Разлом
Телеспектакль

Разлом

Театр имени Ермоловой

Год выхода:
1977
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
131 мин.
В ролях:
Борис Быстров, Всеволод Якут, Ольга Николаева, Валерия Разинкова, Татьяна Шумова, Валерий Еремичев, Владимир Павлов, Лев Любецкий, Юрий Медведев, Юрий Волков, Юрий Блащук, Юрий Комаров, Алексей Жарков, Владимир Мащенко, Лидия Шубина
Режиссёры:
Алина Казьмина, Владимир Андреев

Телеспектакль по одноименной пьесе Бориса Лавренева.

Из книги А.Д. Попова «Творческое наследие. Воспоминания и размышления о театре. Художественная целостность спектакля» (1979 г.):

<...> «Разлом» – пьеса, при постановке которой любой театр всегда держит экзамен на подлинную ансамблевость и мировоззренческую зрелость коллектива. Она так построена и написана, что снимает подчас пышные режиссерские декларации и обнажает недостаток серьеза в отображении революционного народа.

Отгремела Гражданская война, над Страной Советов загорались огни первой пятилетки социалистической индустрии. Молодая советская драматургия откликнулась на великий план индустриализации десятками пьес. <...>

Переключение внимания с семейной драмы в квартире капитана Берсенева на становление революционного сознания судового коллектива на корабле было для меня самым важным режиссерским решением в этом спектакле. Он ставился к десятой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Б. Лавренев в эту знаменательную дату хотел вернуться в своей пьесе к историческим дням, подготовившим великий социальный переворот.

В пьесе отображены отдельные представители революционной Балтики, сыгравшей важную роль в разгроме Временного правительства, с которыми вошел в контакт честный патриот, командир корабля Берсенев, но ему противопоставлено реакционное морское офицерство.

Старая машина буржуазного государства разваливается, общественные устои рушатся. В пьесе мы чувствуем разлом на корабле, в семье и в сознании офицерства. В данном случае название пьесы выражает эмоциональное зерно, что бывает довольно часто и чем не может пренебрегать режиссер.

В народных сценах «Разлома» необходимо было раскрыть в действии революционные силы во флоте перед Октябрем, то есть отобразить лицо матросской массы в июльские дни. <...>

Фрагмент интервью Алены Карась с Владимиром Андреевым «Андреев в Театре Ермоловой» в «Российской газете» (2006 г.):

Владимир Андреев: «Знаете, и когда я ставил спектакли открыто-социальные, я больше интересовался проблемой отношений: соединения любящих или развалов, расколов. Был такой удивительный автор – Борис Лавренев. В свое время я ставил его «Разлом» именно об этом – о семейном разладе на фоне разлома страны. Ведь сегодня эти отношения иногда доходят до смертоубийства... До сих пор я вспоминаю фразу Лавренева: «Довели народ до неистовства и теперь расплачиваются за это». Иногда смотришь новости и думаешь: те, кто ведет нас сегодня, кто «владеет» нами, задумываются ли о том, как накапливается русский бунт, «бессмысленный и беспощадный»?

Я всегда так называемые гражданские вещи ставил с сердечным прицелом, и судьбы, отношения людей выходили на первый план».

В подборках

Владимир Андреев. Неутомимый труженик
Подборка спектаклей талантливого актера и режиссера.

Смотрите также

Великая магия
Великая магия
Отелло
Отелло
Про Федота-стрельца, удалого молодца
Про Федота-стрельца, удалого молодца
Сирано де Бержерак
Сирано де Бержерак