эту сцену, на то место, куда должна была упасть актриса, уложили пружинный матрас, а сверху на него постелили несколько мягких матов.
Именно после этой маленькой роли Любовь Полищук стала знаменитой. Ее узнавали на улицах: сначала прохожие просто восклицали «Смотрите, артистка идет!» — а вскоре стали называть ее по имени.
Читайте также:
Нонна Мордюкова — Ульяна Громова из «Молодой гвардии»
![Нонна Мордюкова в роли Ульяны Громовой (вторая справа) в художественном фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948)](https://cdn.culture.ru/images/98cbc18f-cc7a-5942-8ce9-0a33c3c410df/t_average/7-min-jpg.png)
![Нонна Мордюкова в роли Ульяны Громовой в художественном фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948)](https://cdn.culture.ru/images/de44b8bb-5f28-5c16-ba05-dcae301c7a8a/t_average/8-min-jpg.png)
![Нонна Мордюкова в роли Ульяны Громовой (справа) в художественном фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948)](https://cdn.culture.ru/images/f82b6a03-893a-52eb-bec2-1ff2f58eb0db/t_average/9-min-jpg.png)
Фильм «Молодая гвардия» по одноименному роману Александра Фадеева стал дебютом для многих советских актеров. Режиссер Сергей Герасимов пригласил на главные роли студентов ВГИКа — Вячеслава Тихонова, Георгия Юматова, Клару Лучко, Инну Макарову. А юную донскую казачку Ульяну Громову сыграла начинающая актриса Нонна Мордюкова.
«Молодая гвардия» осталась самой дорогой, как родная сестра, — это была наша путевка в творческую жизнь. Конечно, артисты мы были еще «зеленые», профессионализма у нас было маловато, но живая история войны, увиденная собственными глазами, атмосфера Краснодона, куда мы приехали на четыре месяца и где нас приняли со всей душой, — все это создало вокруг нас такую обстановку, которая исключала всякую фальшь.
Из воспоминаний Нонны Мордюковой
За роль Ульяны Громовой Нонна Мордюкова получила одну из высших советских наград — Государственную премию СССР. Кроме того, на съемках «Молодой гвардии» актриса познакомилась со своим будущим мужем — Вячеславом Тихоновым.
Лариса Гузеева — «бесприданница» Лариса Огудалова
![Лариса Гузеева в роли Ларисы Огудаловой (слева) и Алиса Фрейндлих в роли Хариты Огудаловой в художественном фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984)](https://cdn.culture.ru/images/b03276c8-cfc3-5f85-ae33-36c60c53489d/t_average/10-min-jpg.png)
![Лариса Гузеева в роли Ларисы Огудаловой в художественном фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984)](https://cdn.culture.ru/images/5be3c50f-def3-57dd-84a8-7e7ed2e72fb3/t_average/11-min-jpg.png)
![Лариса Гузеева в роли Ларисы Огудаловой и Андрей Мягков в роли Юлия Карандышева в художественном фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984)](https://cdn.culture.ru/images/38e4389a-d76f-586d-aa32-32e768133c9a/t_average/12-min-jpg.png)
В 1977 году Эльдар Рязанов экранизировал пьесу Александра Островского «Бесприданница». Фильм вышел под названием «Жестокий романс»: режиссер не стал использовать заголовок пьесы, потому что хотел избежать сравнений с картиной «Бесприданница» 1936 года.
Красавицу-бесприданницу Ларису Огудалову сыграла 24-летняя Лариса Гузеева. На пробы она пришла в коротких джинсах и с разноцветными ногтями: на первый взгляд, ничего общего с утонченной барышней из XIX века в ее облике не было. Однако из всех кандидаток режиссер выбрал именно Гузееву.
Лариса Гузеева — очень нервная, легко возбудимая натура. У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то экзотичность. Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом…
Из книги Эльдара Рязанова «Неподведенные итоги»
Для этой роли Ларисе Гузеевой пришлось много работать над речью. Она родилась в Оренбургской области и никак не могла избавиться от характерного говора. Эльдар Рязанов вспоминал, что эту особенность можно было бы оставить, но тогда всем актерам пришлось бы изображать такую же речь. Романсы в фильме исполняла за Гузееву джазовая певица Валентина Пономарева.
Лия Ахеджакова — сын старшины в фильме «Возвращение»
![Лия Ахеджакова в роли Петрушки (слева) в художественном фильме Виктора Рыжкова «Возвращение» (1968)](https://cdn.culture.ru/images/89d16f17-25e9-59da-b141-96a0d1a52413/t_average/15-min-jpg.png)
![Лия Ахеджакова в роли Петрушки в художественном фильме Виктора Рыжкова «Возвращение» (1968)](https://cdn.culture.ru/images/d0f66bc8-536b-5edd-b156-75fa006225c4/t_average/14-min-jpg.png)
![Лия Ахеджакова в роли Петрушки (справа) в художественном фильме Виктора Рыжкова «Возвращение» (1968)](https://cdn.culture.ru/images/52fb091d-c9c2-567a-9a65-fd4ffd2d6fba/t_average/13-min-jpg.png)
Лия Ахеджакова дебютировала в кино в 30 лет. Первой ее работой стала эпизодическая роль подростка Петрушки в картине Виктора Рыжкова «Возвращение». Невысокая стройная актриса со звонким голосом играла в амплуа травести и на театральной сцене: она легко перевоплощалась в мальчиков.
Ахеджакова любит людей. Ее огромные глазищи излучают свет, притягательность, боль, нежность, и все это проникает в сердца зрителей. Природа редко сотворяет чудо. Но в случае с Ахеджаковой ей это удалось.
Из книги Эльдара Рязанова «Неподведенные итоги»
Благодаря роли Петрушки Ахеджакову заметили другие режиссеры. В 1973 году Михаил Богин пригласил ее на одну из главных ролей в фильме «Ищу человека». За эту работу актриса получила несколько призов на международных кинофестивалях в Варне и Локарно. А еще через несколько лет Ахеджакова прославилась комическими ролями в фильмах Эльдара Рязанова — «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж».
Автор: Ирина Кирилина
Смотрите также