Александр Ханжонков

Годы жизни: 08 августа 1877 - 26 сентября 1945
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Режиссер, Сценарист
В 1905 году в Ростове-на-Дону молодой есаул Войска Донского Александр Ханжонков побывал на одном из первых киносеансов. Он сумел разгадать в этом, тогда еще несовершенном, кинопродукте большие перспективы, он понял, что кинематограф ждет большое и счастливое будущее. Молодой дворянин оставляет службу и бросается как в омут в новое и необычное для себя занятие. Он становится кинопредпринимателем. И теперь, когда мы говорим об истории российского кинематографа, мы одним из первых называем его — рыцаря отечественной киноиндустрии Александра Ханжонкова.
Имея в наличии весьма незначительную сумму денег, Александр Ханжонков выезжает за границу для того, чтобы закупить фильмы и наладить контакты с европейскими кинофирмами. И то и другое ему удается. Человек он был честный, аккуратный и порядочный, и иностранные компании охотно соглашались сотрудничать с ним.
В 1907 году Ханжонков решает заняться производством собственных картин. Пора уже было снимать фильмы о нашей русской жизни. Александр Алексеевич въезжает в Саввинское подворье и начинает строить студию и лабораторию для производства титров. Затем налаживает контакт с актерами и правлением труппы Введенского народного дома и приступает к съемкам. По сути дела, это были театральные спектакли, заснятые на пленку. Все снималось в театральных декорациях и в лучших традициях старого театра. В один день были сняты три кинокартины: «Песнь про купца Калашникова», «Выбор царской невесты» и «Русская свадьба в XVI столетии». Впервые на экране можно было увидеть актеров Ивана Мозжухина и Петра Чардынина.
Фотография: topwar.ru
Александр Ханжонков (слева). Фотография: EA Culture
Фотография: newizv.ru
К концу 1911 года на фирме Ханжонкова было снято уже более 30 художественных фильмов. Картины были все такие важные, масштабные: «Ермак — покоритель Сибири», «Жизнь за царя», «Оборона Севастополя». В финале «Обороны…» были показаны оставшиеся в живых участники Севастопольской обороны. Эту картину представили царскому двору. Царь принял работу благосклонно и лично поблагодарил Александра Ханжонкова. Фильм шел по всей России (как сказали бы сейчас — в широком прокате). А киностудии Ханжонкова было разрешено проводить съемки в любом месте Москвы, включая Нескучный сад, который был собственностью царской семьи.
Александр Ханжонков заботился не только о личном благе и процветании собственной фирмы, но и о том, чтобы было хорошо всем его сотрудникам. Каждое утро в студии подавали завтрак. Зарплата у всех работников предприятия была достаточно высокая, во всяком случае бедствовать им не приходилось.
Уделял внимание Александр Алексеевич и тому, что у нас называется документальным и научно-популярным кино. В студии существовал специальный научный отдел, который выпускал по нескольку просветительских фильмов в год, таких как «Электрический телеграф», «Электрический телефон», «Кровообращение», «Пар», «Пьянство и его последствия». Эти картины показывали на специальных киносеансах в кинотеатре «Пегас», принадлежавшем фирме Ханжонкова.
Ханжонков откликался на все происходящие в мире события. Когда произошла катастрофа в итальянском порту Мессина, 50-метровая волна снесла целый берег и погибло сто тысяч человек, он немедленно отправил телеграммы в иностранные фирмы, представителем которых он являлся, с просьбой послать оператора снять это стихийное бедствие и прислать отснятое в Москву. По сути дела, это было уже телевизионной журналистикой. Все было сделано, как он просил, и российская публика смогла собственными глазами увидеть итальянскую трагедию. Также благодаря Ханжонкову большое количество людей смогло увидеть похороны Льва Николаевича Толстого
. Интересна съемка актеров МХАТа
, которые во дворе театра разыграли маленькую сценку. Там можно увидеть Качалова, Станиславского
, Корневу, Книппер
и других. Наверное, Ханжонков уже тогда понимал насколько важными и нужными будут для нас сейчас эти свидетельства ушедшей эпохи.
У Александра Ханжонкова были проблемы со здоровьем, а в 1913 году, в 36 лет, он вообще оказался прикован к инвалидному креслу. Но продолжал активно работать. С 1908 по 1916 год киностудией Ханжонкова было выпущено около 300 художественных фильмов.
Кадр из фильма «Ермак — покоритель Сибири»
Первый кинопоказ фильмов Александра Ханжонкова в Санкт-Петербурге
АО «А. Ханжонков и К» 1912–1919 гг.
Весной 1917 года Ханжонков выехал в Ялту
. Здесь началось строительство его новой кинофабрики. Он мечтал создать ялтинский Голливуд. Нет сомнений в том, что он бы его создал. Но, как говорится, «всё изменила революция». Осенью 1919 года вышел Декрет о национализации кинопромышленности — и Александр Ханжонков лишился своей кинофирмы.
В 1920 году Ханжонков вместе с семьей уезжает в Австрию. Здесь он проходит курс лечения. Но сложа руки все же не сидит — на последние деньги приглашает двух инженеров и техника и приступает с ними к разработке системы звукового кино.
В 1923 году Ханжонкова приглашают вернуться в СССР и возглавить акционерное общество «Русьфильм». Он возвращается, нарком просвещения Луначарский присылает ему телеграмму: «Сердечно присоединяюсь к чествованию Ханжонкова, как замечательного деятеля русской кинематографии. Рад, что он вернулся, чтобы помочь советскому кино». Но это были лишь слова. На самом деле богатейший опыт Ханжонкова советскому кино, увы, так и не пригодился.
Прослужив два года в Москве, Александр Алексеевич с женой уезжает в Ялту и больше, по сути дела, не работает. Правда, он еще пытается что-то делать и представляет на суд дирекции ялтинской киностудии «Востоккино» свой проект производства цветных кинофильмов. Но это ничего не меняет. Кинопредприниматель Ханжонков никому не нужен в социалистической России.
26 сентября 1945 года Александра Ханжонкова не стало. Ушла целая эпоха из жизни нашего кинематографа. Тогда этого почти никто не заметил.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна