Лев Кулешов
Персона

Лев Кулешов

Годы жизни:
13 января 1899 — 29 марта 1970
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Режиссер

Лев Кулешов мечтал стать театральным художником, а стал легендой кинематографа.

Лев Кулешов родился в Тамбове в 1899 году в семье разоренного помещика. Его мать до замужества работала учительницей, отец был выпускником московского Училища живописи, ваяния и зодчества. В раннем детстве Льва Кулешова со старшим братом помогала воспитывать няня. Позже он вспоминал: «Сколько чудесных народных сказок рассказывала она мне тихими зимними вечерами. Сколько поведала о нужде и горе крестьянском».

Среднее образование Лев Кулешов получил в Тамбовском реальном училище. Его брат Борис учился и работал на московской электростанции, члены семьи приезжали к нему погостить. В Москве будущий кинорежиссер побывал в цирке, в Большом и Художественном театрах, Оружейной палате и других музеях.

«Искусство в Москве сверкало как бриллиант, а в Тамбове блестело как стеклышко <…> Больше всего запало в душу богатое, пышное, праздничное, нередко монументальное искусство художников-декораторов — Коровина и Головина. И я решил сделаться театральным художником».
Лев Кулешов

После смерти отца Лев Кулешов переехал в Москву, чтобы поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества. Брат устроил его в небольшую студию — учиться рисунку. У художника Ивана Смирнова Кулешов стал любимым учеником. Смирнов учил будущего кинематографиста основам композиции и пониманию формы, работе с освещением и колористике. После школы Смирнова Лев Кулешов с легкостью поступил в училище, но учебу не закончил. Об этих годах он писал: «Училище живописи не оставило во мне особо глубоких следов, да мне его и не пришлось окончить — доучивался я уже потом, в жизни».

Ненависть к салонной «синематографии»

В 1916 году Кулешов устроился на кинофабрику «А. Ханжонков и К°»: «Случай меня привел в кинематограф: мать одного из московских школьных товарищей была близко знакома с кинорежиссером акционерного общества «А. Ханжонков и К°» — Громовым. <...> Правда, о кино я тогда совершенно не думал и пошел на студию без всякой охоты». Спустя год он уже опубликовал свою первую, научную статью о роли художника в кино. Она вышла в журнале «Вестник кинематографии».

В киностудии Александра Ханжонкова Кулешов познакомился с режиссером Евгением Бауэром и изготовил декорации для его картин «Тереза Ракен», «Король Парижа», «За счастье». Бауэр уговорил Кулешова сняться в нескольких фильмах. Его дебютом стала роль французского поэта в групповке фильма «Король Парижа». В картине «За счастье» Кулешов сыграл безнадежно влюбленного художника.

В те годы Бауэр подходил к работе над фильмами иначе, чем другие режиссеры. Режиссер предпочитал пышные декорации, тщательно выстраивал композицию кадра, снимал крупные планы, использовал необычные ракурсы и художественные приемы. У Бауэра был опыт работы в театре — перед съемками он тщательно продумывал мизансцены и много репетировал с актерами. Этот подход Бауэра к работе над фильмом — одновременно творческий и профессиональный — восхищал Льва Кулешова.

Другие картины того времени, по его мнению, снимались «цинично и антихудожественно». Некоторые постановщики прогоняли сцены без репетиций, под диктовку — режиссеры непрерывно подсказывали актерам, что нужно делать в кадре. Позже Лев Кулешов вспоминал: «Это зрелище заронило в мою душу зерно будущей ненависти к так называемой салонной «синематографии», беспримерной пошлости которой кинематографическая молодежь в скором времени объявила беспощадную войну». Декоратор и сам мечтал ставить картины — живые, динамичные, острые. Он хотел стать режиссером нового кинематографа.

Первая «робкая работа» и документальные хроники

Льву Кулешову было трудно добиться самостоятельной постановки. Как он говорил, «многие не верили, что художник может быть режиссером». В 1917 году Кулешов стал сорежиссером фильма «Сумерки» — вместе с Андреем Громовым. Через год руководство студии «А. Ханжонков и Ко» предложило молодому режиссеру снять фильм о двух конкурирующих электростанциях. Сценарий к картине предложил брат Льва Кулешова, в то время — работник «Общества электрического освещения 1886 года». Съемки были натурными, не в павильоне — в те годы для кинематографа это было ново и непривычно. В «Проекте инженера Прайта» зрители увидели электросеть и электростанцию, трансформаторное помещение и процесс добычи гидроторфа.

«Конечно, это была робкая работа. Но все же про нее с уверенностью можно сказать, что это первая русская картина, в сюжет которой естественно, как художественный элемент произведения, вплетался показ техники, в которой широко применялись крупные планы, в которой учитывался монтаж как средство, воздействующее на зрителя, организующее и направляющее его внимание».
Лев Кулешов

В 1919 году Лев Кулешов снял свою следующую работу в соавторстве с Витольдом Полонским — фильм «Песнь любви недопетая». В годы Гражданской войны Кулешов возглавлял секцию хроники и перемонтажа во Всероссийском фото- и киноотделе Народного комиссариата просвещения. Он руководил документальными съемками на полях сражений. В эти годы Кулешов увлекался монтажными экспериментами: комбинируя кадры, привносил в отснятые сцены дополнительные смыслы и эмоциональность. Режиссер учил операторов работать так, чтобы учитывать будущий монтаж в процессе съемки.

«Руководство хроникой чрезвычайно увлекло меня. Во-первых, приходилось быть свидетелем великих событий. Во-вторых, привлекала необходимость поисков новых приемов хроникальных съемок».
Лев Кулешов

Педагог, режиссер, теоретик кинематографии

В 1919 году в Москве организовали первую в мире Государственную школу кинематографии (сегодня — ВГИК). Вернувшись с фронта, Лев Кулешов и другие работники хроники стали посещать школу в качестве слушателей. Однажды Кулешов встретил студентов, которые не сдали экзамен, и предложил им вместе прорепетировать этюды для переэкзаменовки. Кулешов предложил построить сцены на движении, действии, борьбе — это отличалось от традиционных «томлений и вздохов», традиционных для школы кинематографии. Все студенты получили «отлично».

«После такого дебюта я был приглашен преподавателем в Первую государственную школу кинематографии. Так я стал педагогом на всю жизнь».
Лев Кулешов

Среди учеников Кулешова были Всеволод Пудовкин, Борис Барнет, Виктор Георгиев, Михаил Ромм, Леонид Махнач, Сергей Комаров. Одна из учениц — Александра Хохлова, дочь Сергея Боткина и внучка Павла Третьякова, — позже стала женой режиссера. Помимо педагогической работы, Кулешов продолжал снимать. В 1920–30-е годы он стал автором 12 картин, среди них «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», «По закону», «Великий утешитель». Во многих его фильмах снималась и Александра Хохлова.

«Мы любили жизнь и всеми своими помыслами стремились на производство. Мы хотели во что бы то ни стало, несмотря на голод и холод, на отсутствие пленки, на разрушенное ателье, снимать, снимать, снимать. Снимать так, чтобы наши картины смотрели зрители».
Александра Хохлова

Лев Кулешов стал автором исследований по теории и практике киноискусства. В 1929 году он опубликовал книгу «Искусство кино». В предисловии книги ученики и друзья Кулешова написали: «Кинематографии у нас не было — теперь она есть <…> Мы делаем картины — Кулешов сделал кинематографию».

Кинематографист описал свои открытия в области монтажа, которые впоследствии назвали его именем — «эффект Кулешова», «географический эксперимент Кулешова», и другие приемы. Спустя десятки лет после выхода книги американский режиссер Альфред Хичкок сказал об «эффекте Кулешова»: «Это — настоящее искусство создания идей».

В 1941 году Лев Кулешов выпустил книгу-учебник «Основы кинорежиссуры», переведенную на многие языки. Начинающие кинематографисты использовали ее как «азбуку практики и теории режиссерской работы». За «Основы кинорежиссуры» в 1946 году Кулешов получил ученую степень доктора наук.

Последние годы жизни Лев Кулешов и Александра Хохлова провели в Москве. Режиссер писал учебные пособия, мемуары, сценарии. В 1970 году он ушел из жизни. Похоронили Льва Кулешова на Новодевичьем кладбище.

Русские, изменившие мировую культуру
А к​то из наших соотечественников ​навек изменил не мировую науку, а​ ​культуру?
Комедии на «Культура.РФ»
Мы собрали самые смешные отечественные кинофильмы начиная с 1910-х годов — по картине на каждое десятилетие.

Фильмы и спектакли

Лекции

Смотрите также

Владислав Старевич
Режиссер
Россия
1882–1965
Александр Ханжонков
Режиссер
Сценарист
Россия
1877–1945
Эмиль Лотяну
Режиссер
Сценарист
Поэт
Актер театра
СССР
1936–2003
Михаил Чехов
Актер кино
Режиссер
Актер театра
Россия
1891–1955