Олег Борисов
Персона

Олег Борисов

Годы жизни:
08 ноября 1929 — 28 апреля 1994
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Художественный руководитель
,
Актер театра
Содержание

Олег Борисов собирался изучать японскую культуру, пока случайно не нашел во дворе книгу об актерской игре. Творческие упражнения так увлекли его, что он сразу подал документы в школу-студию МХАТ. За свою карьеру артист выходил на сцены пяти театров и исполнил роли в 80 фильмах известных режиссеров: Эльдара Рязанова, Андрея Тарковского, Виктора Иванова и других. Сценарист Александр Миндадзе говорил: «Олег Борисов обогащал любой материал, играл больше, чем написано».

Олег Борисов родился в селе Яковлевское (сегодня - город Приволжск Ивановской области). Его настоящее имя - Альберт, родители назвали сына в честь бельгийского принца. В своем дневнике актер писал: «Я потом долго искал его следы — побывал в Лондоне, постоял у Альберт-холла, в библиотеке отца книгу прочитал о каком-то Альберте фон Большадте, учителе Фомы Аквинского».

Альберт Борисов был старшим ребенком, в 1933 году в семье родился еще один сын - Лев Борисов. Через год семья переехала в Ярославль. Мать записалась в кружок самодеятельности и старалась не пропускать репетиции. Чтобы не оставлять детей одних, брала их с собой. Будущий актер бегал по зрительному залу, прятался за кулисами и наблюдал за работой режиссера.

В 1937 году Альберт Борисов пошел в первый класс. Он был неусидчивым учеником и предпочитал игры занятиям в школе. Борисов с друзьями притворялись казаками, перестреливались горохом и разыгрывали «раскулачивание», а однажды даже вынесли через окно у соседа самогонный аппарат. Актер вспоминал: «Двор, улица для меня были важнее всего. Там жил один удивительный человек, намного взрослее нас, пацанов, у него была своя мастерская, он делал броневички педальные для ребят. «Заходите, пожалуйста, заходите» – приглашал он. Это было высшим признанием».

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Отец Борисова ушел добровольцем на фронт, а мать с двумя сыновьями эвакуировали в Казахстан, в город Чимкент (сейчас - Шымкент). В книге «Абсолютный ноль» Альберт Борисов писал: «Мы живем в маленьком театре, рядом со сценой <...> У меня от вшей поднялась температура - до сорока. Стою голый на скамейке, а мать кидает в буржуйку все мои вещи, одежду. Плачет Лева, младший брат». В эвакуации Борисов работал в местном колхозе вместе со взрослыми: косил траву, научился управлять трактором и помогал на лесопилке. Вернуться домой, в Ярославскую область, семья смогла только в 1943 году.

Спустя три года родители переехали в поселок фабрики «Победа труда» в Подмосковье, и школу Альберт Борисов заканчивал уже там. Он мало проводил времени за учебниками: «Физик по фамилии Заяц меня ненавидел. Люто. По его науке я был самым отстающим <...> Хуже всего обстояло с математикой. Педагог глядел на меня и плакал». Но зато Борисов был нападающим школьной команды по футболу, и играл главные роли во всех праздничных спектаклях.

В 1947 году Альберт Борисов закончил школу и поехал поступать в университет в Москву. О карьере актера он не думал: вместе с несколькими одноклассниками подал документы в Институт Востоковедения на японское отделение. Борисов вспоминал: «У нас был дружный класс, после школы ребята решили не расставаться, вместе учиться, и вот мы все, как один, сдали вступительные экзамены в Институт востоковедения». Однако поучиться на япониста не удалось. В июле этого же года он нашел на скамейке у дома книгу Конкордии Антаровой «Беседы К.С. Станиславского» и прочитал томик за несколько дней. Актер писал: «Сильное впечатление произвело упражнение, когда немому нужно было объясниться в любви к женщине, как должен был появиться отвратительный скрип вместо чарующего голоса. Я этот скрип хорошо натренировал и стал с ним ко всем приставать». Прослушивания в театральные институты еще шли, и Альберт Борисов решил попробовать свои силы. Вскоре он поступил в Школу-студию МХАТ. Однокурсники Борисова придумали ему новое имя - Олег. Хотя дома актера по-прежнему звали Альберт.

О своей учебе Борисов вспоминал: «Держали нас в строгости. Наш мастер Г.А. Герасимов терпеливо сдирал с нас наносное, неживое и добивался, чтобы мы делали все без фальши - независимо от того, посетит ли нас вдохновение». Самые талантливые студенты курса после окончания студии получали распределение в МХАТ. Место в театре прочили и Олегу Борисову, однако в последний момент не взяли: вместо него актером знаменитого театра стал другой выпускник. Режиссер Борис Вершилов утешал Борисова: «Умей ждать. Если катится все легко и ты имеешь быстрый успех, то путь твой, скорее всего, короток. Бери лучше другой сценарий: постепенный, через ошибки и ожидания». В 1951 году Олега Борисова распределили в Киевский Государственный Русский драматический театр им. Леси Украинки, и актер уехал из Москвы.

Как и многим начинающим артистам в то время, Олегу Борисову дали комнату прямо в театре - он ночевал в гримерной. Работы было много: актера сразу задействовали в спектаклях «Хождение по мукам», «Учитель танцев», «Враги» и «Маскарад». Сначала Борисову давали только эпизодические роли, однако через несколько лет он начал играть основных персонажей: Андрея в постановке «В Добрый час!», Короткова в «Живом трупе».

Свою жену Олег Борисов полюбил еще до того, как познакомился с ней вживую. Однажды после спектакля актер заглянул в гримерную партнерши и увидел школьную фотографию ее подруги, Аллы Латынской. Девушка так понравилась Борисову, что артист попросил с ней познакомить. Латынская была дочерью бывшего директора театра, училась на журфаке. Однако знакомить специально Борисова не пришлось: он случайно столкнулся с ней на выходе из театра и сразу предложил встретиться на следующий день у университета. Актер вспоминал: «Ждал у входа, как потом рассказывала Алла, у каштана, чуть поодаль, отвернувшись спиной к основному зданию. Помню, очень волновался и все время курил. В своем единственном пальто из черного драпа…». Олег Борисов и Алла Латынская встречались три года.

Родителей знакомили в Москве: актер привез родственников Латынской на машине. Борисов в дневнике писал: «Смотрины прошли хорошо. Мама только сделала одно замечание Аллиному отцу: «Зачем это вы на ночь «Голос Америки» слушали? Это очень нехорошая станция».

В 1954 году Олег Борисов и Алла Латынская поженились. Через два года родился сын Юрий. Они прожили вместе всю жизнь. В дневнике актер писал о своей жене: «Когда-то в Киеве, сам того не ведая, приобрел золото. Наверное, и ездил в Киев на долгие 13 лет затем, чтобы найти этот клад».

В 1955 году Олег Борисов впервые снялся в кино. Многие актеры из театра подрабатывали на съемках, и он тоже решил пойти на пробы. Борисова одобрили на роль рабочего-подпольщика в фильме Марка Донского «Мать». Затем были картины «Когда поют Соловьи», «Черноморочка», «Простая вещь». В 1958 году журналист Татьяна Бродская в газете «Труд» писала о фильме «Город зажигает огни», в котором играл Борисов: «То развязный, то застенчивый, веселый, задумчивый, грубоватый, но чуткий, всегда искренний и непосредственный – таков Сергей у О.Борисова. И он завоевывает симпатии зрителя, понимающего, что Сергей – это не просто легкомысленный, беспечный малый, а человек, искалеченный войной».

В 1958 году Олег Борисов снялся в фильме у Андрея Тарковского. Тогда режиссер был еще студентом ВГИКа, и искал актеров для своей курсовой работы «Сегодня увольнения не будет». Борисов в это время как раз приехал с театром на гастроли в Москву: после спектакля к нему подошли Андрей Тарковский и его однокурсник Александр Гордон и пригласили на главную роль. В дневнике актер написал: «Сценарий понравился, и я согласился не раздумывая. Все лето мы провели в Курске <...> Этот фильм стал важной частичкой моей жизни. Вероятно, содружество с Тарковским могло бы продолжиться - он приглашал меня в картину «Иваново детство», но из-за занятости в театре я сниматься не смог».

В эти годы Олег Борисов играл в Киевском Государственном Русском драматическом театре имени Леси Украинки. В 1959 году состоялась премьера спектакля «Комедия ошибок» по Шекспиру, где актер сыграл сразу две роли: Дромио Эфесского и Дромио Сиракузского.

«Надо отдать должное молодому актеру – он великолепно справляется с труднейшей задачей. Его Дромио не одинаковы – не только потому, что они носят разные головные уборы, а в силу различия человеческих натур, темпераментов, духовных обликов <...> Без высокого искусства перевоплощения это сделать трудно, пожалуй, даже невозможно. И дело не только в физическом напряжении <...> а главным образом – в необходимости создания психологически правдивого внутреннего образа героя. И это превосходно удалось актеру»
Илья Киселев, «Правда Украины» (1959 год)

В 1960 году Олег Борисов пришел на пробы фильма «За двумя зайцами». Режиссер Виктор Иванов был готов принять на главную роль авантюриста Голохвостова другого актера - Николая Гриценко. Но когда увидел Борисова в гриме, изменил свое решение.

В основу сценария легла пьеса украинского драматурга Михаила Старицкого. По сюжету, Голохвостый обанкротился и решил жениться по расчету, но в это же время встретил другую девушку и влюбился в нее по-настоящему. Работать на площадке было непросто: Иванов был очень требовательным и часто просил переснять сцены. Оператор постановщик Вадим Ильенко рассказывал о взаимоотношениях режиссера и исполнительницы главной роли Маргариты Криницыной: «Он ее доводил часто до слез. Рита убегала за декорации выплакиваться. Он ее искал, находил, извинялся — человек был отходчивый. И она продолжала работать». Конфликты у Иванова возникали и с Олегом Борисовым: актер спорил за право изменять свой текст.

«...Выход один: сомневаться и отрицать. Именно так я работал над каждой своей ролью. Не доверяя тому, что написано. Пытался прочитать то, о чем мой герой умолчал»
Олег Борисов, актер

Сначала «За двумя зайцами» хотели выпустить только в одной республике, поэтому снимали на украинском языке. Главные герои: Олег Борисов и Маргарита Криницына в картине говорили на «суржике» - смеси русского и украинского языков. Однако после премьеры фильма в 1961 году картину переозвучили на русском и показали на большом экране во всем Советском Союзе. Лента собирала полные кинотеатры. Актер вспоминал: «После «За двумя зайцами» успех был бурный <...> Афиши по городу: Голохвостый с тросточкой, без тросточки… Песня «Моя мама сэрдцэ добрэ маэ» исполнялась по заказу радиослушателей».

В 1963 году Олега Борисова пригласили на декаду советского кино в Польше. Там должен был состояться показ картины «За двумя зайцами». Отъезд актера в театре восприняли как «самовольный», и Борисова уволили. Позже выяснилось, что ошибка произошла из-за чиновников министерства культуры: они вовремя не предупредили дирекцию театра. В книге «Абсолютный ноль» Борисов писал: «Когда меня вызвали к министру, я в качестве компенсации за причиненный ущерб потребовал творческий отпуск на год. Для того времени - дерзость!». В «свободный» год Олег Борисов попробовал себя в качестве режиссера и снял комедию «Стежки-дорожки», но картина прошла незамеченной.

В 1964 году Эльдар Рязанов одобрил Борисова на главную роль в своем новом фильме «Дайте жалобную книгу». Актер сыграл журналиста Никитина, который помог директору ресторана улучшить сервис и превратить его в молодежное кафе. Рязанов вспоминал: «Я пытался переломить условность ситуаций и характеров максимально правдивой съемкой и достоверной, без комикования игрой актеров <...> Я привлек актеров, которых скорее можно было бы назвать драматическими». Главную женскую роль исполнила Лариса Голубкина. Картину посмотрели 30 миллионов зрителей - Борисова стали узнавать на улицах.

После длительного отпуска в Русский драматический театр им. Леси Украинки Олег Борисов не вернулся: актер вместе с семьей решил переехать в Ленинград.

В 1964 году Олег Борисов устроился в Ленинградский Большой драматический театр имени Горького. Режиссер Георгий Товстоногов сразу задействовал актера в известных спектаклях театра: «Идиот», «Сколько лет, сколько зим», «Мещане», «Дачники». Борисову доверяли сложных и противоречивых героев: в 1969 году он сыграл принца Гарри в постановке «Король Генрих IV». Чтобы понять своего героя, актер зачитывался книгами по анализу Шекспира и много репетировал. В своем дневнике он писал: «Бой с Хотспером, главарем заговорщиков, дается все труднее. Прихожу домой, показываю Алле те места, на которые сегодня приземлялся. Она определяет: царапина, гематома… и прикладывает медные пятачки <...> Мы деремся настоящим оружием – мечами с длинными клинками и кинжалами».

Параллельно с работой в театре Олег Борисов продолжал сниматься в кино. В 1970 году актер сыграл разведчика Виктора Соломина в картине Алексея Германа «Проверка на дорогах». На площадке Борисов встретился с Роланом Быковым и Владимиром Заманским. По сюжету, в плен партизанскому отряду добровольно сдался человек, который сотрудничал с немцами - он раскаялся и хотел воевать против фашистов. Однако киноленту запретили: за то, что она якобы бросает тень на партизанское движение. Впервые картина вышла на большой экран, когда началась перестройка.

«Гордая, воинствующая индивидуальность, не согласная на примирение, не способная на компромисс. Конфликтность, положенная от рождения в колыбель, как дар злой феи. Раздор героя с миром не мелок и не на пустом месте возникает — в нем заложен высокий и грозный смысл бытия человека вообще <...> Для иных персонажей Борисова жизненным девизом было — «не взлюби ближнего, как самого себя»
Татьяна Москвина, журнал «Искусство кино» (2004)

В 1973 году на экраны вышел четырехсерийный телевизионный фильм «Крах инженера Гарина» с Олегом Борисовым в главной роли. Фантастическую историю об ученом, который изобрел лазерное оружие массового поражения и хотел захватить мир, сняли по мотивам романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Несмотря на высокие телевизионные рейтинги, критики оценили картину невысоко: персонажи сериала, по их мнению, не совпадали по характеру с авторскими.

Умение переосмыслить персонажа и раскрыть его с новой стороны помогло Борисову во время съемок фильма «Женитьба» в 1977 году. Режиссер Виталий Мельников вспоминал: «В общепринятой трактовке Кочкарев - это легкомысленный, пустой, но очень энергичный человек. Мы с Олегом Борисовым чувствовали, что если в этой широко распространенной концепции есть правда, то это не вся правда и уж, во всяком случае, для нас она недостаточна». Борисов полностью изменил восприятие персонажа зрителями - главный герой в исполнении актера превратился в одинокого и неприкаянного человека.

С 1977 года Олег Борисов записывал спектакли для радио. Сначала это были сказки: «Сказка о царе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане». Но постепенно в аудио формате стали появляться и другие постановки Ленинградского Большого драматического театра имени Горького: «Фаворит», «Звездопад», «Старосветские помещики». Одной из самых значимых для Борисова была роль Григория Мелехова в спектакле «Тихий Дон». Журналист Наталья Лагина писала: «Казалось, Григорий Мелехов <...> менее всего подходит Борисову <...> Но есть самое главное: через метания, непоправимые ошибки, провалы, поиски правды неверными путями, через разочарования, срывы, кровь, преступления, неоправданную жестокость, через бесконечные страдания обретает он себя». В 1978 году Олегу Борисову присвоили звание народного артиста СССР.

В начале 1980-х актеру все меньше давали роли в театре: Олег Борисов был занят на съемках. Один из одним выходили фильмы: «Рафферти», «История одной любви», «Две строчки мелким шрифтом». В 1982 году на большом экране показали сразу две картины с участием Борисова: «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова и «Остров Сокровищ» Владимира Воробьева. В фильме «Остановился поезд» актер сыграл следователя прокуратуры, который пытался разобраться в инциденте на железной дороге. Сценарист Александр Миндадзе вспоминал: «Он был одним из тех немногих, уникальных актеров, кто не клянчил реплики. Он только приветствовал сокращения, предпочитал пластическое решение разговорам. Он был настолько выразителен, что очень многое мог сыграть и без слов». За актерскую игру в этом фильме Борисов получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

В 1983 году режиссер Олег Ефремов предложил Олегу Борисову перейти в Московский художественный театр. Над ответом актер думал недолго: о МХАТе он мечтал со студенчества. Через несколько месяцев Борисов переехал в Москву и сразу приступил к репетициям - Ефремов одобрил артиста на роль Астрова в спектакле «Дядя Ваня». А с ноября 1989 года Олег Борисов играл не только в МХАТе. В декабре этого же года он дебютировал на сцене театра Советской Армии в роли Павла I.

В 1988 году Вадим Абдрашитов пригласил Олега Борисова посотрудничать еще раз и сняться в фильме «Слуга». Актера одобрили на роль чиновника Андрея Гудионова - «хозяина», который покровительствует бывшему десантнику. Военный настолько привык к Гудионову, что уже не представлял свободной жизни и готов выполнить любой приказ. Время в фильме постоянно менялось: события прошлого переплетались с будущим, реальность - со снами. В 1989 году за исполнение этой роли Борисова наградили премией «Ника», а спустя два года - Государственной премией СССР.

«Думаю, что моя миссия выполняется лишь на сотую долю того, что могу. А есть ли вообще какая-нибудь моя миссия? Если есть, то почему столько кочек, кто написал там такой неудачный, сумбурный сценарий? Почему концы с концами не сходятся? Как было бы хорошо, если бы этот сценарий начинался так: «Albert Borisoff родился в 19 веке, в имении под Парижем…»
Олег Борисов

В 1991 году Олег Борисов ушел на пенсию и создал вместе с сыном «Антрепризу Олега Борисова». Спектакли актер ставил сам: на сцене показывали «Пиковую даму», «Человек в футляре», «Мне скучно, бес» по мотивам произведений Гете, Пушкина и Манна.

В 1994 году актер скончался. Причиной смерти стало хроническое заболевание. Олега Борисова похоронили на Новодевичьем кладбище.

Фильмы

Спектакли