Владимир Этуш

Годы жизни: 06 мая 1922 - 09 марта 2019
Страна: Россия
Сфера деятельности: Актер кино
Содержание
Владимир Этуш увлекся театром еще в детстве. Он играл в школьных постановках, а затем закончил Щукинское училище
и поступил в труппу Театра им. Вахтангова
. Там он служил до конца жизни, исполнил более 50 ролей, часто играл возрастных и острохарактерных героев. Среди них — слуга Лаунс в «Двух веронцах», Князь К. в «Дядюшкином сне» и Грегори Соломон в «Пристани». А еще советские зрители знали его по ролям в фильмах Леонида Гайдая
: «Кавказская пленница»
, «12 стульев»
и «Иван Васильевич меняет профессию»
.

«Положение «сына врага народа» давило»: детство актера

Владимир Этуш в роли Карабаса-Барабаса в музыкальном телевизионном фильме Леонида Нечаева «Приключения Буратино» (1975)
Владимир Этуш в роли Короля в художественном музыкальном фильме Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка» (1968)
Владимир Этуш в роли Георгия Калоева в художественном фильме Алексея Салтыкова «Председатель» (1964)
Владимир Этуш родился в Москве, в еврейской семье 6 мая 1922 года. Однако в документах у него стояла другая дата. Актер вспоминал: «Тогда в некоторых семьях было принято записывать новорожденного мальчика годом позже. Дескать, придет время призыва в армию — крепче будет. Так поступили и со мной. И официально я существую с 1923 года». Отец Абрам Этуш владел небольшой галантерейной мастерской, а мать вела домашнее хозяйство. Семья жила в Серебряническом переулке, в просторной четырехкомнатной квартире. Однако в 1928 году к Этушам подселили соседей.
Театром будущий актер увлекся еще в школе. Сначала он читал на творческих вечерах монологи из «Маски» Антона Чехова
, а в восьмом классе записался в кружок художественной самодеятельности, который вел бывший актер Театра Корша Павел Свищев. Когда Этуш учился в старших классах, его отца арестовали без объяснения причины, однако через полгода отпустили и даже выплатили жалованье за все это время.
Почти не было семьи, у которой бы не арестовали кого-нибудь из родственников. Поэтому внутренне, конечно, многие сочувствовали. И все равно положение «сына врага народа» давило, рождало комплексы. Однако своих правил, своего образа жизни я не менял. По-прежнему гонял голубей, ходил на танцы. И по-прежнему меня числили среди «золотой молодежи». Вообще я чувствовал себя достаточно раскованным, главная забота — куда пойти вечером с приятелями. Днем же все свободное время я посвящал чтению.
Владимир Этуш. Из автобиографической книги «И я там был»

«Преграда для поступления в театр»: студенческие и военные годы

Режиссер театра им. Вахтангова Рубен Симонов. Москва. Фотография: Григорий Вайль / ТАСС
Владимир Этуш (справа) в роли Бенкендорфа и Василий Лановой в роли Пушкина в спектакле Александры Ремизовой «Шаги командора». Москва, 1972 год. Театр им. Вахтангова, Москва. Фотография: Валентин Мастюков / Фотохроника ТАСС
Слева направо: Вероника Васильева в роли Фани, Владимир Этуш в роли Меньоса и Цецилия Мансурова в роли Георгии в спектакле Александры Ремизовой «Ангела». Москва, 1959 год. Театр им. Вахтангова, Москва. Фотография: Валентин Мастюков / Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Этуш считал свою внешность неподходящей для актера, поэтому подал документы в ГИТИС
на режиссерский факультет. На вступительных экзаменах нужно было представить письменный план постановки. Однако Этуш не знал, что это такое, поэтому купил в магазине брошюру «Режиссерский план постановки «Воспитанницы» А.Н. Островского» Елизаветы Телешовой, немного перефразировал и подал в приемную комиссию. Однако в итоге он получил слишком низкий балл и не прошел конкурса. Тогда Этуш попросил свою приятельницу Тамару Симонову — племянницу главного режиссера Театра имени Вахтангова
Рубена Симонова — познакомить его с дядей. Актер вспоминал: «Что я читал ему и как, не помню. <…> Но Симонов, видимо, хорошо относился к своей племяннице… мне назначили свидание в Театре Вахтангова… И я, считавший до сих пор, что моя внешность является преградой для поступления в театр, с удивлением обнаружил, что именно она заинтересовала знаменитых режиссеров». В 1940 году Симонов зачислил Этуша вольнослушателем в Щукинское училище при театре. А в первую экзаменационную сессию начинающий актер с большим успехом сыграл Цвибуша в инсценировке рассказа Чехова «Ненужная победа» и стал полноправным студентом курса Анны Орочко.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война
. У Этуша была студенческая бронь, он остался в тылу и все лето помогал строить оборонительные сооружения под Вязьмой в Смоленской области. В сентябре 1941 года он вернулся на учебу в Москву, однако во время спектакля «Фельдмаршал Кутузов» увидел почти пустой зрительный зал и на следующий день записался добровольцем на фронт. Этуш знал немецкий, поэтому сначала его отправили в школу военных переводчиков в Ставрополь. Затем он попал в стрелковый полк, сражался в горах Кабарды и Осетии, участвовал в освобождении Ростова-на-Дону
и Украины. За военные подвиги Этуша наградили орденом Красной Звезды и присвоили звание старшего лейтенанта. Однако в 1943 году под Запорожьем он получил тяжелое ранение, долго лежал в госпитале, а потом со 2-й группой инвалидности вернулся домой и восстановился на четвертом курсе театрального училища.

«Я актер голодный»: роли в театре

Владимир Этуш (слева) в роли Меликяна и Михаил Ульянов в роли Друянова в спектакле Евгения Симонова и Виктора Рыжкова «День-деньской». Москва, 1974 год. Театр им. Вахтангова, Москва. Фотография: Валентин Мастюков / Фотохроника ТАСС
Слева направо: Владимир Этуш в роли Адриана, Юлия Борисова в роли Эпифании и Владимир Осенев в роли Самагора в спектакле Александры Ремизовой «Миллионерша». Москва, 1964 год. Театр им. Вахтангова, Москва. Фотография: Валентин Мастюков / Фотохроника ТАСС
Слева направо: Вячеслав Дугин в роли Лентье, Владимир Этуш в роли Купо и Любовь Корнева в роли Наны в спектакле Евгения Симонова «Западня». Москва, 1965 год. Театр им. Вахтангова, Москва. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
В 1945 году Владимира Этуша приняли в актерскую труппу Государственного театра им. Евгения Вахтангова. Первой его работой была роль без слов в спектакле «Мадемуазель Нитуш». Затем Этуш сыграл Бориса Годунова в «Великом государе» Бориса Захавы
и старого капитана корабля Рандича в «Накануне» Александра Габовича по роману
Ивана Тургенева
. А в 1950 году актер получил свою первую большую роль — Старичка в «Летнем дне» Евгения Симонова
по водевилю Цезаря Солодаря. Этуш вспоминал: «…я пытался тогда нащупать характерность своего персонажа, искал особенности пластики моего Старичка. Придумал ему походку, особый постав тела — Старичок боялся собак, и нужно было, чтобы эта внутренняя особенность была выражена внешне. <…> Придумал оттопыренную губу и растопыренные пальцы и старался с помощью этих внешних приспособлений влезть в шкуру моего персонажа, найти его органику». Так актер начал свою карьеру с возрастных, характерных и комедийных героев. Однако самой известной из первых ролей стал слуга Лаунс в постановке Евгения Симонова «Два веронца» по комедии Уильяма Шекспира
. Второго слугу-простака сыграл Максим Греков. Их дуэт строился на импровизации, поэтому артисты должны были стремительно реагировать на действия друг друга. Актер Александр Збруев
вспоминал в интервью изданию «Москва-24»: «Роль вроде бы небольшая. Но он уходил со сцены, а зрители опять ждали его появления. Потому что это было безумно смешно».
Первую драматическую роль — Купо в «Западне»
Симонова — актер исполнил в 1965 году. По словам театроведа Юрия Рыбакова, Этушу удалось достоверно изобразить, как добрый, великодушный, жизнерадостный семьянин «потерял себя как личность, стал жалким и безвольным человеком». А через три года в монологе Александры Ремизовой «Голос» актер сыграл итальянского портного Джулио Фератера, который рассказывал, как сначала обрел, а потом трагически потерял чудесный голос.
Этуш продолжал играть и острохарактерные и гротескные роли в комедиях. Среди них — Журден в спектакле 1969 года «Мещанин во дворянстве»
по пьесе Мольера. Это история о том, как тщеславный, но по-детски доверчивый купец изо всех сил стремился стать дворянином.
В 2000 году режиссер Владимир Иванов поставил спектакль «Дядюшкин сон» по роману Федора Достоевского
. В нем Владимир Этуш исполнил роль старого Князя К. и за эту работу получил Государственную премию России. К 90-летию Вахтанговского театра его новый художественный руководитель Римас Туминас
подготовил спектакль-бенефис ветеранов труппы «Пристань». Этуш сыграл гротескного Грегори Соломона — старого еврея-антиквара, который не уступит ни гроша. А в 2016 году актер впервые исполнил женскую роль в «Бенефисе» Владимира Иванова по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Эта работа принесла ему премию зрительских симпатий «Звезда театрала».
Владимир Этуш служил в театре 70 лет и за это время сыграл более 50 ролей. Он говорил: «…я — актер голодный. Никогда не забуду тех чувств, которые охватывали меня, когда я подходил с учащенно бьющимся сердцем к очередному распределению ролей в новой пьесе и не находил себя в списке. Это было для меня большим ударом. Наверное, потому, что я безумно хотел работать, жаждал этого, как и всякий актер». В 1984 году он получил звание народного артиста СССР, а через 10 лет — премию «Хрустальная Турандот» «за долголетнее и доблестное служение театру».

«Выработал в себе способность имитировать кавказский акцент»: роли в кино

Владимир Этуш в роли товарища Саахова в художественном фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница» (1966)
Владимир Этуш в роли Антона Шпака в художественном фильме Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Владимир Этуш в роли турецкого адмирала Сеида-Али в историческом фильме Михаила Ромма «Адмирал Ушаков» (1953)
Дебютом Владимира Этуша в кино стала роль турецкого адмирала Сеида-Али в историческом фильме Михаила Ромма
«Адмирал Ушаков»
, который вышел в 1953 году. Затем он снялся в картинах «Овод», «Время летних отпусков» и «Председатель». Актер вспоминал: «После турка, итальянца и кагэбэшника «кавказской национальности», как сейчас принято говорить, я получил целую серию приглашений на «восточные роли». Среди них была и роль заведующего райкомхозом небольшого района на Кавказе
Саахова в культовой комедии Леонида Гайдая
«Кавказская пленница»
. Именно этот фильм принес Этушу известность: внешность актера напоминала кавказскую, и акцент ему удалось передать достоверно. По словам Этуша, его вдохновителем был писатель Ираклий Андроников
, на выступления которого он часто ходил в юности. Актер вспоминал: «Я старался воспроизвести акцент Андроникова и, много позже, был вознагражден за это. После этого я воевал, общался с людьми Кавказа, женился на женщине из Баку, там тоже общался с местными жителями. И в итоге выработал в себе способность имитировать кавказский акцент, различая грузинский, армянский, азербайджанский».
Затем были роли в фильмах «Мужской разговор», «Старая, старая сказка»
и «Миссия в Кабуле». А в 1971 году Этуш снялся еще в одной картине Гайдая — «12 стульев»
. Там он сыграл зажиточного инженера Андрея Брунса по прозвищу «Мусик». Именно он оказался владельцем раритетных стульев, похожих на те, в которых должен быть клад.
Через два года Леонид Гайдай пригласил Этуша сняться в еще одной комедии — «Иван Васильевич меняет профессию»
. Сначала актер пробовался на роль царя, однако она досталась Юрию Яковлеву
. А Этуш сыграл соседа Шурика — зубного врача Антона Шпака. «12 стульев» и «Иван Васильевич…» стали лидерами советского кинопроката.
В 1975 году Леонид Нечаев снял двухсерийный музыкальный фильм «Приключения Буратино» по мотивам сказки Алексея Толстого
. В нем Этуш исполнил роль директора кукольного театра, злодея Карабаса-Барабаса. Песни своего персонажа актер исполнял сам. А через три года он сыграл магистра черной и белой магии Мальгрима в одной из самых известных картин Леонида Квинихидзе — «31 июня». Также актер снимался в фильмах «Дюма на Кавказе», «Макар-следопыт», «Не будите спящую собаку», «Классик», «Глаз Божий» и «Три мушкетера». Его последней работой в кинематографе стала роль ветерана Первой мировой войны
Егора Кузьмича в короткометражном фильме «Старый вояка». Его в 2018 году снял молодой вахтанговец Сергей Батаев.

Три брака Владимира Этуша

Первая жена Владимира Этуша — актриса Нинель Мышкова. Москва, 1963 год. Фотография: ИТАР-ТАСС / Архив
Владимир Этуш в роли Ираклия с дочерью Раисой Этуш в роли дочери Ираклия в художественном фильме Николая Ковальского «Макар-следопыт» (1984)
Третья жена Владимира Этуша — Елена Горбунова на церемонии открытия мемориальной доски Владимиру Этушу в доме на Гранатовом переулке, где жил актер. Москва, 2020 год. Фотография: Александр Щербак / ТАСС
В 1945 году Владимир Этуш познакомился со студенткой первого курса Щукинского училища Евой. На самом деле ее звали Нинель Мышкова. Отец генерал-лейтенант артиллерии Константин Мышков назвал дочь в честь Ленина, перевернув фамилию наоборот. И Мышковой это не нравилось. Настоящее имя будущей супруги актер узнал только в ЗАГСе. Они поженились, но уже через полгода развелись. Этуш начал встречаться с актрисой Еленой Измайловой, которая тоже служила в Театре им. Вахтангова. Вместе они прожили пять лет, но так и не расписались.
В 1950-х годах актер гастролировал в Баку и познакомился с преподавательницей английского языка Ниной Крайновой. Вскоре они сыграли свадьбу, и Крайнова переехала с мужем в Москву. В 1955 году у супругов родилась дочь Раиса. В дальнейшем она стала актрисой Московского академического театра сатиры
и получила звание заслуженной артистки России, а в 1994 году вышла замуж за американского бизнесмена-нефтяника и уехала в США. Этуш прожил с Ниной Крайновой 48 лет, до ее смерти в 2000 году.
В 80 лет Этуш женился в третий раз — на своей поклоннице Елене Горбуновой. Несмотря на 42 года разницы в возрасте, супруги прожили вместе до самой кончины актера.

Преподавательская деятельность и последние годы

Владимир Этуш. Москва, 1993 год. Фотография: Валерий Христофоров / ИТАР-ТАСС
Владимир Этуш во время выступления на благотворительном вечере «Слышу сердце друга». Москва, 1995 год. Фотография: Сергей Микляев / Фотохроника ТАСС
Владимир Этуш в гримерной театра им. Вахтангова. Москва, 2008 год. Фотография: Виталий Белоусов / ИТАР-ТАСС
Сразу после поступления в Щукинское училище в 1945 году Этуш стал ассистентом педагога по актерскому мастерству. А в 1958 году он набрал свой первый и единственный актерский курс. Студентов было больше обычного — 34 человека, причем половина из них — взрослые люди с высшим образованием и детьми.
Правда, не все из этих 34 студентов закончили «Щуку». Этуш оставлял только тех, кто, по его мнению, мог в результате стать актером. …Любил он… характерности. Это вообще присуще вахтанговской школе. Особенно все ждали его комментариев по нашим этюдам и отрывкам. Очень хорошо помню: всю неделю готовишься, показываешь этюд, а потом ждешь этого разбора… <…> Владимир Абрамович мог сказать довольно сурово: «Не знаю-не знаю… Вам еще далеко до плюса. Очень-очень далеко. Давайте, работайте. А то будем прощаться.
Александр Збруев в интервью изданию «Москва-24»
Среди выпускников актера также были Юрий Авшаров, Александр Белявский
, Зиновий Высоковский, Людмила Максакова
, Вениамин Смехов
и другие известные актеры. Второй курс Этуш брать не стал, но преподавать продолжил. В 1987 году он стал ректором училища, а через 16 лет — его художественным руководителем.
В 2002 году актер выпустил книгу своих воспоминаний «И я там был». А через 10 лет написал продолжение «Все, что нажито…». В этой книге он не только рассказывал читателям о своей жизни и творчестве, но и с юмором размышлял о том, почему театр — это не всегда «выдающийся творческий праздник». Также с 2009 по 2011 год Этуш был директором Центрального дома актера им. А.А. Яблочкиной
в Москве.
Владимир Этуш скончался 9 марта 2019 года в московской больнице. Церемония прощания состоялась 12 марта 2019 года в Театре им. Е. Вахтангова. Урну с прахом захоронили в семейном склепе на Новодевичьем кладбище. А на доме в Гранатном переулке, где актер жил в последние годы, установили памятную доску.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна