Встреча на Эльбе
Художественные фильмы

Встреча на Эльбе

Год выхода:
1949
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
104 мин.
В ролях:
Фаина Раневская, Владлен Давыдов, Константин Нассонов, Борис Андреев, Михаил Названов, Любовь Орлова, Иван Любезнов, Владимир Владиславский, Павел Воробьев, Эраст Гарин
Режиссёр:
Григорий Александров

Черно-белый советский фильм о начале взаимоотношений СССР и США в послевоенной Германии. Советское командование с помощью своих американских союзников надеется наладить мирную жизнь в разоренной стране, но агенты ЦРУ заняты тем, что пытаются получить секретные военные разработки. Осуществить их планы предстоит бывшему нацисту.

Единственной декорацией картины были руины Кенигсберга и Тильзита, которые выдаются за разрушенный немецкий город Альтенштадт. Фильм вышел на экраны в марте 1949-го, получив одобрительные отзывы критиков, и стал в том году лидером проката.

Н. Грибачев, газета «Культура и жизнь», 1949 год:

«Полузатопленный пароходик «Адольф Гитлер» отходит от восточного берега Эльбы. Он переполнен обезумевшими от страха беженцами, за борт падают люди и чемоданы, каждую минуту он готов пойти ко дну. Он как символ фашистской Германии, доживающей последние часы... Визжит собачонка, обламываются сходни. Пламя пожара пожирает флаг со свастикой. Советские танки врываются в город, за ними бежит атакующая пехота – вот он, берег Эльбы, последний рубеж Второй мировой войны!

На противоположном берегу появляются американцы.

– Да, интересно хоть в последний день войны второй фронт посмотреть, – говорит советский пехотинец...

Многие из американцев, не ожидая распоряжений и приказаний, движимые чувством дружбы и величайшего уважения к славной Советской армии, бросаются в воду и плывут. Советские солдаты протягивают им руки...
Так начинается новый фильм «Встреча на Эльбе».

День этой исторической встречи был праздником надежды для миллионов простых людей мира. В дружбе Америки с Советским Союзом они видели залог того, что ужасы войны не повторятся, что исчезнет гнетущая неуверенность в завтрашнем дне. Однако, как известно, американские реакционеры вынашивали иные планы на будущее.

Смысл и сила искусства в том, что общие истины оно раскрывает в изображении жизни и деятельности конкретных людей. Простые люди всего мира хотят знать правду о том, что происходит во взаимоотношениях государств. Фильм «Встреча на Эльбе» – воплощенная в киноискусстве правда о борьбе советских людей за мир и справедливость, правда о предательстве дела мира американскими реакционерами. Вместе с тем этот фильм – торжествующая песнь разума и прогресса, перед которыми бессильны и звериное рычание сенатора Вуда, и провокационные ухищрения шпионки Шервуд-Коллинз, и волчья жадность американских ростовщиков в генеральских погонах. Можно завербовать полки шпионов и провокаторов, одурачить и оболванить несколько дивизий солдат, но нельзя обмануть целые народы и повернуть вспять историю».

В. Пудовкин, газета «Правда», 1949 год:

«Постановщик Г. Александров дал яркую и глубокую режиссерскую трактовку содержания кинокартины. Фильм насыщен острой, разящей сатирой. Патриотическая тема раскрывается в любовной работе над образами советских героев фильма, во множестве сильных сцен и кадров, наконец, в песнях, которые так любит советский народ.

Картина разоблачает подлую роль поджигателей новой мировой войны, их человеконенавистническую, хищническую сущность, коварную и гнусную политику. Она содержит страстный призыв ко всем передовым, миролюбивым людям – бороться за мир, не допустить развязывания новой войны, стойко и мужественно отстаивать дело прочного мира».

В подборках

Любовь Орлова. Звезда киноэкрана
Вспоминаем фильмы, которыми актриса раз за разом покоряла своего зрителя.
Фильмы о войне
«На моей фамилии вся Россия держится. Иванов. Запиши. Или так запомнишь?»