Театры

Николай Гриценко. Лицедей номер один

На рубеже 1950–60-х годов вся Москва ходила в Вахтанговский театр «на Гриценко». Билеты на спектакли с его участием было не достать. Зрители актера обожали, а коллеги, несмотря на сложный характер Гриценко, в один голос называли его гением и актером с божьим даром.

Николай Гриценко. Фотография: ruskino.ru

Всенародной славы и главных ролей могло бы и не быть. Николай Гриценко окончил строительный техникум и пошел работать конструктором на металлургический комбинат. Постепенно он осознал, что занимается не своим делом, и решил попробовать себя в творческой профессии. Поочередно поучившись на музыкально-драматическом рабфаке в Макеевке, в Киевском драматическом техникуме, в театральных школах при МХАТе и Центральном театре Красной армии, а также в будущем Щукинском училище, он, наконец, был принят в труппу Театра имени Вахтангова, где прослужил до конца своей жизни.

Театральная биография Николая Гриценко началась с ролей в спектаклях «Дон Кихот» и «Маскарад». Вскоре его талант заметил известный вахтанговский режиссер Рубен Симонов, с которым у Гриценко сложился прекрасный актерско-режиссерский тандем. Гриценко сыграл в его постановках «Фронт», «Мадемуазель Нитуш», «Живой труп», «Принцесса Турандот».

Роль Тихона Молокова в драме «На золотом дне» по произведению Дмитрия Мамина-Сибиряка стала одной из самых известных работ Николая Гриценко в театре. Юрий Яковлев вспоминал случай, который произошел на прогоне спектакля: «Шла генеральная репетиция для «пап и мам». Николай Олимпиевич пригласил свою маму. На прогоне она спрашивает у меня: «А что, это новый актер у вас?» — «Пока секрет. Я вам потом расскажу», — отвечаю его маме. Кончился первый акт. Подвожу ее к нему и говорю: «Познакомьтесь, Николай Олимпиевич Гриценко». Мама его не узнала! Этот случай — легенда, свидетелем которой я был».

«Есть способные люди, а если еще и упертые и по-настоящему глобально занимаются делом, приспособлены к нему психофизически, то они в течение четырех лет хорошо обучаются и из них получаются профессиональные актеры. Таких очень много. Когда это великое, божеское — это совсем другое. И все навыки дают возможность только как-то втиснуть свое божественное дарование в рамки и структуры взаимоотношений с режиссером, театром, драматургическим материалом и так далее. Вот таким был Гриценко».

Однако сам Гриценко своей самой важной работой в театре считал роль князя Мышкина в спектакле «Идиот». Эту роль актер играл более десяти лет.

«Задумав какую-то форму, образ, характер, мог влезать в него стопроцентно. Он переставлял себя так, как никто в нашем театре не мог. Он был лицедей номер один».

Гриценко всегда ставил театр на первое место: «Как актер я давно пришел к выводу, что только театр переживания, театр, в котором актер владеет искусством перевоплощения, — мой театр». В кино актер снимался нечасто, но каждое его появление на экране превращалось в незабываемый спектакль. Достаточно вспомнить Николая Гриценко в роли Каренина. Для создания образа актер использовал все доступные средства: изменил пластику, походку, тембр голоса, манеру говорить… И вот перед нами предстает педантичный чиновник Алексей Каренин, в точности такой, каким его описал в романе Лев Толстой.

Предлагаем пересмотреть фильмы и спектакли с участием Николая Гриценко на нашем портале.

Два капитана
Приключения
1976
450 мин
Земля Санникова
Приключения
1973
95 мин
Анна Каренина
Драма
1967
145 мин
Конармия
Драма
1975
137 мин
Отец Сергий
Драма
1978
95 мин
Принцесса Турандот
Драма
1971
140 мин
День-деньской
Драма
1978
151 мин
Память сердца
Драма
1973
125 мин
На золотом дне
Драма
1977
155 мин

Смотрите также

Спектакли для отпуска
Яркие, динамичные и лиричные постановки о путешествиях, необычных романах и дерзких авантюрах.
Спектакли Большого
Вспоминаем легендарные постановки театра.
Любительские театры
Документальные фильмы о любительских театрах России.