«Синоним всего «странного»: русская готика

В Средние века на Руси не строили готические соборы и замки. Мода на этот стиль пришла в страну в XVIII веке, и архитекторам стали заказывать дворцы, церкви и особняки, оформленные под старинные европейские здания. Читайте, кто из императоров первым стал заказывать здания в новом стиле, как появилось понятие «готический вкус» и где в России увидеть настоящие средневековые храмы.

Что такое готика и как она появилась

Статуя с книгой в руках в базилике Сен-Дени. Париж, Франция. Фотография: Константин Ёлшин / фотобанк «Лори»
Собор Святого Вита. Витраж часовни Святой Людмилы. Сент-Луис, Миссури, США. Фотография: Юлия Бабкина / фотобанк «Лори»
Собор Святого Вита. Главный неф, гроб святого Войтеха. Сент-Луис, Миссури, США. Фотография: Юлия Бабкина / фотобанк «Лори»
Готика — направление в средневековой архитектуре. Для нее характерны высокие узкие формы, устремленные вверх, заостренные арки и башенки, стрельчатые окна, обилие резьбы, скульптур и витражей.
До готики в Европе в XI–XII веках был популярен романский стиль с массивными каменными зданиями. Но после того, как в XII столетии Франция стала переживать культурный и экономический подъем с развитием светского искусства, зародилось новое архитектурное направление.
Одним из первых готических зданий считается парижская базилика Сен-Дени 1137–1144 годов — усыпальница французских королей. Ее украсили витражами, скульптурами и рельефами, розой (круглым окном с узором в виде звезды или цветка) и аркбутанами (наружными полуарками). А еще здесь можно увидеть характерные для готики нервюрные своды. Нервюры — так называемые выступающие ребра — поддерживали высокие потолки, помогали равномерно распределить в здании нагрузку и при этом сохраняли изящный вид помещения.
Из Франции готика распространилась почти по всей Европе — Германии, Англии, Польше, Чехии, Италии и другим странам. Хотя в готическом стиле строили и жилые дома, и даже мосты, его символом стали именно соборы, которые в Средние века были центрами городской жизни.
Готический собор — образец синтеза искусств: архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства.
Анна Пожидаева, искусствовед
Здания в стиле готики строили до XVI века. А в начале XVIII столетия в Европе возникло новое направление искусства — неоготика
. В это время ученые особенно интересовались историей и культурой Средневековья, а архитекторы в своих постройках начали использовать элементы, характерные для готических зданий.

Средневековая готика в России

Кафедральный собор на острове Канта, Калининград. Фотография: Free Wind / фотобанк «Лори»
Вид на Часовую башню через пролом в стене Старого кафедрального собора, Выборг. Фотография: Мартын Лютый / Wikimedia Сommons / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5/deed.ru" target="_blank">CC BY-SA 2.5</a>
Часозвоня и Владычная палата в Новгородском кремле, Великий Новгород. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»
На территории современной России также сохранились образцы настоящей средневековой готики. Например, в Калининградской области, которая раньше принадлежала Восточной Пруссии, это развалины старинных замков и крепостей, лютеранские церкви и часовни (кирхи), а еще — Домский собор Богоматери и Святого Адальберта
. Его второе название — Кёнигсбергский собор на острове Иммануила Канта. Все эти здания возведены в стиле кирпичной или северогерманской готики: вместо скульптур и барельефов их украшали орнаментами из кирпичей разных оттенков.
Кёнигсбергский собор построили в 1333 — 1380-х годах, сначала он был главным католическим, а потом — лютеранским храмом Пруссии. В южной башне здания размещалась Валленродская библиотека с редкими книгами и средневековыми манускриптами. А рядом с собором с XV века хоронили профессоров Альбертины — старейшего прусского университета. Во время Второй мировой войны собор сгорел, в 1990-е годы его отреставрировали, но восстановить подлинные интерьеры не удалось. Сегодня здесь работает музей и проходят концерты органной музыки.
Также фрагменты готического храма 1418 года можно увидеть в Выборге — это католический собор Пресвятой Девы Марии и святого Олафа. Здание сильно пострадало во время Советско-финской войны — сохранились только стены и Часовая башня
.
В Новгороде
в стиле кирпичной готики немецкие зодчие построили в 1430-е годы Владычную палату
. А еще — звонницу Софийского собора
с декоративными нишами и рядами арок.

Готический вкус в России — «синоним всего «странного»

Вид на Адмиралтейство в Екатерининском парке, Пушкин, Санкт-Петербург. Фотография: Румянцева Наталия / фотобанк «Лори»
Внутренний дворик Хлебного дома, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Москва. Фотография: Елена Орлова / фотобанк «Лори»
Дворцовые ворота. Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Москва. Фотография: Румянцева Наталия / фотобанк «Лори»
На территории русских княжеств и республик в Средневековье готика распространена не была. Здесь развивались свои архитектурные стили: владимиро-суздальская, новгородская, псковская, московская школы.
Российские архитекторы заинтересовались западноевропейским искусством в XVIII веке, когда стали ездить учиться за границу. В это же время появился собирательный термин «готический вкус» — так называли все стили, которые не относились к классицизму. Подобные здания могли быть стилизованы и под древнерусское зодчество, и под европейскую архитектуру. Искусствовед Сергей Хачатуров писал, что это понятие «подразумевало обращение к «древности» вообще… и выступало синонимом всего «странного», «причудливого». Стилизации под средневековую архитектуру какое-то время также называли ложной готикой или псевдоготикой, но этот термин не прижился.
В 1770 году Екатерина II
отправила придворного архитектора Василия Неелова в Англию — изучать архитектуру. Он вернулся спустя год и начал применять знания на практике — оформил в готическом вкусе Адмиралтейство в Екатерининском парке
Царского Села
. Здание из красного кирпича Неелов декорировал белыми рельефными «драпировками», высокими стрельчатыми окнами и ступенчатым щипцом — так называют часть стены, которая ограничена с двух сторон крышей в форме зубцов. А боковые корпуса Адмиралтейства архитектор выполнил в виде башен.
Юрию Фельтену Екатерина II заказала строительство нового столичного храма — в честь победы в Чесменском сражении
русского флота над турецким. Фельтен выбрал для здания необычную форму — сверху оно напоминает четырехлистник. Храм украсили стрельчатыми арками, белыми орнаментами, барельефами и остроконечными декоративными башенками — пинаклями. Его освятили в 1780 году, к юбилею победы.
В готическом стиле работал и Василий Баженов
, он начал проектировать подобные постройки еще в 1760-х. А в 1775 году получил от Екатерины II особый заказ — обустроить в готическом вкусе подмосковную усадьбу Царицыно
. Стиль своей работы архитектор назвал «нежной готикой»: он дополнил основу элементами популярного тогда московского барокко с характерным сочетанием красного кирпича и белого камня. А украсил здания стрельчатыми окнами, колоннами, декоративными башенками и сводчатыми потолками.
Планировка усадьбы, по замыслу Баженова, должна была напоминать допетровские царские резиденции. Вместо одного монументального дворца архитектор возвел в Царицыне целый городок: Малый дворец, Оперный дом, Хлебный дом, Кавалерские корпуса. При этом все здания вписал в природный ландшафт — сохранил холмы и даже овраги. Историк, коллекционер древностей Павел Свиньин писал в 1823 году о саде: «Вступая в сад, зритель невольно забудет строения царицынские и пленится прелестью природы, — обширные пруды, тенистые аллеи, зелень, с умением прибранная, бесконечные дорожки, беседки и домики».
Василий Баженов потратил на устройство резиденции более 10 лет, однако Екатерина II потребовала разобрать главный дворец — как слишком тесный, отстранила архитектора и назначила главным его ученика, Матвея Казакова
. Новый Царицынский дворец возвели в 1786–1796 годах. Казаков сочетал в нем декор в готическом вкусе и элементы классицизма — монументальность и трехчастную композицию: здание состоит из центрального и двух боковых корпусов. Дворец украшен арками, высокими окнами и остроконечными башнями.

Русская готика: от романтизма до модерна

Приоратский дворец, Гатчина. Фотография: Виктор Карасев / фотобанк «Лори»
Дом приемов МИДа России (Особняк Зинаиды Морозовой), Москва. Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»
Вокзал станции Новый Петергоф, Санкт-Петербург. Фотография: Виктор Карасев / фотобанк «Лори»
С конца XVIII века начали формироваться уже два отдельных художественных направления: русская готика или неоготика и русский стиль. Однако в постройках той эпохи все еще заметно смешение элементов. Например, гатчинский Приоратский дворец
, который Николай Львов
построил для Павла I
, напоминает средневековый католический монастырь с белыми стенами, мощной оградой и башней, похожей на колокольню. При этом интерьеры оформлены в стиле классицизма, а здание кухни выполнено в виде русской избы
.
Неоготические элементы появились и в оформлении Московского Кремля. В начале XIX века архитекторы Луиджи Руска и Алексей Бакарев перестроили Никольскую башню
. Они дополнили здание белым каменным декором и высоким шатром — верхушкой в форме восьмигранной пирамиды. Башня сильно пострадала во время войны 1812 года, позже ее восстанавливал Осип Бове
. Он добавил сооружению еще больше готических элементов — четыре белокаменные башенки-пинакли. Москвовед Сергей Романюк писал: «Никольская башня получилась самой стройной из кремлевских башен, с легкими и стремительными очертаниями высокой надстройки».
В середине XIX века в искусстве появилось новое направление — историзм. Теперь некоторые архитекторы в точности повторяли средневековые здания или буквально копировали их декор. В 1855–1857 годах архитектор Николай Бенуа
возвел вокзал станции Новый Петергоф
. Своим декором здание напоминает готический собор XIII века — соборную базилику Вознесения Девы Марии в итальянском городе Орвието, Бенуа был одним из его реставраторов. Вокзал архитектор украсил ажурной галереей. Историк архитектуры Милица Бартенева писала: «Изящный мотив ее, отличающийся сложностью рисунка и профилировки отдельных элементов, стилизованных под готику, навеян воспоминаниями архитектора о соборе в Орвието, фасад которого украшала подобная галерея». Там же, в Петергофе, Николай Бенуа возвел и дворцовые конюшни в стиле английского готического замка.
Тогда же неоготика пришла в интерьеры — чаще всего кабинетов и библиотек. В 1857 году архитекторы Иван Горностаев и Василий Собольщиков обустроили в Императорской публичной библиотеке
в Петербурге готическую залу, Кабинет Фауста со сводчатыми потолками, стрельчатыми витражными окнами и старинной мебелью. Там хранили редкие книги, изданные до 1501 года, — инкунабулы. Многие из них приковали цепями к стенам и мебели, чтобы уберечь от краж.
Интерес к неоготике не пропал и в эпоху модерна, в конце XIX — начале XX века. В 1895 году Александр Красовский оформил для Николая II
в Зимнем дворце
готическую библиотеку. Образцом для архитектора стали интерьеры английских средневековых замков. Комнату с массивным камином отделали деревом и украсили потолочными кессонами, квадратными углублениями. А для великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце
оформили готическую гостиную. Архитектор Дмитрий Зайцев украсил комнату нервюрными сводами, а концы выступающих «ребер» декорировал скульптурами животных.
В стиле неоготики Федор Шехтель
возвел особняк Зинаиды Морозовой
в Москве. Заказчик — купец Савва Морозов
 — в конце 1880-х годов учился в Кембриджском университете в Великобритании и решил построить особняк для своей семьи в средневековом стиле.
После революции
неоготика потеряла популярность. В ранние годы советской власти ее сменила авангардная архитектура
 — конструктивизм, рационализм, супрематизм.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна