Публикации раздела Кино

Как отечественное кино покоряет Венецию

В основном конкурсе нынешнего, 73-го фестиваля — картина Андрея Кончаловского «Рай». А в конкурсе «Венецианская классика» — фильмы «Очи черные» Никиты Михалкова и «Сталкер» Андрея Тарковского. Им предстоит соревноваться со знаменитыми картинами Вуди Аллена, Акиры Куросавы и других великих режиссеров. Оригинальный конкурс шедевров придумали в Венеции несколько лет назад, и в нем уже поучаствовали несколько отреставрированных советских картин.

В преддверии открытия очередного МКФ в Венеции предлагаем пересмотреть фильмы, в разные годы отмеченные наградами престижного киносмотра.

«Путевка в жизнь» Николая Экка, первый отечественный звуковой фильм, была показана на первом Венецианском кинофестивале, который был проведен в 1932 году по настоянию Бенито Муссолини. Призов в тот раз еще не давали, но зрители приняли советскую картину чрезвычайно хорошо.

«Пышка» Михаила Ромма, «Новый Гулливер» Александра Птушко, «Веселые ребята» Григория Александрова вошли в коллекцию новых советских фильмов, представленную на МКФ в Венеции 1934 года. Эта внушительная подборка была отмечена призом за лучшую национальную кинопрограмму.

Музыкальная комедия Григория Александрова по сценарию Александра Раскина и Мориса Слободского «Весна» принесла авторам приз за лучший сценарий, а масштабный исторический фильм Всеволода Пудовкина «Адмирал Нахимов» был отмечен призом за лучшие массовые сцены — таков был улов советского кино на киносмотре в 1947 году.

В 1953 году члены жюри Венецианского фестиваля разделили восхищение советских зрителей умением Александра Птушко сказку сделать былью: фильм «Садко» был награжден важным венецианским призом — «Серебряный лев».

Через два года, в 1955-м, «Серебряный лев» фестиваля вновь уехал в СССР: награда была присуждена команде фильма Самсона Самсонова «Попрыгунья».

Венецианский МКФ 1962 года — важная веха в истории отечественного кино. На нем зажглась звезда Андрея Тарковского. С первым полнометражным фильмом, снятым в довольно экстремальных условиях, молодой режиссер приехал на знаменитый международный кинофестиваль и абсолютно покорил искушенную публику, а также, конечно, членов жюри. Картина «Иваново детство» получила главный приз фестиваля — «Золотого льва святого Марка». С тех пор за каждый фильм Тарковского вступали в бой отборщики крупнейших фестивалей мира. Бороться им приходилось не только друг с другом, но и с советскими киноначальниками — тогда именно они решали, выпустить ли фильм за рубеж…

В 1964 и 1965 году Специальный приз жюри фестиваля уходил к советским картинам — важнейшим для нашего кино, переживавшего оттепельный взлет. «Гамлет» Григория Козинцева и фильм Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» были отмечены в Венеции.

В конкурсе фильмов для детей в 1966 году победил Александр Митта с фильмом «Звонят, откройте дверь».

На фестивале 1971 года Глеб Панфилов получил «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу — фильм «Начало». На следующий год Серебряный приз конкурса дебютов «Венеция — молодежь» получила Лариса Шепитько за картину «Ты и я».

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ! На сегодняшний день четыре отечественные картины отмечены главным призом Венецианского кинофестиваля: «Иваново детство» Андрея Тарковского, «Урга — территория любви» Никиты Михалкова, «Возвращение» Андрея Звягинцева и «Фауст» Александра Сокурова.

Путевка в жизнь
Драма
1931
106 мин
Пышка
Драма
1934
63 мин
Веселые ребята
Комедия
1934
90 мин
Новый Гулливер
Комедия
1935
64 мин
Адмирал Нахимов
Биографический
1946
93 мин
Весна
Комедия
1947
102 мин
Садко
Сказка
1952
90 мин
Попрыгунья
Мелодрама
1955
85 мин
Иваново детство
Военный
1962
91 мин
Гамлет
Драма
1964
73 мин
Звонят, откройте дверь
Семейный
1965
75 мин
Начало
Драма
1970
86 мин
Ты и я
Драма
1971
97 мин
Сталкер
Фантастика
1979
155 мин

Смотрите также

Ерлан Нурмухамбетов: «Я хочу, чтобы зритель почувствовал дыхание жизни»
Мы поговорили с автором и режиссером фильма «Ореховое дерево» о его новой работе, пути в кино, современной казахской киноиндустрии и зрителе.
«И так сойдет!»
Советские мультфильмы о хулиганах и двоечниках.
Школьные драмы в советском кино
Как менялись взаимоотношения учеников и учителей на киноэкранах.