Железнодорожное кино

Ритмичный стук колес, меняющиеся пейзажи за окном, приглушенный свет в купе, чай в неизменном подстаканнике, задушевная беседа с людьми, которых видишь первый и, скорее всего, последний раз в жизни. На самолете, безусловно, быстрей, но в поезде — уютней и романтичней. Мы решили вспомнить киноэпизоды, связанные с железной дорогой, а также фильмы о людях, работающих на железнодорожном транспорте.
Путешествие начинается с вокзала. А лучший советский фильм, практически все действие которого происходит именно там, — «Вокзал для двоих»
. Знакомство официантки из провинциального привокзального ресторана Веры и столичного музыканта Платона началось с яростного конфликта. Но в итоге сутки, которые они вынужденно потом провели вместе, очень сблизили героев, сделав их почти родными людьми. Любовь иногда рождается из ненависти, такое случается в жизни. Блистателен в картине дуэт Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили. И фееричен в эпизодической роли проводника Андрея Никита Михалков
. Как вспоминал режиссер фильма Эльдар Рязанов: «В этом образе хотелось показать тип, который, как нам казалось, еще не получил в то время своего полновесного экранного воплощения. Андрей — жлоб, чувствующий себя хозяином жизни. Хваткий, напористый, энергичный, удачливый, не лишенный обаяния парень — таким мы видели этого героя».
27 февраля 1977 года в одном из вагонов поезда «Юность», который ехал из Москвы в Ленинград произошел пожар. Этот случай был взят за основу сюжета фильма-катастрофы «34-й скорый», который вышел в 1981 году. В картине показаны и самоотверженное поведение работников поезда, проводивших эвакуацию людей, и то, как по-разному в экстремальной ситуации вели себя пассажиры.
В 1982 году появился еще один фильм, рассказывающий о катастрофе на железной дороге и ее последствиях. Это «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова. Потом в творчестве Абдрашитова
железнодорожная тематика возникнет в 1995 году в картине «Пьеса для пассажира». Главный герой картины — бывший судья, а ныне проводник в поезде Олег, которого великолепно сыграл Сергей Маковецкий
.
Криминальные истории на железной дороге тоже случаются. У эстрадной певицы Зои Болотниковой (Любовь Полищук) в поезде украли заграничный паспорт. Расследованию этого преступления и посвящен симпатичный комедийный детектив режиссера Евгения Татарского «Презумпция невиновности». Причем, все расследование происходит во время движения поезда, начальника которого сыграл Леонид Куравлев.

А вот в фильме Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся» Куравлев уже не сотрудник железнодорожного транспорта, а пассажир. Действие этой двухсерийной социальной драмы полностью происходит в вагоне (а большей частью вообще в купе) поезда. Леонид Куравлев в образе главного диспетчера СМУ «Сельхозстрой» Леонида Шиндина вместе с коллегами решает на протяжении всего пути непростые производственные и нравственные задачи. Жену Шиндина (и по совместительству коллегу по работе) играет Ирина Муравьева.

Второй раз в одном купе Леонид Куравлев и Ирина Муравьева оказались в чудесной комедии «Самая обаятельная и привлекательная»
. И тут они тоже коллеги, но не связанные узами брака. Герой Куравлева Миша Дятлов глубоко женат, и командировка для него — вожделенный шанс ненадолго отлучиться от семьи и порезвиться, так сказать, на свободе. В роли компаньона для этих целей ему как нельзя лучше подходит холостой неотразимый красавец Володя Смирнов (Александр Абдулов). Ну, а Надя Клюева (Ирина Муравьева
), влюбленная в Смирнова, едет вместе с ними и невольно расстраивает все их «коварные» мужские планы по соблазнению. И начинаются их неудачи на любовном фронте уже в поезде по дороге в командировку.
Чудесно и познавательно проводит время в поезде семейная пара из алтайской деревни в картине «Печки-лавочки»
. Довелось там супругам Расторгуевым (Василий Шукшин
и Лидия Федосеева-Шукшина) познакомиться и с обаятельным вором (Георгий Бурков
), и с интеллигентным ученым (Всеволод Санаев).
Едет в поезде знакомиться с невестами ефрейтор Костя Збруев, герой картины «Семь невест ефрейтора Збруева». Повезло ему с проводницей: не только чай ему приносила, но и научила парня танцевать модный танец, а то он только что из армии и не в курсе современных тенденций. Кстати, этот танцевальный эпизод в коридоре вагона, исполненный актерами Семеном Морозовым и Ириной Куберской, один из лучших в фильме.
«Тронемся — чай будем пить» — такими словами встречает начальник поезда героя фильма «Чародеи» Ивана (Александр Абдулов
). Впрочем, ему не до чая: едет он в Китеж-град спасать от колдовских чар свою невесту Алену (Александра Яковлева). Спать Ване тоже не хочется, но тут на помощь приходит симпатичный «вагонный», он же маг Фома Брыль (Михаил Светин
), исполнивший ему усыпляющую колыбельную «Спать пора». А начальника поезда в «Чародеях» сыграл Николай Парфенов. Это, кстати, можно назвать повышением по службе, так как за год до «Чародеев» в картине «Мы, нижеподписавшиеся» Парфенов был проводником.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна