Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1989
  • Мелодрама
  • Евгений Герасимов
  • 73 мин
  • 1966
  • Боевик, История, начало XX века
  • Эдмонд Кеосаян
  • 73 мин
  • 1937
  • Приключения
  • Владимир Вайншток
  • 93 мин

Мать

1926 | СССР | Драма, Литература, История, начало XX века, Литература, экранизации | 87 мин.
В ролях: Вера Барановская, Николай Баталов, Иван Коваль-Самборский, Анна Земцова, Александр Чистяков, Всеволод Пудовкин, Александр Савицкий
Режисcёр: Всеволод Пудовкин
Производитель: «Межрабпом-Русь»
2844
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Сюжет этого фильма позаимствован сценаристом Натаном Зархи из романа Максима Горького «Мать», но превращен скорее в пропагандистский политизированный кинороман, мало что осталось от сюжетной канвы романа. Даже в центральных титрах указано, что «тема заимствована у М. Горького», и это полностью соответствует действительности. Зархи постарался сделать сюжет более пластичным, менее нуждающимся в словах и при этом более психологичным, так сам образ матери был сильно изменен. В произведении Горького она изначально сознательная революционерка и большевичка, а в сценарии Зархи зритель может увидеть душевный надлом героини и мучительный поиск истины.

Сам замысел экранизировать горьковский роман принадлежал руководителю литературного отдела кинокомпании «Межрабпом-Русь» Николаю Эфросу. Эфрос ставил перед собой скорее административные цели, чем творческие, и основной целью было привлечь в зарождающееся советское киноискусство выдающихся театральных актеров. По замыслу Эфроса снимать картину должен был Юрий Желябужский, а центральным персонажем должен был стать Власов-отец, воплощенный актером Игорем Москвиным. Но Москвин категорически отказался играть врага народа, пьяницу и черносотенца Власова. В 1925 году, когда началась работа над картиной, согласие на такую роль могло не пройти даром, и Москвин испугался. Потеряв для задуманной экранизации такого актера как Игорь Москвин, Эфрос решил поменять и режиссера. И он предложил поставить картину молодому Всеволоду Пудовкину.

Пудовкин был новичком на киностудии. Он видел развитие кино совершенно по-другому, полагая, что современное искусство требует свежих лиц и современных сценариев, тем не менее за работу принялся с энтузиазмом.

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ

Ключевым персонажем Пудовкин сделал не отца, а мать Власова — Ниловну. Для исполнения этой роли он пригласил неизвестную актрису Веру Барановскую, проигнорировав рекомендованную киностудией актрису Малого театра Марию Блюменталь-Тамарину. Роль отца Власова была сделана второстепенной и предложена профессиональному спортсмену, чемпиону Российской империи по метанию молота Александру Чистякову. Именно с этой роли началась успешная карьера Чистякова в качестве артиста.

На роль революционера Власова кандидатура была всего одна — артиста МХТ Николая Баталова. Этот актер стал своего рода подарком для молодого режиссера. Позже Пудовкин не раз вспоминал ту совместную работу: «Работа Баталова была для меня грандиозным подарком. Кинематограф тогда был немым. Слово для нас было оружием недоступным. Всё дело было только во внешней жизни лица, глаз, жеста. И я должен сказать, что Николай Петрович на моих глазах создавал поразительные вещи. Он далеко перешагнул самые смелые мои мечтания».

ОСОБЕННОСТИ СЪЕМОК

Большая часть съемок фильма проходила в Москве. В кадре можно увидеть замечательную Москву 1920-х годов — Голицынскую (Первую Градскую) больницу, знаменитую фабрику «Трехгорка» и многое другое.

Для съемки сцены ледохода вся группа отправилась в Ярославль на Волгу. В первых дублях Николай Баталов сам выходил на лед, несмотря на категорический запрет режиссера, и только с большими пререканиями уступил в конце концов место дублеру.

Разгон демонстрации снимали в Твери. Оплаченная киностудией массовка составляла всего 200 человек... Этого было явно недостаточно, и тогда Пудовкин обратился к рабочим местных фабрик и заводов — так массовки набралось более 1000 человек.


КИНОНАГРАДЫ

Фильм вышел в прокат 11 октября 1926 года и стал одним из выдающихся произведений советского кинематографа 1920-х годов. В 1935 году картина была отреставрирована и озвучена, а уже в 1958 году — вошла в число 12 лучших фильмов мира.

Информация для учителя.

Лекция о фильме «Мать»

  • 2016
  • Гуманитарные
  • 12 мин

Лекторы: кинокритик Николай Изволов, режиссер Роман Каменский.

Смотрите также

  • 1973
  • Драма, Литература
  • Иосиф Хейфиц
  • 97 мин
  • 1969
  • Комедия, Детская и подростковая тематика
  • Ролан Быков
  • 86 мин
  • 1985
  • Военный, Драма
  • Элем Климов
  • 145 мин
Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Зрители увидят самые интересные постановки.

Подробнее

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть