Алексей Жарков

Годы жизни: 27 марта 1948 - 05 июня 2016
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Первую роль Алексей Жарков получил в 14 лет: режиссер Марк Донской
увидел его на сцене Дома Союзов и пригласил в фильм «Здравствуйте, дети!». С тех пор Жарков мечтал только о театре и кино. Около 30 лет артист выходил на сцену Театра Ермоловой
и еще 12 лет играл в труппе МХТ им. Чехова
. Но стал известен по ролям в картинах «Мой друг Иван Лапшин», «Торпедоносцы» и «Десять негритят». За свою карьеру актер исполнил более 130 ролей в кино.

Аккордеон из фанеры и первые кинороли: семья и детство Жаркова

Алексей Жарков родился в Москве. Его отец прошел Великую Отечественную войну
и работал плотником, мать была бухгалтером. Семья жила бедно. В небольшой комнате на окраине города умещались родители, бабушка с дедушкой и трое детей: старший Анатолий, Алексей и Антонина. Будущий актер много времени проводил во дворе. Летом играл в футбол
, зимой — в хоккей. Однако его любимым развлечением был поход не на матч, а в цирк
. Жарков вспоминал: «Маленьким я очень любил цирк: с замиранием сердца смотрел на гимнастов, но клоуны производили самое грандиозное впечатление. Дома перед зеркалом я строил рожи, фантазировал, мазался помадой — рисовал себе большой рот». Будущий актер хорошо рисовал и хотел научиться играть на аккордеоне: однажды его впечатлил концерт уличных музыкантов. Денег в семье не хватало, и о собственном инструменте Алексей Жарков даже не мечтал. Тогда он сделал себе аккордеон из бумаги и картона. Увидев это, отец вскоре подарил сыну настоящий.
Когда Алексею Жаркову исполнилось десять лет, старший брат привел его в Дом пионеров и предложил выбрать кружок. Будущий актер стал заниматься в секции художественного слова: там ребят учили сценической речи и риторике. Жарков легко запоминал стихотворения и вскоре стал выступать на всех праздничных концертах. В 1960 году его пригласили на вечер в колонном зале Дома Союзов. Там Алексей Жарков должен был прочитать отрывок из «Василия Теркина»
Твардовского под музыку. Он аккомпанировал себе сам. Во время выступления в концертном зале сидел Марк Донской. Известному режиссеру так понравилось выступление, что он предложил Жаркову сняться в фильме «Здравствуйте, дети!».
В картине Алексея Жаркова одобрили на роль Пети — мальчика, который подружился с японской девочкой из Хиросимы. Фильм снимали в пионерском лагере «Артек»
. Когда в 1962 году кинолента вышла на экраны, юного актера заметил еще один знаменитый режиссер — Ролан Быков
. Уже через два года Жарков снялся в приключенческой картине «Пропало лето». Однако почти все сцены с его персонажем, мальчиком по прозвищу Котелок, вырезали: Быков сокращал продолжительность фильма. Фамилию Жаркова даже убрали из титров.

От учебных спектаклей до громких премьер

После первых ролей в кино Жарков определился с будущей профессией. Он вспоминал: «В детстве я мечтал быть следователем, чекистом, но то ли время было такое, либо настрой был такой в стране. И казалось, что это мне подходит: я очень упертый». Теперь же он мечтал об актерской карьере. В 1966 году Алексей Жарков окончил школу и поступил в Школу-студию МХАТ
.
Он попал на курс известного актера Александра Карева. Мастерская педагога была звездной: к тому моменту из нее уже выпустились артисты Леонид Броневой
, Галина Волчек
, Геннадий Бортников. Жарков был прилежным студентом, ему одинаково хорошо удавались роли и во французском водевиле «Любовное зелье», и в постановке исторического романа Булгакова
«Мольер». В перерывах между занятиями молодой артист успевал играть в теннис и даже выступал на первенстве Москвы. На последних курсах его пригласили в Московский драматический театр им. Ермоловой. В 1970 году выпускной спектакль «Преступление и наказание» оценивал знаменитый режиссер Евгений Радомысленский. Жарков в роли Мармеладова заслужил высшую оценку.
В 1971 году актер устроил на работу в Театр им. Ермоловой. Режиссер Владимир Андреев
сразу дал Алексею Жаркову несколько ролей: Нелея в «Мэри Поппинс»
, Деда Максимыча и Глеба Капустина в «Товарищах-гражданах». В 1972 году Владимир Андреев впервые поставил пьесу драматурга Александра Вампилова
«Старший сын». На премьерном показе роль Васеньки играл Алексей Жарков. Потом были спектакли «Разлом»
о семейном разладе на фоне разлома страны и драма «Василиса Мелентьева»
об Иване Грозном.

Спектакль в день свадьбы: личная жизнь Алексея Жаркова

Со своей женой Алексей Жарков познакомился в театре. Стюардесса Людмила Жаркова пришла на спектакль и после захотела подойти за кулисы и лично поблагодарить актера. Они разговорились, и актер проводил девушку до дома. Весь следующий месяц они общались каждый день.
В 1972 году Жарковы поженились. В этот же день у актера был спектакль «Ваше мнение, доктор». В театр поехали сразу из ЗАГСа: гости заняли большую часть зрительного зала, а супруга в белом платье ждала за кулисами. Через несколько лет в семье родилось двое детей: Максим и Анастасия. Сын пошел работать в правоохранительные органы, а дочь выбрала профессию отца и стала актрисой. Анастасия Жаркова озвучивала персонажей картин «Гадкий я — 3», «Тайная жизнь домашних животных», «Форсаж 8». Артист говорил: «На первом месте — само ощущение жизни, потом жена — любимая жена, дети, собака. Пусть это покажется банальным».

Кинокарьера: главные фильмы актера

Несмотря на успешную карьеру в театре, Алексей Жарков мечтал сниматься в кино. Но режиссеры долго не приглашали его. Тогда актер решил действовать сам: во время гастролей театра в Ленинграде он оставил свою анкету и фотографию для базы «Ленфильма». Артисту позвонили только через несколько лет — в 1978 году режиссер Кира Муратова
позвала Жаркова на пробы своего фильма «Познавая белый свет».
Это был первая картина Муратовой в Ленинграде: из-за конфликтов с руководством Одесской киностудии режиссер временно переехала на Север. На главную роль шофера Николая Алексея Жаркова утвердили сразу. Муратова искала актера, внешность которого интуитивно бы казалась зрителю знакомой. Действие происходило на комсомольской стройке, и в герое Жаркова должен был узнаваться «парень из соседнего подъезда». Его напарниками по съемочной площадке стали Нина Русланова и Сергей Попов. Русланова вспоминала: «Это картина о стройке — «на производственную тему», как писали руководители кинематографа. Рычат механизмы. Рабочие роют котлованы. На самом деле фильм не о стройке, что мне в нем и нравилось. В «производственных» картинах не было ничего от реальной жизни, от наших страданий, от встреч, потерь». В центре сюжета «Познавая белый свет» — любовный треугольник. В финальной сцене персонаж Жаркова разбивал зеркало, в которое смотрелись влюбленные.
Фильм Муратовой заново открыл актеру путь в кино. Алексея Жаркова стали приглашать на съемки. Уже в 1979 году он сыграл в четырех фильмах: «Жена ушла», «Последняя охота», «Ярость» и «Следствие ведут знатоки». А спустя год на площадке картины «Ночное происшествие» встретился со знаменитыми актерами Петром Вельяминовым и Галиной Польских. Пять кинолент в 1981 году, четыре в 1982-м — Алексей Жарков принимал любые предложения режиссеров и большую часть времени проводил на съемках. Он говорил: «Зритель ценит только тех актеров, которых знает и видит. А забвение для нашего брата хуже Господнего наказания».
Известность к Алексею Жаркову пришла в 1983 году с выходом на экраны фильма «Торпедоносцы». Историю о героях морской авиации снимали в Мурманске и приурочили к 60-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Для большей достоверности режиссер Сергей Аранович использовал в картине документальные съемки воздушных боев. Жарков сыграл роль старшины Федора Черепца. Мастерство актера оценили зрители: в 1983 году фильм стал одним из лидеров советского проката. А уже в следующем году большинство членов съемочной команды наградили Серебряной медалью Довженко.
Параллельно с «Торпедоносцами» Жарков работал над мелодрамой «Мой друг Иван Лапшин». В фильме актер сыграл сотрудника уголовного розыска Василия Окошкина. На эту роль также пробовался новосибирский артист Евгений Важенин, однако из-за занятости в театре он был вынужден отказаться. А вот Алексея Жаркова нагрузки не смутили. Съемки нового фильма пересеклись на пару месяцев с «Торпедоносцами»: за день актер успевал появиться сразу на двух площадках.
Алексей Жарков не отказывался от ролей второго плана: он сыграл официанта шашлычной в фильме «Прохиндиада, или Бег на месте», полковника Самохвалова в советско-болгарской ленте «Берега в тумане». В 1985 году актеру предложили роль революционера Ивана Бабушкина в одноименном многосерийном фильме Георгия Кузнецова. Алексей Жарков тщательно готовился: чтобы раскрыть историческую личность на экране, он изучал книги и документы эпохи, воспоминания современников.
Практически каждая роль оставляет отпечаток в душе, это естественно. Я ощущаю это иногда с радостью, а иной раз — с ужасом. Мне кажется, что во мне есть и частица Ивана Грозного, и частица Ван Гога, и революционера Ивана Бабушкина, и многих-многих прочих. С одной стороны, наверное, это обогащает меня как личность. Но в то же время некоторые роли попросту зверски растрепали меня.
Алексей Жарков
В 1987 году Алексея Жаркова пригласили на съемки фильма «Десять негритят» — экранизации романа Агаты Кристи. Режиссер Станислав Говорухин
одобрил актера на роль инспектора Скотленд-Ярда Уильяма Генри Блора. По сюжету незнакомых ранее людей от имени мистера Оуэна пригласили на остров. В первый же вечер голос с пластинки обвинил каждого в убийстве, и посетители острова начали один за одним умирать. Каждый из оказавшихся на острове пытался узнать, кто же убийца. Фильм снимали в Крыму, особняком мистера Оуэна стал замок «Ласточкино гнездо»
. После выхода картины на большой экран Жарков стал более востребованным среди режиссеров: ему предлагали роли в кино практически каждые три-четыре месяца.

Барон, прокурор и аферист: известные амплуа Алексея Жаркова

Несмотря на напряженный график съемок, Алексей Жарков продолжал играть в Театре им. Ермоловой. Актер играл главную роль в спектакле «Говори»
, телеэкранизация которого появилась в 1987 году. Это была первая постановка Валерия Фокина в качестве главного режиссера Театра им. Ермоловой. Он вспоминал: «Двадцать лет назад у меня был спектакль «Говори» — знаменитый спектакль, который даже называли визитной карточкой перестройки. Потому что он вышел в 1985 году и был весь про это. Но тогда мы все жили в ощущении, что говорим правду, что мы вышли из кухни и можем говорить вслух. Нам казалось, что все завтра поменяется, потому что мы это говорим». Алексей Жарков играл Мартынова — крестьянина, который в перестройку стал первым секретарем райкома. Честный, инициативный он вникал в проблемы местных колхозов и пытался сломать бюрократическую систему. Спектакль собирал аншлаги.
Успехи Алексея Жаркова не могли не заметить в театральной среде. В 1988 году актера пригласили в МХТ им. А.П. Чехова. Уже к следующему году Жарков играл в двух известных постановках театра: Лопахина в «Вишневом саде» и Валерьяныча в спектакле «Я построил дом».
Параллельно артист продолжал сниматься в кино. В 1988 году Жарков появился на экранах в двухсериальном фильме «Криминальный талант». Напарницей по площадке была Александра Захарова: она сыграла обаятельную аферистку, он — следователя прокуратуры. Сюжет строился на их противостоянии. Вскоре Алексея Жаркова одобрили на роль барона Данглара в советско-французской картине «Узник замка Иф». Во время работы над лентой актер познакомился с Михаилом Боярским
, Виктором Авиловым, Евгением Дворжецким
. Съемки проходили в Крыму, Франции и Италии. Михаил Боярский вспоминал: «Лучше всего снималось в Одессе. Весело было: море, девушки, солнце, пляж — красота! А какая компания была! Лешка Петренко, Лешка Жарков, Витька Авилов, Женька Дворжецкий!»
В 1989 году Алексей Жарков сыграл афериста в картине «В городе Сочи темные ночи». Для главной роли режиссер Василий Пичул искал опытного артиста, который уже снимался в фильмах про мошенников. Популярность Жаркова только росла. В этом же году вышло еще три киноленты с его участием: «Город Зеро», «Женщины, которым повезло» и «Васька».

«Я чаще играю в жизни, чем на сцене»: работа в постсоветской России

Алексей Жарков оставался востребованным актером даже после распада СССР. Он говорил: «Вообще наше поколение актеров за годы после перестройки ушло в тень. При этом все нормально работают, только про нас не пишут. Да, возникло много многосериек и много новых звезд благодаря им. Это нормальный процесс. Обидно только, что на этой волне любую пустышку делают звездой — портреты и в газетах, и в журналах». В 1991 году актера одобрили на главную роль Ивана Грозного в историческом фильме «Кремлевские тайны шестнадцатого века» и Матвея Аграненко, председателя исполкома времен Хрущева, в картине «Непредвиденные визиты». Были роли и в театре: в 1993 году Жарков играл в спектаклях «Олень и шалашовка», «Плач в пригоршню», а спустя год режиссер МХТ Олег Ефремов
утвердил актера на роль Шуйского в постановке «Борис Годунов». В 1994 году Алексей Жарков стал народным артистом России.
Однако платить стали меньше, и Алексей Жарков начал испытывать финансовые трудности. Он говорил: «На сцену я всегда выхожу голодным, чтобы быть злым, чтобы яростно отработать ту или иную роль. Но я не должен на сцене думать о куске хлеба, чтобы я и моя семья в прямом смысле голодали».
Постепенно Жаркову перестали предлагать главные роли: в кино приглашали новых, неизвестных артистов. Он продолжал сниматься, но уже в качестве актера второго плана. В 1995 году на экраны вышел фильм «Роковые яйца», в 1996 году — «Короли российского сыска», в 1997 году — «Дети понедельника». В этот период Жарков сконцентрировался на работе в театре. Актер играл Соленого в спектакле «Три сестры», разучивал роль Оргона для постановки «Тартюф». Он был членом художественного совета, а в 1998 году по случаю столетия МХТ стал кавалером Ордена Дружбы. Однако в 2000 году из-за конфликта с руководством Алексей Жарков перешел на работу обратно в Театр им. Ермоловой.
В 2000 году Алексей Жарков снялся в сериале «Тайны дворцовых переворотов». Его одобрили на роль Алексея Долгорукого. Работа над картиной затянулась на несколько лет. Сначала режиссер Светлана Дружинина планировала выпустить 12 фильмов, однако всего вышло восемь — последний закончили только в 2008 году. В перерывах между сериями Алексей Жарков успел сняться в 25 картинах, среди которых «Идеальная пара», «Нет спасения от любви», «Штрафбат», «Убойная сила-6» и многие другие. Актер говорил: «Я чаще играю в жизни, чем на сцене. Но не стремлюсь — от своих комплексов — казаться лучше, чем я есть. Очень хочется выглядеть начитаннее, умнее, серьезнее».
Последним фильмом Алексея Жаркова стала картина Карена Шахназарова
«Палата №6»
. Актер сыграл главврача. Для большей достоверности фильм снимали в подмосковной психиатрической клинике, где в роли массовки выступили пациенты. Лента вышла на экраны в 2009 году.
В 2012 году актер серьезно заболел и оставил сцену. Последние годы он жил на своей подмосковной даче. 5 июня 2016 года Алексей Жарков скончался, причиной смерти стал инсульт. Его похоронили на Покровском кладбище в Московской области.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна