История одного здания: скоропечатня Левенсона
В конце XIX — начале XX века типография Александра Левенсона была одной из лучших в Российской империи и носила почетное звание поставщика двора Его Императорского Величества. Здесь печатали афиши и программы Императорских театров, рекламу для кондитерских фирм «Эйнем» и «Абрикосов и сыновья», дорогие книги и альбомы с большим количеством иллюстраций. В 1900 году архитектор Федор Шехтель возвел для Товарищества скоропечатни А. Левенсон новое здание: особняк с неоготической композицией и модерновым декором. Рассказываем, как в Трехпрудном переулке появилось «здание во вкусе средневековых сооружений», как его оценил сам Левенсон и почему из-за скоропечатни Патриаршие пруды переименовали в Пионерские.
От маленькой типографии до поставщика двора Его Императорского Величества
Александр Левенсон открыл типографию 31 марта 1881 года в Рахмановском переулке в Москве, в доме своего отца, доктора Александра Левенсона. Оборудования было мало: один ручной типографский станок и печатная машина. Их Левенсон купил у Набилковского коммерческого училища. Так что первое время крупных заказов у производства не было: здесь печатали в основном визитки, рекламные афиши, репродукции икон. Еще в типографии вышел первый сборник Антона Чехова «Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А. Чехонте». Его выпустили в 1884 году небольшим тиражом в 1200 экземпляров.
Однако Левенсон постоянно вкладывал деньги в свою компанию, расширял производство и привлекал новых акционеров — например, книгоиздателя и мецената Иосифа Кнебеля. Вскоре скоропечатня получила первый крупный заказ и начала выпускать газету «Новости дня». Еще Левенсон сам издавал журналы «Дешевая библиотека», «Новости иностранной литературы», «Семья». Их тоже печатали в его типографии.
В 1887 году предприниматель основал Торговый дом А. Левенсона и К°, который вскоре преобразовал в Товарищество скоропечатни А. Левенсон. Развивать скоропечатню не помешал даже крупный пожар, который в 1892 году уничтожил все оборудование. Пайщики вместе с Левенсоном быстро восстановили производство и начали брать даже больше заказов, чем раньше.
В 1896 году товарищество получило заказ от Министерства Императорского двора — напечатать материалы к коронации Николая II. За эту работу фирма Левенсона получила звание поставщика двора Его Императорского Величества. А в 1900-м типография за свою продукцию удостоилась трех медалей на Всемирной выставке в Париже — золотой, серебряной и бронзовой. Члены жюри оценили высокое качество литографии Товарищества скоропечатни А. Левенсон.
«Здание во вкусе средневековых сооружений»
К концу 1890-х годов производству понадобились новые площади. Тогда Левенсон купил землю в центре Москвы, в Трехпрудном переулке. Он решил построить здесь новое здание для товарищества и даже провел конкурс на лучший проект. В нем победил Федор Шехтель. Архитектор чаще всего строил здания в популярных тогда стилях неоготики и модерна. Многие свои дома он украшал башенками, окнами необычной формы, скульптурами и барельефами. Так они напоминали старинные европейские замки и соборы — это было характерно для неоготических построек. А здания в стиле модерн отличали плавные линии, округлые формы и большое количество декоративных элементов — чаще всего растительных орнаментов.
Среди знаменитых проектов Шехтеля конца XIX столетия были его собственный дом в Ермолаевском переулке, особняки Зинаиды Морозовой и Павла Харитоненко. А еще архитектор создавал театральные декорации, рисовал виньетки и иллюстрировал книги.
Новую типографию возвели очень быстро. В январе Шехтель подготовил проект, а уже к концу 1900 года дом был готов. В итоге в Трехпрудном переулке появился целый издательский комплекс: главное административное здание переходом соединялось с производственным корпусом, в котором располагались мастерские и цеха. Шехтель сам разработал звукоизоляцию здания, чтобы шум типографии не мешал Левенсону и его коллегам.
Административное здание сочетает в себе черты и неоготики, и модерна. Внешне оно напоминает старинный замок — для этого корпуса Шехтель выбрал неоготическую композицию. Дом он украсил башенками, эркерами, арками и высокими окнами. Однако в декоре фасада прослеживались и характерные для модерна растительные мотивы — цветы чертополоха. В отделке главного корпуса архитектор чередовал глазурованный кирпич с бежевой штукатуркой. Исследователь творчества Шехтеля Людмила Сайгина писала: «Облицовку фасадов, в которой использованы и прочные строительные материалы, фактуру стекла, глазурованного кирпича и штукатурки Шехтель превращает в средство художественной выразительности. Простота и целесообразность — основные черты, определяющие архитектурную сущность».
А еще специально для типографии в Дрездене изготовили барельеф, который изображал мастеров-печатников за работой. По заказу Левенсона, на здании появились герб Российской империи и знак «Поставщик двора Его Величества».
Александру Левенсону внешний вид особняка понравился. Он писал:
Здание хотя и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке сильно чувствуется так называемый «новый стиль». Он смягчает некоторую строгость и сумрачность средневекового зодчества, и поэтому впечатление от фасада нового здания скорее веселое, без малейшей вычурности. Издали здание красиво выступает своими легкими линиями, высокой шатровой крышей и остроконечностями. Вблизи впечатление значительно выигрывает. Несмотря на свои размеры, постройка не кажется чересчур массивной, а, напротив, поражает своей легкостью.
По книге москвоведа Дениса Дроздова «Тургеневская, Цветной бульвар, Пушкинская, Кропоткинская. Пешеходные прогулки в окрестностях метро»
Шехтель оформил интерьеры в стиле модерн: мраморную лестницу изготовили в форме волны, на стенах разместили кованые светильники, а в вестибюле — барельеф с изображением первопечатника Иоганна Гутенберга. На полу во всех помещениях положили паркет и метлахскую плитку.
А еще по задумке Шехтеля во многих помещениях административного корпуса были необычные потолки: например, в вестибюле их украшали деревянные балки, а в зале заседания пайщиков — кессоны, квадратные углубления и лепнина с растительным орнаментом в виде цветка чертополоха. Самое необычное оформление Шехтель выбрал для кабинета Левенсона — здесь потолок будто бы закручен в спираль.
Читайте также:
Типография Левенсона в XX веке
До революции типография продолжала расширяться. Старое здание в Рахмановском переулке Левенсон не забросил: там остался филиал товарищества и работал собственный писчебумажный магазин компании. В 1901 году Федор Шехтель возвел на новом участке скоропечатни еще один производственный корпус, а через несколько лет достроил ему третий этаж.
В начале XX века в типографии Левенсона выходили дорогие качественные издания: книги с большим количеством иллюстраций, художественные альбомы, факсимильные издания памятников древнерусской литературы. А еще здесь печатали афиши, программы и билеты, открытки для Императорских театров и рекламу для кондитерских фирм «Эйнем» и «Абрикосов и сыновья».
После революции типография закрылась не сразу. В 1917 году в помещениях производственного корпуса работала редакция газеты «Социал-демократ».
Со зданием в Трехпрудном переулке связана и городская легенда: якобы в первые дни после революции к Левенсону пришли большевики и попросили напечатать новые деньги. Оплату предложили взять из части тиража — столько, сколько издатель хочет. Левенсон отказался: хотел сразу получить настоящие деньги.
В советское время товарищество национализировали, однако здесь продолжала работать типография. А еще именно в этом доме в 1922 году собрался первый пионерский отряд в СССР. В честь этого на здании повесили памятную табличку: «В феврале 1922 года комсомольцы Краснопресненского района г. Москвы провели в этом здании первый сбор первого пионерского отряда в Советской России». А расположенные неподалеку Патриаршие пруды даже переименовали в Пионерские. Новый топоним не прижился: москвичи продолжили называть это место по-старому. Официально Патриаршими пруды вновь стали только в 1992 году.
В 1990-е годы в доме работали офисы. К началу XXI века особняк находился в плохом состоянии: была утрачена вся внутренняя отделка, часть декора фасада.
Реставрация здания началась в 2013 году под руководством архитектора Надежды Шемшуриной. Дому вернули оригинальный облик. По сохранившимся чертежам восстановили кровлю, герб Российской империи, эмблему типографии. Внутри особняка очистили стены, отреставрировали полы и потолки, окна и двери. По архивным документам удалось воссоздать даже оригинальные светильники — один из них установили на столбик перил, внешне он напоминает медузу. Реставрация скоропечатни Левенсона завершилась в 2016 году, а после нее здание приспособили под офисы.
Автор: Анастасия Войко