Петр Тодоровский
Персона

Петр Тодоровский

Годы жизни:
26 августа 1925 — 24 мая 2013
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Оператор
,
Сценарист
,
Режиссер

«Я люблю, когда забываю, что я смотрю кино, включаюсь и начинаю играть в эту игру, сопереживаю, кого-то начинаю любить, кого-то не любить», — говорил Петр Тодоровский. Оператор, сценарист, режиссер, композитор, он оставил нам в наследство столько своих чудесных «игр», изумительных фильмов, легких, ироничных, мудрых и, самое главное, неизменно добрых. Петр Ефимович был открытым, солнечным человеком. То же самое можно сказать и о его картинах.

Петр Тодоровский родился в 1925 году в городе Бобринец (Украина). С 1943 года воевал, принимал участие в освобождении Варшавы, Быдгоща, Щецина и взятии Берлина. Войну закончил у Шёнхаузена на Эльбе лейтенантом. Военная тема — особая в творчестве режиссера. Ей посвящены его пронзительные фильмы «Военно-полевой роман», «В созвездии Быка», «Риорита». Уже после смерти Петра Ефимовича его жена Мира Тодоровская экранизировала последний сценарий режиссера «Встреча на Эльбе», где он рассказывал о том, что пережил сам.

В 1949 году Петр Тодоровский поступил на операторский факультет ВГИКа (мастерская Бориса Волчека). А дебютировал на Кишиневской киностудии хроникальных и документальных фильмов в качестве оператора киноальманаха «Молдавские напевы».

«Петр Тодоровский приложил руку — как оператор и режиссер — ко многим классическим фильмам 1950–60-х. Даже эпизод с участием Петра Тодоровского из картины Марлена Хуциева «Был месяц май» — памятная монетка в копилочку шестидесятнической мифологии. Тем не менее он никогда не ходил в первых и главных, всегда держался в тени. Слыл себе тихим лириком, скромным автором-исполнителем «городских романсов», богатых на задушевность, но не на изыски стиля и тем паче не на высоколобую интеллектуальность».
Киновед Андрей Плахов

Как режиссер Петр Тодоровский дебютировал в 1962 году, сняв фильм «Никогда». О чем бы ни рассказывал Петр Ефимович в своих картинах, его истории всегда отличала лирическая, душевная интонация, мягкий юмор и безграничная любовь и милосердие к людям. Экран ведь тонкая материя, его не обманешь, и, если режиссер, по сути дела, равнодушен к своим героям, а увлечен лишь внешними эффектами и сюжетными ходами, это видно сразу. У Тодоровского этого быть просто не могло. Его герои покоряют практически с первого кадра, становятся чуть ли не родными и не отпускают даже после финальных титров. Всей душой переживаешь за молодую влюбленную пару из «Городского романса», восхищаешься силой и слабостью Маргариты из «Любимой женщины механика Гаврилова», невозможно спокойно наблюдать за жизненными перипетиями персонажей «Военно-полевого романа» и картины «Анкор, еще анкор!» (кстати, эти работы чем-то перекликаются друг с другом, там и главную героиню зовут одинаково — Люба Антипова).

В 1989 году Петр Тодоровский буквально взорвал советский кинематограф своей «Интердевочкой». Режиссеру удалось подать эту щекотливую для нашего кино тех лет тему деликатно и в то же время жестко и пронзительно.

«Вместо того чтобы снять лихую обнаженку про путану, режиссер сделал лирическую драму — и попал в точку зрительских ожиданий: ведь публика скорее сентиментальна, чем цинична. «Интердевочка» хоть и кажется порождением хитроумной конъюнктуры, полна простодушия, которое делает любой фильм Петра Тодоровского одновременно беззащитным и не требующим защиты».
Киновед Андрей Плахов

В 2001 году режиссер снял трогательный фильм «Жизнь забавами полна», где показал целую галерею смешных, непутевых, неустроенных людей, живущих на стыке эпох и отчаянно, до дрожи нуждающихся в любви. Недаром рефреном фильма звучит стихотворение Григория Поженяна «Нужно, чтоб кто-то кого-то любил».

А еще Петр Тодоровский был замечательным композитором и музыкантом. Во многих фильмах режиссера звучит его музыка.

Петра Ефимовича Тодоровского не стало 24 мая 2013 года.

Петр Тодоровский
Пересматриваем любимые фильмы знаменитого режиссера.
Они сражались за Родину. Актеры-фронтовики
Их становится все меньше, их практически уже нет. Но остается наша память и великая благодарность.
Документальное кино. Портреты режиссеров отечественной киноклассики
Великие имена. Великие таланты. Великие фильмы.

Фильмы и спектакли

Фокусник
Мелодрама
1967
79 мин
Последняя жертва
Драма
1975
99 мин
Интердевочка
Мелодрама
1989
151 мин

Смотрите также

Евгений Леонов
Актер кино
Актер театра
СССР
02 сентября 1926 — 29 января 1994
Михаил Чехов
Актер кино
Актер театра
Режиссер
Россия
29 августа 1891 — 01 октября 1955
Фаина Раневская
Актер кино
Актер театра
Россия
27 августа 1896 — 19 июля 1984
Тамара Макарова
Актер кино
Россия
13 августа 1907 — 20 января 1997