Режиссер Евгений Симонов

Представляем фрагмент интервью Людмилы Максаковой
, опубликованного в журнале «Знамя» в 2011 году.
Евгений Симонов. Фотография: <a href="https://vakhtangov.ru/person/yevgeniy-simonov/" target="_blank">vakhtangov.ru</a>
Сцена из спектакля Евгения Симонова «Иркутская история». Театр имени Евгения Вахтангова, Москва. Фотография: <a href="https://vakhtangov.ru/show/irkutskaya/" target="_blank">vakhtangov.ru</a>
Евгений Симонов (слева) и актер Михаил Воронцов. Фотография: <a href="https://vakhtangov.ru/person/yevgeniy-simonov/" target="_blank">vakhtangov.ru</a>
Мой дом был таким дамским, женским царством, близким даже к какому-то монастырю, потому что мама вела очень замкнутый образ жизни, может быть, из-за своей довольно страшной биографии. Мужского присутствия не было. Одни дамы, дамы… какие-то бабушки-приживалки… Жили мы очень скромно, но патриархально и гостеприимно. И вот я попала в дом к Симоновым. И это было все совершенно другое — другие запахи, мужские. Сигары, сигареты, запах дыма. Совершенно особенная атмосфера мужского дома. Рубен Николаевич (отец Евгения Симонова. — Прим. ред.) для меня учитель, и я обязана ему всем… А в театре все говорили: «Вы не знаете сына Рубена Николаевича — это вообще что-то необыкновенное!».
Евгений Рубенович гремел в Москве в то время! Гремел и в школе, и в театре — он же уже поставил и «Иркутскую историю», и «Город на заре»
, и «Филумену», а еще преподавал. Я как-то иду в училище, и вдруг спускается какой-то совершенно необыкновенный господин. Он всегда был прекрасно одет, всегда эта рубашка, бабочка. И два глаза на меня сверкнули, как два огня! Вот бывает так, как будто из двух орудий по мне пальнули — у него были огненные совершенно глаза с таким еще прищуром… с юмором… Он никогда не смотрел на людей подозрительно. Это был очень мужской взгляд — это было очень ярко выражено! А еще там мелькнула искра какого-то озорства, я бы сказала. И все побежали за ним.
Он в то время ставил спектакль «Таланты и поклонники», и все говорили, что он влюблен. Потом оказалось, что это любовь его жизни, что это женщина его судьбы, но тогда это был еще период юной влюбленности. Она действительно Евгения Рубеновича обожала и доказала это всей своей жизнью. И я пошла, посмотрела этот спектакль. Действительно, это был очень талантливый курс. Это были Женя Жуков, Вася Ливанов, Слава Шалевич. Это был изумительный спектакль! Потом уже я поступила в театр и бывала у Симоновых в доме. В спектаклях Евгения Рубеновича я почти не участвовала. Мы как-то существовали в другом измерении, не как актриса и режиссер.
К сожалению, сейчас его имя практически забыто. Сейчас у нас такое бесшабашное, попкорновское время.
«У него была своя идеология — вахтанговская, ей он был верен до гробовой доски. В перестроечные времена он носился с идеей поэтического театра, свято хранил традиции, был катастрофически несовременен и с большим недовольством допускал в театр режиссеров не вахтанговской школы, потому как был свято убежден, что вахтанговская сцена не выносит чужаков. В этом он был прав, ибо никому, кроме Петра Фоменко, не удалось уловить до конца суть вахтанговской эстетики. Эстетика эта требовала от режиссера определенного уровня культуры и утонченного вкуса — по нынешним временам явлений редких на русской сцене»
Людмила Максакова
Особенно запомнила я его уход из театра. Это было огромное собрание в большом фойе. Пришел Мелентьев (в то время министр культуры РСФСР) и сказал, что Евгений Рубенович будет главным режиссером Театра Дружбы народов
, а Михаил Александрович возглавит наш театр. Встал Евгений Рубенович, очень собранный, очень спокойный, очень достойный, и сказал: «Я вам всем хочу сказать только одно, что я всех вас очень любил, и я всем вам и сейчас желаю только добра и желаю вам только процветания. Никаких злых помыслов у меня по отношению к вам нет, я всегда старался сохранить театр и хотел, чтобы вы все были защищены…». Воцарилась мертвая тишина. Вот бывает такая — мерт-ва-я… А Евгений Рубенович всегда носил очень хорошую обувь. Всегда. И по этому гулкому фойе только прозвучали вот эти вот ток-ток-ток — ток-ток — его шаги. И вот это я запомнила. Это было ужасно. Потом многие рыдали. С кем-то истерика случилась. У меня было действительно такое ощущение, как будто меня ножом пырнули в грудь. Ужасное ощущение…
Я это почему запомнила? Потому что это было 25 сентября, а 26-го у меня был день рождения. И я его пригласила. Мы в Доме кино отмечали. И я сказала ему: «Евгений Рубенович, дело сделано, ничего теперь не попишешь. Но жизнь продолжается». И тогда еще Олег Иванович Борисов был жив, и мы посидели, и Евгений Рубенович сказал мне: «Детонька, они знаешь что сделали? Они сняли скальп с головы без наркоза».
Фрагмент воспоминаний Ольги Симоновой — Партан, опубликованных в журнале «Знамя» (2011 г.):
В последний период его творчества в театре Вахтангова
у отца была очень ясная сверхзадача. Он хотел воплотить на сцене все то, что Вахтангов
, по его глубочайшему убеждению, по вине изнурительной болезни не успел осуществить. Отец буквально бредил идеей не состоявшихся Вахтанговских встреч в искусстве и делал все, что, по его разумению, осуществляло наконец-то эти встречи. Посему, служа имени Учителя, он берется в 1969 году за телевизионную постановку «Фауста» Гете
в переводе Пастернака
с Юрием Яковлевым
 — Мефистофелем и Людмилой Максаковой — Маргаритой.
«Родившись в семье ученика Вахтангова, продолжателя его дела, Рубена Николаевича Симонова, и прожив с ним в одном доме с 1925 по 1968 год, я могу сказать с полным ощущением истины, что не было дня, чтобы мой отец не говорил о Вахтангове… Образ Вахтангова неизменно сопровождал всю мою жизнь. И поэтому естественно, что наравне со священными для меня именами Пушкина
в поэзии и Чайковского
в музыке имя Вахтангова стоит у меня в этом ряду великих деятелей искусства»
Евгений Симонов
Все очевидцы, даже те, кто ненавидел его, понимали, что отец уходил из театра по-королевски, и вряд ли удастся еще увидеть нечто подобное, потому как вместе с ним уходила эпоха, вместе с ним испарялись навсегда вахтанговский изыск и радостная легкость бытия. Это был вахтанговский поведенческий код — погибать элегантно.
Это был высочайший пилотаж человека, рожденного с ошибкой на век, за спиной которого стояли века славного дворянского рода. Убеждена, что в моменты таких страшных крушений всей жизни так уходить могут только те, о ком булгаковский Воланд говорил: «Кровь — великое дело». И я бесконечно горжусь отцом за такой уход.
Сгорел он очень быстро и совершенно для меня неожиданно. Серьезно заболел в феврале–марте 1994 года, а уже в августе его не стало. Когда его все-таки вынудили пойти на консультацию и врач предложил операцию с выводом трубки, он ответил полушутя-полусерьезно: «Ну какая трубка, доктор, Господь с вами, я же к бабочке привык!». Вахтанговский, по сути, поведенческий код — умирать шутя, элегантно, при полном параде… Легендарный уход изрезанного, исколотого морфином, умирающего от рака, но вопреки всему изысканно-элегантного Учителя, ставившего жизнерадостную «Принцессу Турандот» и велевшего нести в мир радость творчества, был с детства закодирован в сознании моего отца. На все мои мольбы сделать в Америке операцию лазером отец категорически отказался.
Решение его было непоколебимо, спорить было бесполезно. Я понимала, что между строк следовало читать: «Перед кем я там, в американской больнице, все свои байки буду разыгрывать? Я же с тоски помру!».

Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна