Владимир Машков
Персона

Владимир Машков

Родился:
27 ноября 1963 (57 лет)
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Режиссер
,
Актер театра
Содержание

Владимир Машков окончил театральное училище с третьего раза, но уже в 24 года сыграл главную роль в легендарном спектакле «Матросская тишина» Олега Табакова, а в 26 — самостоятельно поставил пьесу «Звездный час по местному времени». В 1998 году актера номинировали на «Оскар» за роль в фильме «Вор», благодаря чему он стал известен за рубежом и сыграл в нескольких голливудских фильмах. Машков исполнял главные роли во многих отечественных картинах — «Ликвидация», «Экипаж», «Движение вверх», а в 2018 году стал художественным руководителем Театра Олега Табакова.

Владимир Машков на XII Церемонии вручения премии «Звезда театрала» в театре имени Вахтангова. Фотография: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Владимир Машков родился 27 ноября 1963 года в Туле. Его отец Лев Машков служил актером, а мать Наталья Никифорова — режиссером в Новокузнецком театре кукол. Кроме того, у Машкова был сводный брат Виталий Никифоров — ребенок матери от первого брака, на 12 лет старше. Лев Машков относился к нему как к родному, братья тоже дружили. Когда будущему актеру было 4 года, семья переехала в Новокузнецк, где родители устроились на работу в кукольный театр. Почти все детство Машков провел за его кулисами, а в старших классах даже сам водил кукол в некоторых эпизодах. Кроме того, он отлично играл на гитаре. Однако учился Машков плохо и часто менял школы из-за неудовлетворительного поведения.

В конце 1970-х, когда будущий актер закончил школу, семья переехала в Новосибирск. Владимир Машков поступил на факультет естественных наук Новосибирского университета, однако через год бросил вуз и пошел на прослушивание в Новосибирское театральное училище. Там он читал отрывок из «Евгения Онегина», а на переднем зубе у него виднелась золотая коронка — в Новокузнецке это считалось «крутым». Такая картина вызвала смех у педагогов, но все-таки они взяли Машкова из-за недобора юношей на курс. Но потом, как говорил сам артист, ему «повезло» — его отчислили за хулиганство, поэтому в 1984 году он уехал в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ, в мастерскую Михаила Тарханова. Однако вскоре его снова исключили за драку. Актер устроился работать декоратором в производственные мастерские МХАТ и пытался вернуться обратно.

В 1986 году Владимир Машков узнал, что Олег Табаков, который к тому времени уже выпустил два курса в ГИТИСе, набирает свою мастерскую в Школе-студии МХАТ, и захотел попасть к нему. На прослушивании актер произнес две-три фразы, Табаков сказал: «Всё, спасибо!» и взял его.

Владимир Машков (слева) и художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова и театра «Табакерка» Олег Табаков. Фотография: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Машков начал играть в театре под управлением Олега Табакова в марте 1987 года. «Табакерка» тогда только начала работать в подвале на улице Чаплыгина. А в 1990 году, когда Машков окончил Школу-студию МХАТ, его официально приняли в труппу. Свою первую большую роль он исполнил в постановке «Матросская тишина» по пьесе Александра Галича. До этого история о судьбе еврейской семьи во времена Великой Отечественной войны была запрещена 40 лет. Поэтому спектакль сразу стал знаменит, критики и зрители назвали «Матросскую тишину» одной из лучших работ Табакова. 24-летний Машков сыграл в постановке старика-еврея Абрама Шварца, который всю жизнь вкладывал всё, что у него есть, в сына-скрипача, а тот повзрослел и отвернулся от отца. К этой роли актер готовился в синагоге: наблюдал за поведением мужчин, которые были похожи по возрасту на его героя, а еще думал о своем отце, которого потерял незадолго до этого. После этой работы Табаков сказал, что на свет появился Актер. А сына Абрама, Давида Шварца, в разное время играли Александр Марин, Евгений Миронов и Сергей Безруков.

В 1991 году Машков сыграл городничего в спектакле «Ревизор» по комедии Николая Гоголя: его поставил выпускник первого курса Табакова Сергей Газаров. «Ревизор» стал легендарной комедией «Табакерки». Год спустя Машков исполнил главную роль в постановке «Миф о Дон-Жуане» по комедии Жана-Батиста Мольера, а в 1994 году сыграл Платонова в «Механическом пианино» по пьесе Александра Адабашьяна и Никиты Михалкова. В 1995-м, к юбилейному вечеру в честь 60-летия Олега Табакова, вышел спектакль из трех частей «Анекдоты» по новелле Федора Достоевского «Бобок» и пьесам Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты» и «Двадцать минут с ангелом». В «Бобке» Машков исполнил роль Ивановича, его партнером по сцене стал Евгений Миронов. А в «Двадцать минут с ангелом» актер сыграл вместе с самим Табаковым. За эту работу в 1997 году их дуэт получил премию «Чайка» в номинации «Двойной удар».

В 1992 году Владимир Машков неофициально собрал актеров и предложил им между спектаклями и штатными репетициями поработать над пьесой Гора Николаева «Звездный час по местному времени». Так он поставил свой первый спектакль, главную роль в котором отдал однокурснику Евгению Миронову. Когда постановку показали Табакову, он сказал: «Играйте!», — и принял ее в репертуар. «Звездный час по местному времени» шел с большим успехом восемь лет.

Владимир Машков на XII Церемонии вручения премии «Звезда театрала» в театре имени Вахтангова. Фотография: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Следующим спектаклем Машкова стала музыкальная постановка «Страсти по Бумбарашу». Режиссер поставил ее в 1993 году по пьесе Юлия Кима «Песнь о Бумбараше» и ранним произведениям Аркадия Гайдара. Это была история о человеке, который устал от Гражданской войны и мечтает обрести покой, но оказывается между «тремя огнями»: красными, белыми и бандитами. На этот сюжет уже был снят популярный фильм, но Машков не боялся конкуренции, так как считал кино и театр разными видами искусства. Кроме того, из советской кинокартины «Бумбараш» 1971 года изъяли многие эпизоды, а здесь зрители получили возможность увидеть историю без цензуры. Во многом поэтому она стала театральным хитом и шла на сцене 18  лет. Популярностью пользовался и следующий спектакль Машкова — «Смертельный номер» по пьесе Олега Антонова. А в 1996 году в театре «Сатирикон» режиссер поставил «Трехгрошовую оперу» по одноименному произведению Бертольта Брехта.

Как только Табаков стал руководителем МХАТа в 2001 году, Машков поставил на его сцене спектакль-детектив «№ 13» по пьесе Рэя Куни. Это была комедия о том, как помощник премьер-министра Ричард Уилли снял номер в шикарном отеле для свидания с секретаршей, но в нем оказалось бездыханное тело незнакомого мужчины. Чтобы избавиться от него, герой вызвал своего помощника Джорджа Пигдена, но он только усложнил ситуацию. Главные роли в постановке сыграли Авангард Леонтьев и Евгений Миронов. Машков гордился, что Табаков назвал ее лучшим спектаклем десятилетия. В 2014 году режиссер поменял состав исполнителей. Тогда же спектакль получил театральную премию газеты «Московский комсомолец».

«Я хотел сделать <…> импровизационный, джазовый спектакль, где у каждого из десяти артистов будет своя партия, наступательная, агрессивная режиссура будет сочетаться в нем с яркой актерской игрой. <…> На каждый сантиметр пьесы у меня должно быть три-четыре поворота, мне важно сразу встряхнуть зрителя, не доводить его до состояния вальяжного созерцания. А для этого необходимы актеры с крайне подвижной психикой».
Владимир Машков (в центре позади) в роли Абрама Шварца и Владислав Миллер в роли Давида Шварца в спектакле «Матросская Тишина» по пьесе Александра Галича в Московском театре под руководством Олега Табакова на Сухаревской. Фотография: Артем Геодакян / ТАСС

В 1997 году уже режиссер Владимир Машков обратился к кинематографу. Он поставил добрую новогоднюю сказку «Сирота казанская», где в главной роли снялась его бывшая жена — актриса Елена Шевченко, а одну из второстепенных ролей исполнил Олег Табаков. Машков говорил: «Новый год — это единственный праздник, который останется с нами навсегда. Для кого-то он грустный, для кого-то трагический, для кого-то безумно веселый. И чем дальше, тем этот Новый год становится ужасней, годы-то идут. И если не произойдет история, которая в моем фильме произошла с пятью одинокими людьми, то тогда все бессмысленно в нашей жизни. Вообще, любовь, только любовь — единственное, что может нас спасти в наше циничное время».

Второй режиссерской киноработой Машкова стал фильм «Папа» по пьесе Александра Галича «Матросская тишина». Владимир Машков считал эту трагическую историю о взаимоотношениях отца и сына очень важной, поэтому и решил перенести ее экран. Роль еврея Абрама Шварца он вновь исполнил сам. Режиссер говорил: «Это было посвящение и моему отцу, и Олегу Табакову, и всем, кто может найти там себя или своих родных. Это картина о том, что родители — самые близкие люди на свете, любящие нас бескорыстно, просто так. И нужно просто отвечать им тем же, уметь просить прощения». В 2004 году «Папа» получил «Золотого орла» в номинации «Лучшая работа художника-постановщика», а также приз зрительских симпатий на 26-м Московском международном кинофестивале.

Справа налево: Михаил Филипчук в роли Саньки, Владимир Машков в роли Толяна, Екатерина Редникова в роли Кати и режиссер Павел Чухрай на съемках художественного фильма «Вор». 1997. Фотография: Морковкин Анатолий / ТАСС

В кино Владимир Машков дебютировал в 1989 году в фильме «Зеленый огонь козы» Анатолия Матешко, затем были фильмы «Делай — раз!», «Ха-би-ассы», «Любовь на острове смерти». Однако он прославился как киноактер только в 1994 году, после роли в драме Дениса Евстигнеева «Лимита». В ней Машков сыграл программиста Ивана Ворошилова, который вместе с другом приехал в Москву из Пятигорска. У них на двоих было 160 рублей и банка кизилового варенья, а москвичи презрительно называли их лимитой. Эта роль была близка Машкову, который приехал из Новокузнецка. Более того, его партнером по съемочной площадке стал Евгений Миронов, с которым он точно так же делил продуктовый паек в общежитии Школы-студии МХАТ. Машков говорил: «Художник, особенно в молодые годы, должен быть чуть-чуть голодноват. Я прошел весь путь человека, который жил в голодные девяностые. <…> Но я, честно говоря, никогда не придавал еде особого значения». Картина принесла актеру первый приз на кинофестивале «Кинотавр». В том же году он снялся в фильме «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского. А в 1995 году вышла картина «Американская дочь» Карена Шахназарова. Там он сыграл любящего отца, который прилетает в Сан-Франциско, чтобы похитить дочь у бывшей жены. Шахназаров говорил: «Я никогда не видел во Владимире Машкове мачо, секс-символа, каким его представляют массам. Володя — нежный и трогательный человек. К тому же у Машкова есть дочь, и он очень ее любит, и это был самый важный момент для картины».

В 1997 году актер исполнил главную роль в фильме «Вор» Павла Чухрая. Он сыграл отставного офицера по имени Толян, который познакомился в поезде с шестилетним Саньком и его молодой мамой. Вскоре они начали жить вместе, мальчик восхищался Толяном, хотел быть похожим на него, но иллюзии рухнули, когда обаятельный офицер оказался профессиональным вором и мошенником. За эту роль Машков получил «Нику», а картина попала в шорт-лист Американской киноакадемии и в 1998 году претендовала на премию «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм», после этого актера пригласили на пробы в Голливуд.

Владимир Машков (слева) в роли Анатолия Сидорова и Том Круз в роли Итана Ханта в художественном фильме Брэда Бёрда «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» (2011)

В 2000 году Машков сыграл роль русского киллера в детективной ленте американского режиссера Майкла Рэдфорда «Танцы в «Голубой игуане». Год спустя он исполнил эпизодическую роль в драме «Американская рапсодия» со Скарлетт Йохансон, а затем — в «15 минутах славы» с Робертом Де Ниро. В том же году вышел фильм «В тылу врага» о войне в Югославии. В нем актер сыграл сербского снайпера, который должен проследить, чтобы американский летчик не раскрыл западу военные секреты. Машков тщательно работал над образом своего героя, хотел выглядеть максимально суровым и потрепанным жизнью человеком. После этого фильма зарубежные кинокритики называли актера главным «злым русским» в Голливуде. Через несколько лет с этого образа Машкова срисовали главного героя популярной компьютерной игры GTA IV. А в 2011 году вышел самый кассовый голливудский фильм с его участием — «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» Брэда Бёрда. В четвертой части киносериала главные герои отправились на секретное задание в Москву. А Машков вновь сыграл «злого русского» — спецагента Анатолия Сидорова.

В 2007 году Владимир Машков снялся в сериале «Ликвидация» Сергея Урсуляка. Он сыграл главную роль — Давида Гоцмана, начальника уголовного розыска Одессы, которому необходимо обезвредить банду «Степные волки». У героя был реальный прототип — легендарный советский следователь Давид Курлянд, которого уголовники называли «волкодавом», а коллеги — профессором по борьбе с бандитизмом. Для роли актеру потребовалось научиться фирменному «одесскому» акценту и подготовиться физически — его герой прыгал по крышам и карнизам в погоне за преступниками. Машков справился с обеими задачами и даже говорил, что после съемок еще долгое время «шокал» по-одесски. Сериал стал культовым, а Машков за роль Гоцмана получил «ТЭФИ-2008», «Золотого орла», премию Благотворительного фонда Олега Табакова и стал почетным гражданином Одессы.

Владимир Машков (слева) в роли Леонида Зинченко и Данила Козловский в роли Алексея Гущина в художественном фильме Николая Лебедева «Экипаж» (2016)

Одним из самых ожидаемых сериалов 2015 года на телеканале «Россия-1» стал психологический триллер Павла Лунгина «Родина» — ремейк хитового израильского проекта «Военнопленный». Машков сыграл в нем офицера Алексея Брагина, которого через несколько лет после таинственного исчезновения обнаружили в лагере боевиков. Герой вернулся к семье и в состоянии посттравматического шока пытался разобраться в себе, а спецслужбы подозревали, что он перевербован. Героиню, которая хотела разоблачить Брагина, но в итоге влюбилась в него, сыграла Виктория Исакова. Машков вспоминал в сюжете программы «Вести», посвященном выходу сериала: «На меня произвел впечатление этот человек. Этот подселенец. Я не могу до конца разгадать его до сих пор. Он настолько часто меняется, что за ним я не поспеваю».

В 2016 году на экраны вышел фильм-катастрофа Николая Лебедева «Экипаж» — ремейк картины 1979 года Александра Митты. Он стал самым кассовым в отечественном прокате за год. Машков сыграл сурового, принципиального и опытного командира пассажирского самолета Леонида Зинченко, к которому на борт поступил молодой, талантливый, но своенравный летчик Алексей Гущин — его роль исполнил Данила Козловский. Отношения в экипаже складывались непросто, но когда самолет оказался у подножия извергающегося вулкана, команде пришлось сплотиться, чтобы спасти сотни жизней. К съемкам актеры готовились на настоящих пилотажных тренажерах. Кроме того, чтобы фильм получился зрелищным, спецэффекты создавали не только на компьютере, но и вживую. Машков рассказывал: «Землетрясение снималось настолько подробно и приближенно к реальным условиям, что нам всем, действующим лицам, не приходилось что-то от себя добавлять: нам и правда было то холодно от ветра, то жарко от огня и в любом случае — страшно».

Владимир Машков в роли Владимира Гаранжина в художественном фильма Антона Мегердичева «Движение вверх» (2017)

Следующей известной работой Машкова стала роль в экшн-драме Антона Мегердичева «Движение вверх» 2017 года. Актер сыграл Владимира Гаранжина — тренера советской сборной по баскетболу, которая на мюнхенской Олимпиаде 1972 года обыграла «непобедимую» команду США. Прототипом этого героя стал советский тренер по баскетболу Владимир Кондрашин. За эту роль Машков получил «Золотого орла», а фильм стал самым кассовым за всю историю отечественного кино.

Затем вышли комедия «Миллиард» и триллер «Герой», где актер также сыграл главные роли. 23 августа 2019 года по указу Президента РФ Владимира Машкова наградили Орденом Почета за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

Владимир Машков стал художественным руководителем «Табакерки» 23 апреля 2018 года. На эту должность его предложил глава Минкультуры Владимир Мединский после смерти Олега Табакова 12 марта 2018 года. Машков принял решение не сразу, а на первом собрании, по данным репортажа Виктора Борзенко и Анны Тиминой для журнала «Театрал», сказал труппе: «Я уверен, что нам предстоит интересная жизнь. Мне отступать некуда. Я совершил свой круг, видел много интересного в жизни свободного актера. Теперь у меня новая ответственность. Как завещал мой учитель, дело надо делать. Поэтому мы будем продолжать его дело, которое жило в традициях нашей русской реалистической школы переживания». Еще через месяц режиссер стал художественным руководителем Московской театральной школы Олега Табакова.

Владимир Машков (в центре) в роли городничего и Яна Сексте в роли Анны Андреевны в спектакле режиссера Сергея Газарова «Ревизор» в Московском театре-студии Олега Табакова. Фотография: Метцель Михаил / ТАСС

Машков сразу начал реформировать театр: отремонтировал все площадки, добавил новые дисциплины в учебную программу, поменял репертуар и переименовал «Табакерку» в Театр Олега Табакова. К тому же он вернул на сцену театра легендарный спектакль театра «Матросская тишина». Машков посвятил его своему учителю и вновь исполнил роль Абрама Шварца, но уже не в гриме, а с настоящей бородой. В афишу вернулся и «Ревизор» Сергея Газарова. Роль городничего вновь исполнил Машков, а Хлестакова сыграл Владислав Миллер.

В декабре 2019 года Машков представил зрителям свою первую постановку в статус художественного руководителя «Ночь в отеле» по пьесе Терри Джонсона. Это была история о том, как в 1953 году в номере нью-йоркского отеля совершенно случайно встретились всемирно известные Актриса, Спортсмен, Сенатор и Ученый. А в сентябре 2020 года в театре прошла премьера спектакля Машкова «И никого не стало» по детективной пьесе Агаты Кристи. Писательница написала ее по мотивам собственного романа, известного в России как «Десять негритят». Это была история о том, как незнакомец пригласил десять человек в особняк на острове, обвинил каждого в убийстве и грозил возмездием.

Владимир Машков в роли Матвея Левина на съемках художественного фильма Романа Прыгунова «Миллиард». Фотография: Петр Ковалев / ТАСС
«Герои пьесы буквально загнаны в угол. Происходит переход от законов человеческой общности к законам стаи, где каждый пытается спастись, оправдавшись или пытаясь уничтожить кажущийся источник угрозы возмездия. В героях «темные качели» от вины к невиновности раскачивает сильнейший страх. Самые разные его виды мы и собираемся исследовать в нашем спектакле. Это интересное, местами жутковатое путешествие».
Владимир Машков, официальный сайт Театра Олега Табакова

В 1984 году Владимир Машков влюбился в свою однокурсницу в Новосибирском училище Елену Шевченко. Как вспоминал актер, она очаровала его одним взглядом. Через несколько месяцев молодые люди поженились, однако скоро начали ссориться и поняли, что поспешили. В 1985 году у них родилась дочь Мария Машкова, однако брак это не спасло. Машкова отчислили, он уехал в Москву, а через несколько месяцев супруги развелись. Вскоре Шевченко вышла замуж во второй раз и переехала в столицу, поэтому Машков виделся с дочерью.

Владимир Машков в роли Игната на съемках художественного фильма Алексея Учителя «Край». Фотография: Белинский Юрий / ТАСС

Затем актер два года жил в гражданском браке с актрисой МХАТа Аленой Хованской. А в 2000 году в Сочи, на фестивале «Кинотавр» он встретился с журналисткой Ксенией Терентьевой. Вскоре после возвращения в Москву они обвенчались в католическом костеле. В тот период Машковым заинтересовались зарубежные режиссеры, и супруга учила его английскому языку, а когда актеру предложили сразу несколько контрактов в США, уехала с ним в Америку. Однако там Машков увлекся Оксаной Шелест — американской актрисой и моделью украинского происхождения. Он развелся с Терентьевой и сделал предложение Шелест. Однако и этот союз был недолгим.

С дочерью Марией, которая сейчас тоже играет в театре и кино, Машков поддерживает теплые отношения. В 2010 и 2012 годах она родила актеру внучек Стефанию и Александру.

Фильмы